Личный счет


Александр Сергеев,

Фото с сайта slova.by
Фото с сайта slova.by
Тарифы на коммунальные услуги — больная тема и для жилищно-эксплуатационных организаций, и для жителей. Первые то и дело требуют их повышения, вторые с таким же постоянством негодуют по поводу изменившихся цифр в жировках. При этом возмущенный глас единоличного собственника многокомнатных хором может быть громче, чем протест старушки из однушки, имеющей несоизмеримо меньший доход в виде пенсии.

Похоже, многие до сих пор мыслят стереотипами советских времен, когда квартиры предоставляли даром, а плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) была почти символической. О долевом участии в ремонте подъезда или благо­устройстве двора и речи не заходило. Выступи с таким предложением какой-нибудь управдом — его бы мигом зачислили во враги народа. Света жгли, сколько хотели, вода из кранов лилась рекой.
 
Знаете, почему в Минске более 3 тысяч домов, построенных до 1993 года, нуждаются в тепловой модернизации? Потому что на стадии проектирования даже не всплывали такие термины, как теплосопротивление стен или энергоэффективность здания. Энергоресурсы были дешевыми и казались неиссякаемыми. Но сим-сим закрылся.
 
Какие бы финансово-экономические передряги не сотрясали нашу республику после распада СССР, ЖКХ при поддержке государства выполняло свою основную функцию — обеспечивало население необходимым набором коммунальных услуг. Не было ни одного случая, чтобы зимой жилой дом остался без отопления. Не в укор будет сказано стране-соседке, но в России — и это известный факт — замерзали целые города. При этом в новой реальности стала очевидной не очень приятная вещь: жилищный фонд — это огромная энергозатратная машина. Сегодня из госбюджета покрывается более 70 процентов затрат на коммуналку. Однако на дотациях далеко не уедешь. Значит, необходимо увеличивать расходы самих жильцов на содержание жилья, тем более что подавляющее большинство квартир приватизировано.
 
Семья из 3 человек (родители и сын-школьник) проживает в 2-комнатной квартире общей площадью 55 квадратных метров. Мать и отец вместе зарабатывают 7 миллионов рублей. За коммунальные услуги, потребленные в августе, заплатили 120 тысяч рублей. Это 1,7 процента от семейного дохода.

Сам себе калькулятор

Здесь возможны два пути. Первый и заранее проигрышный — просто периодически ставить людей перед фактом: будешь платить больше. Второй, принятый во многих развитых странах, — предоставить жителям возможность самим определять, сколько энергии (тепловой, электрической, воды) им необходимо, и рассчитываться по факту их потребления. В этом направлении движется и наша страна. С водопотреблением вроде разобрались: установлены счетчики, введена дифференцированная оплата. По такому же разграничительному принципу в скором времени будем расплачиваться и за электроэнергию. Однако порядок предоставления самой энергоемкой коммунальной услуги (население оплачивает менее 20 процентов) — отопления (плюс подогрев воды) — фактически не претерпел изменений. Поквартирный учет тепла внедряется со скрипом.
 
Например, в столице только 437 домов оснащены индивидуальными приборами учета тепла, а рассчитываются по ним всего в 264 домах, в основном принадлежащих ЖСПК и товариществам собственников. Причем это новые здания, построенные с горизонтальной разводкой, которая позволяет установить теплосчетчики. Старый жилфонд в этом плане — темный лес. Основная причина, по которой жильцы не заинтересованы в экономии теплоэнергии, — низкий тариф на эту услугу.
 
На совещании, посвященном работе экономики за истекший период 2012 года, оценке итогов года и проектам прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2013 год, как сообщает Б­елТА, Президент Беларуси Александр Лукашенко остановился на теме тарифов на коммунальные услуги: "Мне уже надоело от вас слушать эти просьбы: 5 долларов мало, давайте 10-15 долларов. Некоторые люди сегодня с воды на хлеб перебиваются, а вы — дайте-дайте!"
Александр Лукашенко предложил подходить к этому вопросу дифференцированно, учитывая разницу в доходах: "Богатый человек не должен платить 25-30 процентов стоимости коммунальных услуг". "Мы же не привыкли дифференцированно работать. Организуйте эту работу", — поручил Глава государства.

Не хочу и не плачу

Наших гостей из Западной Европы всегда удивляла позиция государства в сфере ЖКХ: львиная доля затрат на коммуналку оплачивается из бюджета и при этом в стране существует армия неплательщиков. Причем лишь единицы из них — опустившиеся на социальное дно, хронические алкоголики и наркоманы. Так, в Минске сумма просроченной задолженности составляет около 5 миллиардов руб­лей. Более 95 процентов уклонистов (почти 25 тысяч лицевых счетов) — это вполне нормальные и платежеспособные люди, о чем свидетельствует тот факт, что они имеют задолженность по квартплате сроком до 3 месяцев (от 3 до 6 месяцев — 2 процента). Расплатился по жировке спустя пару дней после установленного срока — не беда (пеня всего 0,3 процента). Просрочил платеж на месяц — не проблема. Согласно законодательству, отключить коммунальные услуги могут не раньше чем через два месяца (расчетных периода) задолженности. А переселить неплательщика в жилье меньшей площади можно только в том случае, если он не платил по счетам не менее полугода, причем для разбирательства и принятия решения потребуется не одно судебное заседание.
 
Еще характерный в плане несовершенства (или лояльности?) законодательства пример. Один столичный квартиросъемщик задолжал по коммунальным платежам более 58 миллионов рублей. Но не могут не только его выселить, но даже отключить в квартире коммунальные услуги. Потому что в ней зарегистрированы еще 6 человек, включая несовершеннолетних. А то, что они фактически проживают по другим адресам, значения не имеет…
 
По справедливости

В правительстве разработана программа постепенного повышения тарифов на ЖКУ сообразно росту заработной платы. Конечно, можно единовременно решить проблему методом шоковой терапии, то бишь обязать собственников и нанимателей уже сегодня оплачивать 100 процентов стоимости потребленных коммунальных благ. Что произойдет?
 
Состоятельный человек этого может и не заметить, а малоимущему элементарно не будет хватать денег на еду. В связи с этим дифференцированная оплата коммунальных услуг в зависимости от доходов и материального положения граждан, о которой высказался Глава государства, могла бы стать справедливым способом решения тарифного вопроса. Главное — правильно определить, кто действительно нуждается в льготах по оплате ЖКУ. К какой из этих категорий можно отнести, к примеру, предпринимателя, который начал с нуля и, работая сутки напролет, добился успеха своими умом и руками? А к какой — пьяницу-дворника или повесу-инженера: здоровых, не обделенных умственными способностями, но избравших необременительный жизненный путь с гарантированным набором социальных благ?
 
Программой деятельности правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров от 18.02.2011 г. № 216, предусмотрено поэтапное повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 60 процентов с доведением его по отдельным видам услуг до уровня себестоимости (водоснабжение, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, электро- и газоснабжение) в увязке с ростом доходов населения и одновременным оказанием наи­менее защищенным его группам государственной адресной социальной помощи для оплаты этих услуг.
 
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-50%
-15%
-10%
-20%
-25%
-40%
-50%
0058043