Личный счет


Наталья Вавилова,

Нынешнее лето оказалось удивительно плодовитым на кисло-сладкие фрукты. Те, кто регулярно бывает у родственников в деревне или посещает кровные сотки, уже смог­ли в этом убедиться не на словах, а на деле. Дотошные исследователи тоже времени даром не теряли и успели подсчитать: жителям респуб­лики предстоит собрать не менее 600 тысяч тонн таких фруктов. Смелая статистика позволяет сделать предположение, что магазинные полки будут просто ломиться от спелых "имантов", "имрусов", "белорусских сладких" и иже с ними. А что на деле?

Заглянув в ближайший от работы магазин, расположенный на проспекте Независимости, пришлось убедиться воочию: небывалый урожай еще на пути к покупателю. Иначе как объяснить то, что на полках только один сорт отечественной продукции, и его цена не воодушевила? Кило белорусских "имрусов" урожая нынешнего года тянет здесь на 12 с лишним тысяч рублей. И это при том, что рядышком красуются приезжие гости: апельсины, лимоны, нектарины, бананы… почти за такие же деньги.

Поход в дискаунтер, позиционируемый в качестве территории низких цен, тоже энтузиазма не добавил. Хотя здесь на предмет урожая было уже погуще. Правда, из четырех сортов яблок, предложенных покупателям, два были импортными. Яблоки из "соседнего" чилийского региона предлагали почти за 17 тысяч, польские — за 11. Отечественный товар тянул на 7-8 тысяч.

Однако результаты эмпирических наблюдений зашкалили совсем в другом месте. Магазин сетевого формата, расположенный неподалеку от дома, поразил изобилием плодов: аж 8 сортов (!) крас­ных и зеленых яблок предлагалось притязательному покупателю. Но все они были… импортными. Причем некоторые из плодов поставщики не поленились привезти в богатую яблоками Беларусь из Южно-Африканской Рес­публики. "Ред принц", "веллант", "фуджи", "грант смит", "ауксис" и подобные им экземпляры стоили соответственно: от 8,5 тысячи рублей до 32 тысяч. От этого экзотического изобилия просто скулы свело и подумалось: куда ж податься покупателю, настроенному на отечественный товар?

В Главном управлении потребительского рынка (ГУПР) Мингорисполкома постарались указать четкое направление:

— В торговую сеть города ежедневно поставляется около 100 тонн яблок. Эту продукцию везут в основном из Минской области, а реализуют не только через магазины, но и рынки, объекты мелкорозничной торговли. Кроме того, в осенний период яблоки по приемлемым ценам предлагают на сельскохозяйственных ярмарках и специальных сезонных площадках в районах города.

Тем не менее в ГУПРе сетуют: среднедневная реализация кисло-сладких плодов в торговой сети по сравнению с прошлым годом снизилась. Запасать яблоки в обход магазинов горожанам помогают собственные деревенские сотки, приусадебные участки и дачи. Вот и изобретает торговля более эффективные пути к потребителю.

В Минске определены 105 магазинов, которые производят закупку яблок у населения. Перечень этих объектов выставлен на сайте Мингорисполкома. В самих магазинах также размещены соответствующие объявления.

— Мы рекомендовали магазинам вместо предельной 25-процентной торговой надбавки на яблоки применять наценку в размере 500 рублей на кило, — поясняют в управлении. — Это положительно сказывается на конечной стоимости товара.
Вариант, безусловно, подходящий. При 500-рублевой наценке магазину уже неважно, какие яблоки реализовывать: "чилийские" за 20 тысяч или свои, кровные, за 5. Прибыль все равно будет одинаковой.
В ГУПРе также отметили: в тандеме с производителями столичные гипермаркеты будут нынче проводить дегустацию отечественных яблок. Расчет торговли прост — новшество поможет разрекламировать отечественный товар и продать как можно больше такой продукции. Кроме того, чтобы стимулировать реализацию и разнообразить товар на прилавке, магазины города принимают яблоки у населения. В столице уже определены 105 таких торговых объектов.

По данным Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, реализацию плодоовощной продукции, и яблок в том числе, в столице осуществляют 570 магазинов и 16 рынков. На территории города организованы также 240 объектов мелкорозничной торговли (лотков). Кроме того, на осенний период определены площадки для ежедневной торговли плодоовощной продукцией во дворах. В нынешнем году таких точек шаговой доступности будет 138.
 
Нужные услуги в нужный момент
-11%
-30%
-50%
-30%
-15%
-10%
-20%
0058415