Личный счет


Игорь Филипенко,

Фото с сайта romny.osp-ua.info
Фото с сайта romny.osp-ua.info
Белорусы оплачивают лишь 21% реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг, сообщил на днях заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Геннадий Трубило, добавив к этому, что уровень возмещения затрат населением должен быть выше. Слишком большие дотационные нагрузки несет бюджет. Сложившийся в стране механизм оплаты коммунальных услуг является безусловно социально щадящим, но для отрасли экономически разорительным. Сфера ЖКХ расплачивается технологическим отставанием и потерей квалифицированных кадров. При этом обыватель получает с каждым месяцем все возрастающий счет в жировке.

Верблюд и соломинка

Если исходить из данных официальной статистики, согласно которым оплата коммунальных услуг стабильно занимает 5% в расходах белорусского домохозяйства, - то полное, стопроцентное возмещение затрат ЖКХ займет, как нетрудно подсчитать, уже четверть семейного бюджета.
 
Такого шокового решения правительство, понятно, принимать не будет. Социальный характер белорусского государства подобные шаги исключает. Но ползучий рост коммунальных тарифов мы неизбежно будем наблюдать. Отчасти это и отзвук девальвации прошлого года, - в социально защищенную сферу ЖКХ она пришла в последнюю очередь. Но в значительной степени рост жировок - постепенное перекладывание бюджетного бремени на плечи квартировладельцев.
 
В известной восточной притче последняя соломинка переломила спину верблюду. Отечественные коммунальные тарифы еще далеки от неподъемных величин. Но очевидно уже приближаются к какому-то пороговому значению, после которого проблема оплаты жировок становится социально чувствительной. А значит, требующей внимания высших этажей власти. Собственно, социальная и экономическая несправедливость сложившейся тарифной политики в сфере ЖКХ видна всем. Чем состоятельнее наш соотечественник, чем больше у него квадратных метров, чем более щедро он потребляет электроэнергию, тем больше субсидий выдает ему белорусское государство.
 
Уйти от экономического абсурда предлагается путем введения дифференцированной оплаты коммунальных услуг. Дифференцированный подход – значит прямо противоположный уравниловке. Однако видеть эту дифференциацию можно по разному. Прямо на поверхности решение социалистическое – богатые платят больше, бедные меньше. Вот только организация системы учета доходов белорусских домохозяйств (и непрерывного мониторинга этих доходов, добавим) потребует таких затрат, какие сведут на нет все надежды на экономию бюджета.
 
Сценарий, при котором устанавливаются дифференцированные тарифы в зависимости от объемов потребления услуг, всем хорош. С 1 октября 2011 года в Беларуси введена дифференцированная оплата по статье расходов "вода-канализация". Подсчитали сложившееся среднедушевое потребление воды (в Минске - 151 л воды на человека в сутки, в регионах - 143 л) и вывели физиологический оптимум. Он составил усреднено 4,2 куб.м воды в месяц на человека. Этот объем оплачивается по дотируемому тарифу, все что свыше - по тарифу в три раза более высокому. То есть по тарифу, обеспечивающему экономически обоснованные затраты. Такой же подход в оплате электроэнергии очень хотели бы ввести белорусские энергетики.
Но возможности этой схемы в ЖКХ, по-видимому, уже исчерпаны. Ибо применима она только в случае регулируемых ресурсов.

То есть в тех случаях, где можно прикрутить кран или заменить лампочку на энергосберегающую. Но пенсионерка, проживающая в двухкомнатной квартире, никак не может сократить количество своих квадратных метров и, следственно, плату за техобслуживание. За лишние метры с нее и сегодня уже ЖЭС берет копейку.
 
Остается возвращение к старым добрым жилищным субсидиям. То есть берем со всех стопроцентную оплату услуг ЖКХ, а тем, кто нуждается, - помогаем из социальных статей бюджета. Но законодателям в таком случае предстоит ответить на непростые вопросы. Каким образом будет определена планка этой нуждаемости? Какой процент населения попадает в получатели жилищных субсидий? И самое существенное – сколько может позволить себе отпустить на такие цели бюджет?
 
Среди возможных ответов на эту финансовую головоломку есть одно решение, отчасти интригующее. Белорусская модель управления славится умением находить нестандартные решения. И когда глава государства произносит: "Мы думаем, как очень богатых людей попросить, чтобы они нам помогли по коммуналке", - есть высокая вероятность, что состоятельные граждане Республики Беларусь откликнутся. Сумели же, в конце концов, построить всей республикой Национальную библиотеку, обратившись к лучшим чувствам соотечественников.
Во всяком случае, сохранять ситуацию в национальном коммунальном хозяйстве в неприкосновенности становится все труднее. В республиканском бюджете-2013 запланировано более 10 триллионов. рублей на субсидирование ЖКХ. Это позволит ЖЭСам покрывать затраты. Но и только. Ресурсов для инновационного развития у коммунальной сферы не остается. Недостает даже средств для удержания квалифицированных кадров. Одна из самых востребованных вакансий в Минске сегодня – слесарь КИПиА. В любом столичном ЖЭСе примут с объятиями. Но предложить привлекательной зарплаты не смогут.
 
Назовем его ЧУК

Дать коммунальному хозяйству ресурсы для развития можно, пустив его в рыночное море. То есть, открыв для конкуренции и частной инициативы. Вот только опыт, накопленный нашими соседями в этом деле, нужно изучать крайне осмотрительно.
 
Коммерциализация сферы ЖКХ на постсоветском пространстве идет вовсю. Только в России количество частных управляющих компаний (ЧУК), пришедших на смену ЖЭСам, с 2007-го по 2010 годы увеличилось с 15% до 75%. Коммунального процветания, а тем более снижения тарифов при этом не наступило. Конкуренции просто не наблюдается, отмечают специалисты. В сущности, произошла банальная приватизация ЖЭСов.
 
Активно работают частные управляющие компании в Казахстане. Стоимость техобслуживания одного квадратного метра в месяц там примерно составляет 1 евро. Это в 20 раз больше, чем аналогичный белорусский тариф в 500 рублей.
Коммунальные преобразования в Латвии тоже на слуху. Для малоимущих горожан ежемесячные платежи могут достигать 80-90% их доходов. Правительство прибалтийской страны, по сути, даже не формулировало задачу создавать какие-то "подушки безопасности", вырабатывать механизмы социальной защиты. Рынок в чистом виде.
 
В рамках социально ориентированной белорусской государственной модели реформирование сферы ЖКХ можно осуществить менее болезненно, считает Виктор Ермоленков - доцент кафедры управления региональными системами АПК Института госслужбы Академии управления при Президенте Республики Беларусь, который занимается локальными стратегиями устойчивого развития.
 
"ЖЭСы не имеют ни источников инвестиций, ни стимулов для зарабатывания прибыли, - говорит он. – Ключевое решение для Беларуси заключается в создании конкурентного рынка частных управляющих компаний в сфере ЖКХ. Такие компании будут нацелены на снижение издержек и поиск доходов".
 
Виктор Ермоленков считает наиболее привлекательным для Беларуси немецкий опыт. В первую очередь, по его мнению, стоило бы изучить хорошо отработанные в Германии технологии энергосберегающей санации здания, использование альтернативных источников энергии, умение превратить отходы в доходы. Раздельный сбор мусора превращает его во вторичные ресурсы, напоминает эксперт. При инновационном подходе совсем не фантастикой выглядит появление в белорусских широтах "zero energy house" - дома с нулевым энергопотреблением.
 
Сколько сегодня в Беларуси частных управляющих компаний в сфере ЖКХ? Ни одной, отвечает исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Каленов. Действующий Жилищный кодекс даже не содержит такого понятия. Закон попросту не предусматривает конкурентной среды в сфере жилищно-коммунальных услуг.
Правда, идеи реформирования национального жилищно-коммунального хозяйства уже начали проникать в депутатский корпус. Есть вероятность, что новый созыв парламента распашет эту законодательную целину.
 
"Полномасштабная программа реформирования ЖКХ по немецкой модели займет не менее десяти лет, - говорит Геннадий Каленов. – Но этот путь стоит пройти. Ведь для большинства белорусов квартира стоимостью в несколько десятков тысяч долларов – их единственный капитал. И каждый из нас заинтересован в том , чтобы рыночная стоимость семейного богатства как минимум не снижалась. А еще лучше - повышалась в цене. Именно на это и должна быть заточена деятельность частных управляющих компаний".
 
Все эксперты единодушны в том, что реформу ЖКХ в Беларуси можно осуществить щадящим образом. Не в такой людоедской форме, как у наших прибалтийских соседей. Социальные традиции страны обязывают на пути к рынку поддерживать тех, для кого такой переход нелегок, - пенсионеров и многодетные семьи.
 
Нужные услуги в нужный момент
-13%
-50%
-10%
-10%
-15%
-30%
-20%
-37%
-37%