1. «С такой болезнью живут до 30 лет». История Кати и ее сына Вани с миопатией Дюшенна
  2. В программе белорусских каналов на следующую неделю нет «Евровидения». Попробовали разобраться, что это значит
  3. «Шахтер» обыграл «Неман» и установил новый рекорд чемпионата. БАТЭ добыл волевую победу над «Рухом»
  4. Открыли TikTok-парк, в планах — расчетно-справочный центр. Как пробуют «оживить» торговый центр «Столица»
  5. Матч между хоккейными сборными Беларуси и Казахстана отменен
  6. По центру Минска ранним утром гулял бобр. Рассказываем, что с ним приключилось
  7. Ваш народ от рук отбился. Почему у власти уже сбоит система распознавания «свой-чужой». Мнение
  8. В обвинении по «делу студентов» прокуроры говорят о санкциях ЕС и США
  9. Надежды нет? Прикинули, ждать ли белорусам тепла этим летом
  10. Уволенному директору Оперного театра нашли новую работу
  11. Что сейчас происходит в Индии, которая шокирует мир смертностью от COVID-19? Рассказывают белоруски
  12. Лукашенко подписал законы о недопущении реабилитации нацизма и противодействии экстремизму. Что изменится?
  13. Тысячи человек пришли на первый за 30 лет концерт «Кино» в Москве. Показываем, как это было
  14. Депрессия и 20 лишних кг почти похоронили ее карьеру. Фигуристка, которая была одной из лучших в мире
  15. «Расходы превышают доходы, нужно еще 10−15 млн». Олексин может выкупить торговый центр «Валерьяново»
  16. Суд по делу задержанной журналистки TUT.BY Любови Касперович не состоялся. Она остается на Окрестина
  17. Мангал под навесом уже не в тренде. Вот как круто белорусы обустраивают свои террасы и беседки
  18. Посмотрели цены на рынке «Валерьяново», куда приезжал Лукашенко, и сравнили с Комаровкой
  19. «Все средства будут использованы». Сколько денег белорусы уже собрали на восстановление костела в Будславе
  20. Лукашенко говорил, что «несогласных» студентов нужно отчислить, а парней отправить в армию. Где эти ребята сейчас?
  21. Медики больше не будут прививать от ковида всех желающих в ТЦ «Экспобел»
  22. «Одна из нас умерла от отека мозга». История девушки, которая с друзьями отравилась мухоморами
  23. Рост ВВП, долгов и заветные «по пятьсот». Кратко о том, как развивалась экономика в последние 10 лет
  24. Фура и микроавтобус столкнулись под Смоленском — пострадали 13 белорусов, один в крайне тяжелом состоянии
  25. Белорусы «без государства ни черта не сделают»? Собрали примеры, которые доказывают, что это не так
  26. Генпрокурор обвинил сопредельные государства в попытке внедрить в Беларусь «коричневую чуму»
  27. В Гомеле из-за вылетевшего на тротуар авто погибла девочка. Поговорили с экспертами и ГАИ, как защитить пешеходов в таких ДТП
  28. Проект указа: садовые товарищества могут стать населенными пунктами. Но не сразу
  29. «Молодежи здесь заняться нечем». История о вынужденном переселении в деревню — по распределению
  30. «50% клещей заражены». Врач — о клещевом боррелиозе и первой помощи при укусе
реклама


Сяржук Серабро,

Весной государственные СМИ пестрели сообщениями — вот-вот прилетят в Витебск чешские самолеты L-410 и новая авиакомпания "Витавиа" начнет пассажирские полеты. Увы, уж выпал снег, самолеты так и не прилетели, а сотрудники витебской авиакомпании с мая не получают зарплату.

Началась эта история в июне 2011 года, когда председатель облисполкома Александр Косинец, министр транспорта и коммуникаций Александр Щербо и член совета директоров чешской компании PDW-group s.r.o. Павел Городнов подписали инвестиционный договор о создании на базе аэропорта "Витебск" авиатранспортной компании. Для большей солидности при подписании присутствовал еще и вице-премьер Анатолий Тозик.
 
Белорусских чиновников, подписавших договор с господином Городновым, не смутило ни то, что он является академиком "Всемирной космогуманистической лиги наций", ни то, что у компании PDW-group s.r.o., обещавшей инвестировать в бюджет Витебской области 50 миллионов евро, уставной фонд составляет всего 5 миллионов чешских крон, или около 200 000 евро.
 
Как бы то ни было, в Беларуси зарегистрировали Иностранное частное унитарное авиатранспортное предприятие "Витавиа", оно начало набор персонала и подготовку пакета документации, необходимой для осуществления авиаперевозок. PDW-group s.r.o. с Aircraft Industries был заключен контракт стоимостью 7 миллионов евро на сборку двух самолетов L-410 и обучение шести летчиков и шести техников.
 
Проблемы возникли, когда "Витавиа" в феврале 2012 года согласно контракту хотела отправить летчиков на обучение в Чехию. Оказалось, что самолеты построены (они и сейчас еще находятся на заводе), но деньги за них не заплатили. Естественно, что чехи отказались оформлять визы и обучать белорусский персонал, пока не получат хоть какие-то деньги по контракту.
 
Инвестор в лице Павла Городнова объяснял, что он не может перечислить деньги, пока не утвержден генеральный план развития компании. Действительно, если Витебский облисполком подписал генплан еще в конце 2011 года, то добиться его утверждения Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций оказалось нелегко. По словам заместителя директора по организации летной работы "Витавиа" Ивана Новичкова, там, мягко говоря, встретили без энтузиазма появление потенциального конкурента "Белавиа".
 
Новой авиакомпании предлагали отказаться от международных пассажирских и грузовых авиаперевозок, а ограничиться только рейсами внутри Беларуси. Не нужно быть близким к авиации, чтобы понять, что полеты из Витебска в Бобруйск вряд ли будут рентабельными. В конце концов, с рядом оговорок, генеральный план развития авиакомпании "Витавиа" был утвержден департаментом по авиации только 29 июня 2012 года, т.е. спустя год после заключения инвестиционного договора, что этот договор и нарушало, так как утверждение должно было состояться в конце 2011 года и задержка составила полгода.
 
Однако и после утверждения генплана инвестор денег за самолеты не перечислил. Более того, если до мая 2012 года витебская авиакомпания получала от него средства на аренду помещений и заработную плату, то теперь и этого не стало. Более двух десятков человек остались без средств к существованию. Павел Городнов все реже появлялся в Витебске, а затем и вовсе перестал отвечать на телефонные звонки.
 
Сквозь пальцы смотрели на творящееся в "Витавиа" курировавшие проект начальник отдела транспорта и коммуникаций облисполкома Андрей Гулидин и заместитель председателя облисполкома Анатолий Диулин. То, что чиновников не волновали сидящие без зарплаты сотрудники частной компании — не удивительно.
 
Но ведь уже несколько месяцев не поступают в государственную казну налоги и арендная плата за помещения в витебском аэропорту! При этом в сентябре печатный орган Витебского облисполкома — газета "Витебский рабочий" — продолжала публиковать на первой странице победные реляции о создании уже целого холдинга "Vitavia". О том, что его работники несколько месяцев сидят без денег, не сообщалось.
 
Всякому терпению приходит конец. Часть работников горемычной авиакомпании подали на работодателя в суд, первое заседание состоялось, но ответчик на него не явился. Другие со своей проблемой "пробились" на прямую линию с помощником президента Николаем Домашкевичем, которая состоялась 17 октября. Он дал поручение заместителю председателя облисполкома Владимиру Новацкому разобраться с проблемой, но с работниками компании пока никто не встречался.
 
В конце материала хотелось бы задать вопрос — по каким критериям господа Косинец и Щербо, подписавшие инвестиционный договор с белорусской стороны, оценивали серьезность инвестора? Какие гарантии предоставило чешское общество с ограниченной ответственностью, имеющее уставной фонд в 200 тысяч евро и занимающееся электронными денежными переводами, предлагая инвестировать 50 миллионов евро для развития авиации в Витебской области?
 
А если завтра какой-нибудь городской сумасшедший придет в облисполком и предложит инвестировать миллиард долларов в постройку гоночной трассы формулы F1 под Витебском, ему тоже предложат карт-бланш? И опять крайними окажутся обычные жители нашего города, поверившие подписям государевых людей под инвестиционным договором, а теперь не имеющие средств кормить семьи?
-10%
-11%
-25%
-10%
-20%
-41%
-15%
-50%
-30%
-12%
0073226