Личный счет


/

Фото с сайта government.by
Фото с сайта government.by
Как реально повысить престиж профессии педагога, когда учителя освободят от обязанностей, далеких от образовательного процесса, во сколько государству обходится "одинокий" ученик, и как с 1 сентября будет оплачиваться труд учителя? О проблемах в сфере образования и путях их решения рассказал вице-премьер Анатолий Тозик, отвечая на вопросы депутатов в ходе совместного заседания двух палат парламента в четверг.

Где деньги?

"Правительство понимает, что зарплаты учителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, соцзащиты должны быть выше. Гораздо выше, - признал Тозик. - Вместе с тем, в существующих условиях социальная сфера не должна и не имеет право больше нагружать реальный сектор экономики. Резервы нужно искать внутри своих отраслей, и они есть".

По его оценке, сейчас в спорте и образовании до 25-30% бюджетных средств тратится совершенно неоправданно. "Вот где средства для повышения заработка", - указал вице-премьер.

На примере среднего образования Тозик проиллюстрировал неоправданные траты и потенциальные ресурсы для роста зарплат. Здесь до сих пор как самостоятельные учреждения работают вечерние школы со всем административным персоналом. "Почему вместо этого нельзя в обычной школе создать консультационный пункт, открыть вечерний 10-й и 11-й классы, где будут работать учителя этой же школы?" - аргументировал он.

"Более 17% общеобразовательных школ имеют менее 50 учеников, - продолжил Тозик. - В ряде школ учителей и обслуживающего персонала больше, чем учеников. Работает более 300 классов с одним учеником, в том числе старшие классы. В десятом классе сидит один ученик, и к нему каждый день приходит шесть учителей. А за 8 километров работает полнокомплектная школа, куда четыре раза в день ходит автобус. Стоимость обучения одного учащегося в таких классах превышает 300 млн рублей в год, а в обычных полнокомплектных классах - 7-8 млн. Вот где наши ресурсы".

В Беларуси 347 учреждений дополнительного образования, и работа большинства из них, считает Тозик, неэффективна и малорезультативна, "если говорить очень мягко". Вице-премьер считает необходимым эти центры объединить, сократить штат, перейти на проектное финансирование. "Если есть хороший проект у центра внешкольной работы, например, детский ансамбль, то для него всегда найдется бюджетное финансирование. А желание заниматься боди-артом, черлидингом, косоплетением, сказкосочинительством и кулинарией должно удовлетворяться за счет средств родителей, а не за счет бюджета", - заявил вице-премьер.

По его мнению, полностью изжили себя и учебно-производственные комбинаты. "Обучение элементарным навыкам труда должна взять на себя общеобразовательная школа, а обучение профессии - профучилища", - предложил вице-премьер.

Высвободившиеся средства, отметил он, можно направить на развитие материально-технической базы отрасли и повышение зарплаты сотрудников отрасли.

Еще один источник зарабатывания денег - внебюджетные средства, для чего, заверил он, создана законодательная база.

Деньги по нормативу, зарплата - от результата

"В рамках работы по оптимизации расходов бюджетных средств, в 17 школах планируется опробовать новый механизм финансирования на основе единого норматива текущих расходов на одного ученика с одновременным расширением прав руководителей учреждений по распоряжению выделяемыми финансовыми ресурсами. Такой подход позволит оптимизировать штат учреждений, создать предпосылки для рационального и экономного расходования материальных ресурсов и финансовых средств, будет стимулировать развитие внебюджетной деятельности. Сэкономленные средства останутся в школе и будут направлены на дополнительное стимулирование труда педагогов", - заверил Тозик.

Правительство также хочет пересмотреть существующую систему оплаты труда педагогов, ведь, как признал вице-премьер, она "во многом носит уравнительный характер". Он сообщил, что с 1 сентября 2013 года "планируется начать экспериментальную апробацию отраслевой системы оплаты труда". Как пояснил Тозик, эта система предусматривает оплату в зависимости от интенсивности, качества и достигнутых результатов.

Он также отметил, что сейчас педагогические вузы выпускают в два раза больше педагогов, чем в 1990-м году - 9,9 тысячи против 4,7 тысячи, а количество учеников уменьшилось с 1,5 млн до 912 тысяч.

"То есть треть или больше через два года из профессии уходят", - отметил вице-премьер. По мнению Тозика, прием в педвузы надо сокращать, повышать планку требований к поступающим, "возможно, опираясь на рекомендации педсоветов школ, которые лучше знают своих выпускников". При этом можно решить много финансовых и бытовых проблем будущих педагогов.

Это не перегрузка - просто платить надо больше

Больше часа вице-премьеру пришлось отвечать на вопросы депутатов. Наталья Кучинская подняла вопрос о том, как "вернуть профессии учителя былой статус, повысить престиж". "Учительство всегда было опорой государственности", отметила она, добавив, что снижение имиджа профессии связано и с низкой зарплатой, и с допобязанностями, которые никак не регламентируются, но которые приходится выполнять учителям. "Учителя и патрулируют улицы в вечернее время, и дежурят на дискотеках, и занимаются вопросами оплаты услуг ЖКХ нерадивыми родителями, последний яркий пример - когда учителя стоят в качестве стопменов на пешеходных переходах". Она предложила освободить педагогов от несвойственных им функций, и спрашивать с них конкретно за результаты его педагогической деятельности, за качество преподавания.

"Мы тоже видим эту проблему, - ответил Тозик. - Она обсуждается сегодня активно и в правительстве, и в Министерстве образования. Что сможем, то будем делать…". При этом он добавил, что полностью освободить педагогов от допнагрузки невозможно. "Не всю работу учителя можно загнать в инструкции. Учитель - это не профессия, а образ жизни. Ему должно быть дело до всего, что касается ребенка. Но без крайностей", - пояснил вице-премьер.

Депутат Валентина Верес подняла проблемы дошкольного образования. Снова звучала проблема низкого престижа профессии воспитателя, а также вопрос о том, планируется ли снизить продолжительность рабочего времени воспитателя с 36 часов в неделю до 25 часов, уравняв их с учителями.

Проблему престижности Тозик пообещал решать "в контексте повышения престижности труда учителя и воспитателя". "Я пока не могу поддержать ваше предложение по сокращению рабочего времени, - продолжил он. - У нас слишком много таких предложений: сократить время, увеличить отпуска, что мы, кстати, в прошлом году сделали. Думаю, надо идти по другому пути: никакой перегрузки нет, надо просто более достойно оплачивать эту работу".

Затронула депутат и проблему медпомощи в детских садах после передачи медработников под управление органов здравоохранения. Но этот вопрос, по словам Тозика, требует дополнительного изучения.

Тозик: Важно убедить родить второго, а там и третий легче появится>>>
Нужные услуги в нужный момент
-13%
-50%
-20%
-20%
-20%
-40%
-10%
-20%
-12%
-40%