Офтоп


Никто не будет спорить, что в нашей стране много талантливых, умных людей, с золотыми руками. Но вот заслуги или успех большинства из них чаще всего остаются в тени.

Чтобы страна узнавала своих героев, Центр поддержки предпринимательства "Стартап-технологии" беседует с лидером уникального для Беларуси проекта по индивидуальному производству отопительных радиаторов (конвекторов) "Дафа" Олегом Трошко.

- Олег, я случайно узнала, что ваш проект замечателен тем, что, несмотря на его сложность, он удачно самостоятельно развивается. Надеюсь, вы расскажете нам его историю. Но сначала раскройте, пожалуйста, тайну - что означает "Дафа"?

- "Дафа" в переводе с арабского – это "теплый". Вообще, мы очень серьезно подходили к вопросу выбора названия, стремясь, чтобы оно было благозвучно и на международном уровне.
 
- А как вы лично пришли в этот бизнес?

- Я всю жизнь хотел быть моряком. Или художником. Но пошел учиться на радиоинженера и стал выпускать батареи. Наверное, это судьба (улыбается. - Прим. авт.).
 
Проект начинал мой отец, Василий Петрович Трошко. Он долгое время работал на строительстве газопроводов, затем занимался монтажом систем отопления для частных домов. На одном из таких объектов и возникла нерешаемая в то время проблема - отопления зимнего сада. Это был 1998 год.
 
Мы привезли большой списанный теплообменник из котельной, распилили его на несколько маленьких, покрасили, и получился конвектор. С него и начался проект. Позже появилось оборудование для производства своих теплообменников, а потом и корпусов для них. В то время я еще был школьником и помогал собирать конвекторы. Тогда это делалось вручную. За день нужно было насадить на медные трубы 4000-5000 алюминиевых пластин. Надо сказать - довольно несладкая работа. К вечеру пальцев можно было и не почувствовать. И вот уже тогда я для себя решил, что этот глупый процесс надо максимально автоматизировать, что, собственно, сейчас и сделано.
 
По образованию я инженер-конструктор, а по духу - промышленный дизайнер, и это очень одно другое дополняет. Все, что сейчас выпускает наша фирма - мои разработки. Все собирается на оборудовании, спроектированном лично мной.
 
- Олег, вы действительно молодец! Зачем тогда вам инвестиции?

- Больше, чем финансовые инвестиции, я бы оценил наличие дееспособной команды, которая нам очень нужна. В первую очередь нужен компетентный в этой сфере маркетолог-аналитик, так как продукция наша разнообразная, в том числе и в плане цены. Нужны опытный инженер-конструктор по нестандартному оборудованию, радиоинженер, нужен промышленный дизайнер, программист для поддержки сайта и подготовки специализированных расчетных программ, специалист по продажам.
 
- А деньги проекту не нужны?

- Деньги нам тоже нужны (улыбается. - Прим. авт.). В этом году мы столкнулись с парадоксальной ситуацией – пришлось отказаться от нескольких очень крупных заказов только лишь из-за низкой производительности нашего оборудования.
 
Нам нужна мощная, максимально универсальная сборочная линия, которая позволит создавать широкий ассортимент приборов за минимальное время. На это нужны деньги.
Кроме того, много денег требует маркетинг. Наш продукт на рынке новый – нужно серьезно потратиться для того, чтобы сделать ему имя.
 
- Кстати, вы такие не одни. Одному из финалистов "Startup Day", проекту по производству видоспецифичных, не имеющих аналога в мире ветеринарных препаратов также пришлось отказаться от заказа из Ирака из-за отсутствия необходимого оборудования для производства в нужном объеме. Олег, а зачем тогда ваш проект инвестору?

- Этот проект жив только потому, что в нем есть мы. Наша заслуга в том, что мы создали производство, не прибегая к чьей-либо финансовой помощи. Дизайн, конструкция, оборудование разрабатывались и изготавливались только нами. Это позволило запустить производственный цикл, не потратив при этом лишние полмиллиона долларов. И в дальнейшем будет только так. Почти уверен в том, что инвестору больше нужен наш опыт, нежели мы сами (улыбается. - Прим. авт.).
 
- Радиаторы отопления – это ведь скучный бизнес, не так ли?

- Скучных бизнесов не бывает. Люди, занимающиеся бизнесом, вкладывают в него себя целиком. Как он может быть после этого скучным? Я очень доволен тем, что занимаюсь именно этим. Только так можно достичь каких-то результатов – любя свою работу.
 
- Какова доля рынка?

- Посчитать можно просто: в стране строится около 5 000 000 м2 жилья в год. Каждый из этих метров нужно обогревать в среднем из расчета 1 кВт мощности радиатора на 10 м2 площади. Т.е. радиаторный рынок имеет объем около 500 000 кВт приборов. С учетом капитальных и косметических ремонтов – до 750 000 кВт в год радиаторов требуется только в нашей стране. В деньгах это до $75 000 000. Сложные для отопления объекты, нетрадиционная архитектура и прочие нестандартные случаи по статистике – это около 5% от общего рынка. На сегодня мы перекрываем его только на 0,1%.
 
- А кто ваши конкуренты?

- Конкуренты – это немецкие, бельгийские, чешские, польские, российские производители. Правда, стоимость европейских приборов довольно высока и не всем доступна. Вообще, конвектор как продукт довольно уникален. Его конструкция позволяет бесконечно варьировать габаритные размеры, варианты отделки, формы и цвета. Каждый его может делать по-своему. И у каждого производителя будут свои поклонники. Можно сравнить с мобильными телефонами – суть у всех одна, а брендов – масса.
 
- Так почему же тогда ваш бизнес уникален?

- Он новый для белорусского рынка. Столько внимания отопительным приборам, сколько уделяем им мы, тут не уделяет никто. В других странах такие производства выросли в довольно крупные международные структуры.
 
- А в чем инновационность вашей продукции?

- Такие отопительные приборы ранее не выпускались в Беларуси. Они позволяют решать специфические задачи в области строительства, которые раньше не решались вообще либо решались безобразным образом. Имею в виду такие задачи, как:
 
1) отопление помещений с высокими потолками (холлы, промышленные здания, подъезды);
2) отопление помещений с большой площадью остекления (большие магазины, автосалоны, зимние сады, витражи);
3) отопление помещений с низкими подоконниками (ниже 300 мм), под которые невозможно поставить стандартные чугунные или алюминиевые радиаторы;
4) дизайнерские отопительные приборы, которые не нужно закрывать дорогостоящими экранами или занавесками.
 
Эти отопительные приборы самые долгоживущие – со сроком службы 50 и более лет. Также наши конвекторы за счет сверхмалого содержания воды позволяют экономить до 25% на отоплении за сезон. И, наконец, они делаются с душой – поэтому мы можем предложить покупателю много красивых моделей, на любой вкус и кошелек.
 
- Сколько уже вашему бизнесу лет?

- История началась в 1998 году. В ней было несколько длительных перерывов на другие бизнесы. Активная фаза запуска проекта пришлась на весну 2011 года.
 
- Олег, получается, что период запуска проекта совпал с периодом кризиса в стране, но это не остановило вас?

- Да. Нам очень "повезло" (улыбается. - Прим. авт.). Всеобщий финансовый коллапс сильно откорректировал наши планы. Но мы не умерли – значит, наш проект весьма жизнеспособен.

- С запуском стартапа у вас начался совершенно новый период жизни, да?

- Честно говоря, я с четвертого курса университета имею довольно безумный период жизни – постоянные проекты, идеи, планы и громадная куча работы. Время от времени они меняются, но на образе жизни это мало сказывается - вот уже пятый год хочу уехать в отпуск, но некогда (вздыхает, но улыбается. - Прим. авт.).
 
- Ваш бизнес – образец удачи, закономерности, случая?

- Мы очень долго шли к тому, что сейчас имеем. Неимоверное количество сил, нервов и здоровья было вложено в этот проект. Поэтому результат, который мы уже имеем, вполне закономерен.
 
- Олег, а мечты сбываются?

- Да, если что-то делать. Мечтали о собственном "свечном заводике". Он есть. Теперь хочется большего – заводика, который переживет нас лет на сто.
 
- А кто ваши клиенты?

- Сначала мы работали с частными лицами. Можно сказать, с экстремалами, которые не побоялись купить довольно серьезную вещь у непроверенной, маленькой фирмы. В этом году 70% наших покупателей - это уже корпоративные клиенты. Половина из них – из России. Были покупатели из Украины и даже из Казахстана.
 
- Проект белорусский. Какие перспективы видите?

- Перспективы колоссальные. Белорусский рынок подобных изделий совершенно не развит. Присутствуют незанятые ниши. Мы должны заполнить вакуум.

Это подтверждают слова многих наших клиентов, которые жалуются на полное отсутствие доступных нетрадиционных приборов отопления.
 
- Олег, а как вы думаете, наше государство может быть заинтересовано в поддержке вашего бизнеса?

- С ростом цен на энергоносители нашему государству придется заинтересоваться нашей продукцией. Даже если оно об этом пока не задумывается. В стране уже построили несколько "энергоэффективных" домов. Почему бы не повысить их эффективность еще на несколько процентов?
 
- Что самое яркое можете вспомнить за время существования вашего бизнеса?

- Недавно звонил наш крупный покупатель из России. Несколько раз очень тепло поблагодарил за качество продукции, которую он уже опробовал, и сходу предложил стать нашим эксклюзивным региональным дилером. Подобные звонки несут потрясающий заряд позитива для компании.
 
- Олег, про финансы понятно, а в остальном вам кто-нибудь помогал развивать этот проект?

- Мы искали самостоятельно деньги в дело, рассылая информацию о нас многим людям и организациям. Так случилось, что одна из версий проекта попала в известное объединение бизнес-ангелов "БАВИН". Нас пригласили поучаствовать. Честно говоря, отношение к подобным мероприятиям до этого у меня было довольно скептическое, но, тем не менее, мы выступили на одной из секций, где были приняты инвесторами с весьма живым интересом.
 
Там мы узнали про "Стартап-технологии" и Invest Weekend и вот уже почти год черпаем из их работы вдохновение. Всем белорусам, имеющим собственные идеи и желания, отличные от "чаркі ды шкваркі", настоятельно советую познакомиться ближе с этим движением.
 
Периодически мне помогают разные люди - инженеры, маркетологи, технологи, художники, программисты. За годы развития проекта их было довольно много - более тридцати человек. Без них у нас ничего бы не получилось. Спасибо всем за помощь! Отдельно хочется поблагодарить команду "Стартап-технологий" и лично Александра Булаха за помощь в продвижении нашего проекта в массы. Дело, которым он занимается, весьма благородное.

Сегодня ясно как день, что нужно срочно нести идеи стартап-движения в белорусские массы. А что может быть более вдохновляющим, чем чей–то положительный опыт?
 
Беседовала Елена Литовченко
 
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-37%
-50%
-70%
-35%
-50%
-30%
-20%
-40%
-40%