Личный счет


Ирина Менделева,

Фото с сайта kvartira-box.ru
Жилищно–коммунальное хозяйство становится весьма доходным местом. На этом рынке появляется все больше частных компаний. Они наперебой предлагают жильцам дополнительные услуги: установить домофон, нанять консьержей, сделать ремонт и уборку в подъезде. Но очень часто за всем этим кроется простое желание "развести" владельцев квартир на деньги. Темный оттенок в коммунальном бизнесе проявляется все отчетливее.

На эти проблемы в минувший вторник обратил внимание Президент. Принимая с докладом Премьер–министра, Александр Лукашенко потребовал оградить население от услуг "частников и жуликов" в сфере ЖКХ, упомянув материал, опубликованный в "СБ" накануне. Продолжаем разговор на злободневную тему.
 
Представьте ситуацию: Ивановы и Петровы живут в одном доме на одном этаже, пользуются одинаковыми коммунальными услугами. Однако в жировке, которая приходит одной семье, указана стоимость дополнительной уборки подъезда. В другой квитанции такая графа отсутствует. Как ни странно, но подобная практика вот уже несколько лет существует в Могилеве. Результат — жалобы и недовольство жильцов.

Могилевское общество с ограниченной ответственностью "Жилэкспо" — полноценная обслуживающая организация, своего рода частное ЖЭУ. Работает по государственным тарифам. Ремонтирует подъезды, фасады, кровли, благоустраивает территории, следит за исправностью водопроводов и канализации в 50 городских многоэтажках. Пару лет назад во владения "Жилэкспо" и других ЖЭУ вторглись "чужаки" — альтернативные уборщики подъездов. Не поставив обслуживающие организации в известность, представители небольших частных фирм обошли квартиры, пригласили жильцов на собрания. Обещали мыть лестницы чуть ли не с мылом. Одних квартиросъемщиков убедили заключить с ними договоры, с другими не получилось.

Даже на бумаге все выглядит как–то нескладно, несправедливо. Ведь нельзя убрать подъезд наполовину. Получается, более сознательные жильцы подрядились платить и за соседей... Позже начались проблемы. Пару раз незнакомые работницы с метлами появлялись в домах, "взятых на обслуживание". А затем бесследно исчезли.

Посыпались жалобы во все инстанции. В жировки жильцов, клюнувших на заманчивое предложение, исправно продолжала вноситься сумма за несуществующую услугу. Время от времени оплата повышалась. Прошлогодние 5 тысяч рублей в месяц выросли до 6, затем до 7 тысяч. Не бог весть какие деньги, но — обидно. Особенно если учесть, что многие соседи за дополнительную уборку вообще не платили.

Жильцы дома № 17 по улице Пысина возмущаются:

— Ходили в центр городских информационных систем, который выставляет нам счета за "коммуналку". Просили не брать плату за сомнительную услугу. Там ответили: принесите соглашение о прекращении договора с фирмой.

Люди пытались дозвониться по телефонам, указанным в договоре на уборку подъездов. Безрезультатно. Несколько раз ходили в офис фирмы, но там так никого и не застали. Однажды на стук вышел хмурый недовольный гражданин. Не пустив "делегацию" на порог, выхватил из рук договоры и скрылся за дверью. Этим же путем прошли и жильцы дома № 5. Но после встречи с нелюбезным представителем фирмы счета выставлять не прекратили. Только вмешательство директора "Жилэкспо" Инны Евсеевой возымело действие: деньги брать перестали.

Ради эксперимента и я попробовала звонить по двум мобильным телефонам, указанным фирмой по уборке подъездов в типовом договоре. Одного из номеров уже не существует. По другому, едва услышав мой первый вопрос, неизвестная дама отключилась.

Инна Евсеева высказывает свою точку зрения:

— Неправильно, что предприятия, оказывающие дополнительные услуги в местах общего пользования, а не в квартирах, составляют договоры непосредственно с жильцами. Должна быть и третья сторона договора — обслуживающая организация. Иначе мы не сможем повлиять на наших недобросовестных коллег или конкурентов. К тому же за порядок в подъездах несем ответственность именно мы. Жилец, которому подъезд не принадлежит, ни за что не в ответе.

Еще один пример. Недавно в Могилеве появилась новая коммунальная услуга. Частное предприятие "АльтКомТехнологии" чистит и дезинфицирует мусоропроводы, уничтожает микробы и устраняет неприятный запах в подъездах. Для этого использует новое высокотехнологичное оборудование с антисептическими средствами. Оплата — 24 тысячи рублей с каждой квартиры раз в полгода. Причем — по факту выполненной работы. Деньги принимают не менее трех жильцов от каждого подъезда. Вроде бы все довольны. Только с оплатой опять проблемы. Дело в том, что и эта фирма чаще заключает договоры с жильцами напрямую. В каждом подъезде набирается около 30 процентов "отказников".

Директор "АльтКомТехнологий" Дмитрий Клочков и сам недоволен такой ситуацией:

— Рад бы заключить договоры с участием ЖЭУ, да они отказываются. Приходится самим ходить по квартирам, убеждать в преимуществах чистых мусоропроводов. А счета нашим клиентам выставляет центр городских информационных систем — с ним тоже заключен договор.

В общем, конфликты по поводу "плачу за себя и за того парня" в этой ситуации опять же неизбежны. Где же выход?

Юрист Могилевского коммунального предприятия "Центр городских информационных систем" Игорь Эсмантович так видит ситуацию:

— Оглядки на соседа в данном случае неуместны. Нужна вам услуга — платите. Не нужна — отказывайтесь. Мы никому не можем запретить заключать договоры напрямую.

Альтернативные, дополнительные коммунальные услуги для нас еще в новинку. Тем не менее председатель Могилевской городской организации защиты потребителей Василий Черный уверен: за частными коммунальными службами — будущее. Однако предупреждает: как и прочие услуги, дополнительные, альтернативные тоже бывают некачественными. И здесь защищать свои права придется самостоятельно, не надеясь на ЖЭУ. В некоторых случаях даже с помощью суда.

А может, чтобы избежать проблем, имеет смысл внести дополнения в законодательство? Дать жильцам возможность самостоятельно выбирать обслуживающую организацию — государственную или частную. Но договоры на прочие дополнительные услуги заключать только при участии тех, кому вы доверили свои подъезды.
 
Нужные услуги в нужный момент
-70%
-10%
-10%
-30%
-30%
-40%
-10%
-15%