Личный счет


Ирина Дергач,

Старшеклассники, учащиеся и студенты хотят работать и зарабатывать. А страна нуждается в молодых рабочих руках. И они у нее есть: 24 процента населения Беларуси — а это 2,291 миллиона человек — сейчас находятся в возрасте от 14 до 31 года.
 
Как стать бойцом трудового фронта?

По информации начальника управления по делам молодежи Министерства образования Виталия Бреля, минувшим летом в составе 2040 студенческих отрядов работали 47 863 молодых человека. Это в полтора раза больше, чем в прошлом году, и в два с половиной — чем в позапрошлом.
 
Конечно, самые высокие заработки у участников строительных студотрядов. В среднем по стране они составили 2,153 млн рублей. Больше всего стройотрядовцы могли заработать в столице — 3,189 млн рублей.
 
Ниже, чем у работавших на стройках студентов, заработки у участников педагогических отрядов (в среднем 1,312 млн), сервисных (1,250 млн), сельскохозяйственных (1,156 млн), экологических (1,120 млн). Но размер средней заработной платы участников студенческих отрядов превысил размер минимальной заработной платы по стране по состоянию на 1 октября 2012 года (1,104 млн).
 
У студенческих отрядов один недостаток: они работают только летом. Если захватывают окончание весны и раннюю осень, участникам приходится в индивидуальном порядке решать вопросы о переносе занятий.
 
Куда обращаться. Формированием студенческих отрядов занимаются штабы трудовых дел БРСМ. Они действуют в 38 вузах страны, а также при городских и районных комитетах БРСМ.
 
Учебный день с переходом в рабочий

27,2 тысячи учащихся и студентов работают по трудовым договорам с различными организациями.
Младшекурсники фасуют продукты в гипермаркетах и разносят пиццу, студенты постарше работают по специальности или ведут развивающие занятия и школьные факультативы.
 
Куда обращаться. Банки вакансий формируют органы по труду, занятости и социальной защите, они же регулярно проводят ярмарки вакансий.
 
В вузах, где штабы трудовых дел работают круглый год, тоже есть информация о вакансиях. Судя по выступлениям на недавней коллегии Министерства образования по вопросам вторичной занятости, круглогодичных штабов трудовых дел станет больше.
 
Сначала дело, потом аттестат?

На территории Минской области активно функционируют 62 школьные бизнес-компании, в которых трудятся около 500 учеников.
Эти школьные подразделения создаются там, где ученикам не надо лезть в карман за идеями. Школьные бизнес-компании специализируются на производстве сувенирной, подарочной и печатной продукции, выращивают рассаду и организуют выездные праздники для детей.
 
Если предпринимательская жилка обнаруживается у студента, к его услугам инкубаторы малого предпринимательства, такие как в коммунальном унитарном предприятии “Молодежная социальная служба”. Инициативным оно предоставляет площади, ресурсы и квалифицированные кадры. Сейчас в инкубаторе подрастают более 40 предприятий, созданных молодыми людьми, почти половина из них ориентирована на экспорт.
 
Куда обращаться. В Минске — КУП “Молодежная социальная служба”. Перечень остальных инкубаторов малого предпринимательства размещен на сайте Министерства экономики.
 
Труд ценен не только заработком

Минувшим летом в Беларуси работало около полутора тысяч волонтерских отрядов с участием более 47 тысяч человек.
Добровольцы спасали от загрязнения озера и реки, восстанавливали историко-культурные ценности, работали в детских и социальных учреждениях. Самые известные волонтерские проекты — международные молодежные лагеря “Замки Беларуси” и “Наследие Сапегов”, организованные Белорусской ассоциацией клубов ЮНЕСКО.
 
Куда обращаться. В Белорусскую ассоциацию клубов ЮНЕСКО, Лигу добровольного труда, БРСМ и другие организации.
 
Себя показать, но и мир посмотреть

Белорусские студенты выезжают в составе сервисных и педагогических отрядов в Краснодарский край и Ленинградскую область России.
 
Сельскохозяйственные отряды направляются в Московскую область, а строительные еще дальше — в Читинскую область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Попасть в такой стройотряд, не обладая строительной специальностью, непросто. Зато заработанных за трудовое лето денег хватает на целый учебный год. За последние два года за пределы Беларуси выезжали на работу около 4000 студентов.
 
Куда обращаться. Направлять граждан Республики Беларусь на работу за границу имеют право 65 лицензиатов, в том числе ОО “Белорусский республиканский союз молодежи” и РМОО “Лига добровольного труда молодежи”.
 
Компетентно

Виктор ЯКЖИК: “Учащийся может работать”

Заместитель министра образования Виктор Якжик отметил, что в решении вопроса круглогодичной занятости молодежи нужно четко определиться с практической обеспеченностью.

— Не вижу ничего плохого, если студенты строительных специальностей, учащиеся специализированных ссузов, профтехучилищ получат больше практики для того, чтобы поработать на объектах, строящихся к чемпионату мира по хоккею, — сказал заместитель министра. Параллельно, по его мнению, необходимо рассматривать вопрос индивидуального трудоустройства молодежи, проводить в вузах ярмарки вакансий.
 
Игорь БУЗОВСКИЙ: “Работу в студотрядах можно приравнять к практике”

Первый секретарь ЦК БРСМ Игорь Бузовский напомнил, что в некоторых российских вузах работу в студенческих отрядах рассматривают как практику. Возможно, этот опыт стоит перенять.

— В занятости учащейся молодежи заинтересованы как сами молодые люди, так и государство, — подчеркнул он. — Сейчас совместно с Министерством образования этот вопрос прорабатывается. Он очень непростой. Не исключено, что будет решаться на нормативном уровне — через постановление Совета Министров или указ Президента.
 
Виталий БРЕЛЬ: “Нужны бизнес-центры для учащихся”

Начальник управления по делам молодежи Министерства образования Виталий Брель уверен, что любое учреждение образования, тем более крупный вуз, сегодня могут открыть школы пред-принимательства, площадки для развития бизнес-идей, учебные центры для будущих бизнесменов.

— Это решает несколько задач: профориентации молодежи, формирования у учащихся основ потребительской культуры и предпринимательства, получения экономических знаний и первого практического опыта, содействия развитию малого предпринимательства. Такие учебные центры могли бы функционировать на хозрасчетной основе.
 
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-15%
-20%
-10%
-10%
-25%