Личный счет


Ольга Астапович,

Фото с сайта giport.ru
Белорусская бизнес-леди работает в сфере услуг, не готова рисковать и успевает закатывать огурцы...

В Европе и Америке государство старается максимально вовлечь женщин в бизнес: поддерживает финансово на начальном этапе, предлагая льготное кредитование, консультирует по возникающим вопросам.

— Объясняется просто: проблема безработицы "упакована" в красивую идею развития женского предпринимательства. Ведь в первую очередь в компаниях попадают под сокращение женщины, работодатели часто не рискуют брать молодых девушек, у которых впереди декретные отпуска или больничные с маленькими детьми. После завершения декрета многим просто некуда вернуться — места их уже заняты, — рассказывает директор и соучредитель информационно-аналитического агентства "Бизнес-новости" Ирина Юзвак. — В Беларуси считается, что проблемы безработицы нет.


 
Кредит на реализацию своей бизнес-идеи в банке можно взять лишь на очень невыгодных условиях, под грабительские проценты. Чаще всего, признаются состоявшиеся белорусские бизнесвумен, приходится рассчитывать только на свои сбережения и на помощь близких. Кто-то начинает с тысячи, кто-то и вовсе с трех сотен долларов… С таким стартовым капиталом сильно не разгуляешься, потому женщины в Беларуси преимущественно создают бизнес в сфере услуг.
 


Часто есть сложности с доступом к иным ресурсам, например к помещениям и производственным площадям. Нередки случаи, когда просто "выселяют" на улицу. С таким отношением чиновников столкнулась учредитель компании "Сталкер-Медиа" Наталья Космач, когда начинала работать в регионе.

 
— Еще одна проблема женского предпринимательства — это отсутствие центров поддержки, где можно было бы получить консультации. Начинающие предприниматели заинтересованы в тренингах, на которых дают "концентрированную" информацию о том, например, как открыть собственную компанию, — отмечает совладелец развлекательного центра "Ямайка" Анна Байдачная.
 

 
Большой дефицит информации как проблему для женщин, которые приходят в бизнес, называет и управляющий партнер "Центра финансовых консультаций", сооснователь сообщества StartupByWomen Любовь Закревская.
 
— Мужчина спросит у друга-бизнесмена, женщина — у подруги, которая, если и посочувствует, то помочь не сможет, — приводит пример она. — Нужно не бояться спрашивать, для этого мы и создали сообщество StartupByWomen и готовы делиться профессиональной информацией с коллегами.
 
Развитию "женского" бизнеса мешают общественное мнение и… воспитание!
 
— Нам немного нужно отряхнуться от советского мышления. С детства девочкам мамы повторяют: не научишься вкусно варить борщ и качественно мыть пол — не возьмут замуж! Если самостоятельно не сможем измениться, взять инициативу в свои руки, всю жизнь будем сидеть, терпеть и ждать. Сейчас девочек нужно воспитывать по-новому, нацеливать на иное, — советует Наталья Космач.
 
По-прежнему сильны стереотипы "женщина в бизнесе – это мужчина в юбке", "жена должна зарабатывать меньше мужа", "бизнесвумен не может быть нежной женой и заботливой мамой". Хотя, очевидно, что часто бывает как раз наоборот.


 
— Мое желание работать на себя было сопряжено с желанием приобрести свободу: надоело сидеть в офисе с 9 до 18 часов, за 15-минутное опоздание стоять "на ковре", а самое главное — теперь я могу уделять гораздо больше времени своему мужу и ребенку. Это для меня очень важный аргумент, — опровергает стереотип о круглосуточной загруженности успешных женщин соучредитель персонал-центра Staff.By Надежда Ратобыльская.
 
Если правильно спланировать день, то хватает времени и на то, чтобы огурцы на зиму закатать, шутят современные бизнес-леди. Трудно бывает на первых порах, но постепенно все приходит в норму.
 
Еще одной причиной, заставляющей отправиться "в свободное плавание", является неспособность двигаться по карьерной лестнице и больше зарабатывать.
 
— При прочих равных на одной должности заработная плата женщины примерно на 20 процентов ниже мужской. Женщине тяжелее продвигаться по карьерной лестнице и, достигнув определенной планки, она вынуждена либо меня компанию, либо открывать свое дело. Так было у меня: понимаешь, что можешь гораздо больше, а расти некуда, свой потенциал применить негде или нельзя, — делится опытом Ирина Юзвак.


 
К движению в "своем" направлении вдохновляют чужие примеры. Руководитель Портала стиля и красоты Diva.by Елена Коровец часто вспоминает историю о чернокожей женщине, которая начала зарабатывать продажей средства от выпадения волос. Из-за сложной работы на плантации у негритянки начались проблемы со здоровьем — стали выпадать волосы. Она изобрела "противоядие", однако прежде чем заработать свой первый миллион, ей пришлось постучать не в одну дверь.
 
А вот женщины Украины и стран Прибалтики нередко начинают заниматься бизнесом, потому что у них просто нет… работы! Чтобы не остаться без средств к существованию, "окунаются" в предпринимательство.
 
Кстати, доказано, что женщины более гибкие в ведении бизнеса. Они чаще сохраняют спокойствие в сложных экономических ситуациях. Мужчины, наоборот, некомфортно чувствуют себя в кризисные периоды, из-за своего "неустойчивого" поведения могут потерять все.
 
Справка "Завтра твоей страны"

В Беларуси стартовала Всемирная неделя предпринимательства, главная цель которой — поиск и продвижение новых бизнес-идей в нашей стране, установление деловых контактов, поиск инвесторов для реализации бизнес-планов молодых предпринимателей, вовлечение Беларуси в международные предпринимательские проекты, а также развитие партнерства между государством и предпринимателями. Беларусь второй год подряд участвует во Всемирной неделе предпринимательства, ее координатором выступает Центр деловых коммуникаций BEL.BIZ.
 
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-30%
-20%
-10%
-20%
-30%
-18%
-42%
-35%
-15%
-40%