1. «Глубоко разочарован ее действиями». Глава федерации баскетбола прошелся по Снытиной
  2. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта
  3. С 20 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  4. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  5. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  6. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  7. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  8. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  9. Биолог рассказал, как сделать рассаду крепкой. Нужно выполнить всего пять простых пунктов
  10. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  11. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  12. «Готовили беспорядки, мешали работе ЦИК»: начался суд над участниками канала «Армия с народом» и волонтером Тихановской
  13. Рабочая неделя будет теплой, зато на выходных выпадет снег
  14. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  15. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  16. «Они не знают, наступит ли завтра». Белорусский фотограф показал жизнь бездомных котов без прикрас
  17. «Уже не рецессия, но еще и не рост». Эксперты — о настроении бизнеса и его влиянии на экономику
  18. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  19. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  20. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  21. Песков: Путин и Байден обсуждали информацию о готовившемся покушении на Лукашенко
  22. В Браславе в костеле обвенчалась пара — жениху и невесте по 91 году
  23. МИД о возобновлений санкций: Беларусь предпримет все усилия, чтобы защититься от деструктивных мер США
  24. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  25. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  26. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  27. Для въехавшего в колонну силовиков водителя BMW прокурор запросил 12 лет колонии
  28. В Бресте суд решил ликвидировать «Польскую школу»
  29. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  30. «Гиря для важных государственных компаний». США возобновили санкции — каким будет эффект
реклама


/

Фото с сайта government.by
Фото с сайта government.by
Как реально повысить престиж профессии педагога, когда учителя освободят от обязанностей, далеких от образовательного процесса, во сколько государству обходится "одинокий" ученик, и как с 1 сентября будет оплачиваться труд учителя? О проблемах в сфере образования и путях их решения рассказал вице-премьер Анатолий Тозик, отвечая на вопросы депутатов в ходе совместного заседания двух палат парламента в четверг.

Где деньги?

"Правительство понимает, что зарплаты учителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, соцзащиты должны быть выше. Гораздо выше, - признал Тозик. - Вместе с тем, в существующих условиях социальная сфера не должна и не имеет право больше нагружать реальный сектор экономики. Резервы нужно искать внутри своих отраслей, и они есть".

По его оценке, сейчас в спорте и образовании до 25-30% бюджетных средств тратится совершенно неоправданно. "Вот где средства для повышения заработка", - указал вице-премьер.

На примере среднего образования Тозик проиллюстрировал неоправданные траты и потенциальные ресурсы для роста зарплат. Здесь до сих пор как самостоятельные учреждения работают вечерние школы со всем административным персоналом. "Почему вместо этого нельзя в обычной школе создать консультационный пункт, открыть вечерний 10-й и 11-й классы, где будут работать учителя этой же школы?" - аргументировал он.

"Более 17% общеобразовательных школ имеют менее 50 учеников, - продолжил Тозик. - В ряде школ учителей и обслуживающего персонала больше, чем учеников. Работает более 300 классов с одним учеником, в том числе старшие классы. В десятом классе сидит один ученик, и к нему каждый день приходит шесть учителей. А за 8 километров работает полнокомплектная школа, куда четыре раза в день ходит автобус. Стоимость обучения одного учащегося в таких классах превышает 300 млн рублей в год, а в обычных полнокомплектных классах - 7-8 млн. Вот где наши ресурсы".

В Беларуси 347 учреждений дополнительного образования, и работа большинства из них, считает Тозик, неэффективна и малорезультативна, "если говорить очень мягко". Вице-премьер считает необходимым эти центры объединить, сократить штат, перейти на проектное финансирование. "Если есть хороший проект у центра внешкольной работы, например, детский ансамбль, то для него всегда найдется бюджетное финансирование. А желание заниматься боди-артом, черлидингом, косоплетением, сказкосочинительством и кулинарией должно удовлетворяться за счет средств родителей, а не за счет бюджета", - заявил вице-премьер.

По его мнению, полностью изжили себя и учебно-производственные комбинаты. "Обучение элементарным навыкам труда должна взять на себя общеобразовательная школа, а обучение профессии - профучилища", - предложил вице-премьер.

Высвободившиеся средства, отметил он, можно направить на развитие материально-технической базы отрасли и повышение зарплаты сотрудников отрасли.

Еще один источник зарабатывания денег - внебюджетные средства, для чего, заверил он, создана законодательная база.

Деньги по нормативу, зарплата - от результата

"В рамках работы по оптимизации расходов бюджетных средств, в 17 школах планируется опробовать новый механизм финансирования на основе единого норматива текущих расходов на одного ученика с одновременным расширением прав руководителей учреждений по распоряжению выделяемыми финансовыми ресурсами. Такой подход позволит оптимизировать штат учреждений, создать предпосылки для рационального и экономного расходования материальных ресурсов и финансовых средств, будет стимулировать развитие внебюджетной деятельности. Сэкономленные средства останутся в школе и будут направлены на дополнительное стимулирование труда педагогов", - заверил Тозик.

Правительство также хочет пересмотреть существующую систему оплаты труда педагогов, ведь, как признал вице-премьер, она "во многом носит уравнительный характер". Он сообщил, что с 1 сентября 2013 года "планируется начать экспериментальную апробацию отраслевой системы оплаты труда". Как пояснил Тозик, эта система предусматривает оплату в зависимости от интенсивности, качества и достигнутых результатов.

Он также отметил, что сейчас педагогические вузы выпускают в два раза больше педагогов, чем в 1990-м году - 9,9 тысячи против 4,7 тысячи, а количество учеников уменьшилось с 1,5 млн до 912 тысяч.

"То есть треть или больше через два года из профессии уходят", - отметил вице-премьер. По мнению Тозика, прием в педвузы надо сокращать, повышать планку требований к поступающим, "возможно, опираясь на рекомендации педсоветов школ, которые лучше знают своих выпускников". При этом можно решить много финансовых и бытовых проблем будущих педагогов.

Это не перегрузка - просто платить надо больше

Больше часа вице-премьеру пришлось отвечать на вопросы депутатов. Наталья Кучинская подняла вопрос о том, как "вернуть профессии учителя былой статус, повысить престиж". "Учительство всегда было опорой государственности", отметила она, добавив, что снижение имиджа профессии связано и с низкой зарплатой, и с допобязанностями, которые никак не регламентируются, но которые приходится выполнять учителям. "Учителя и патрулируют улицы в вечернее время, и дежурят на дискотеках, и занимаются вопросами оплаты услуг ЖКХ нерадивыми родителями, последний яркий пример - когда учителя стоят в качестве стопменов на пешеходных переходах". Она предложила освободить педагогов от несвойственных им функций, и спрашивать с них конкретно за результаты его педагогической деятельности, за качество преподавания.

"Мы тоже видим эту проблему, - ответил Тозик. - Она обсуждается сегодня активно и в правительстве, и в Министерстве образования. Что сможем, то будем делать…". При этом он добавил, что полностью освободить педагогов от допнагрузки невозможно. "Не всю работу учителя можно загнать в инструкции. Учитель - это не профессия, а образ жизни. Ему должно быть дело до всего, что касается ребенка. Но без крайностей", - пояснил вице-премьер.

Депутат Валентина Верес подняла проблемы дошкольного образования. Снова звучала проблема низкого престижа профессии воспитателя, а также вопрос о том, планируется ли снизить продолжительность рабочего времени воспитателя с 36 часов в неделю до 25 часов, уравняв их с учителями.

Проблему престижности Тозик пообещал решать "в контексте повышения престижности труда учителя и воспитателя". "Я пока не могу поддержать ваше предложение по сокращению рабочего времени, - продолжил он. - У нас слишком много таких предложений: сократить время, увеличить отпуска, что мы, кстати, в прошлом году сделали. Думаю, надо идти по другому пути: никакой перегрузки нет, надо просто более достойно оплачивать эту работу".

Затронула депутат и проблему медпомощи в детских садах после передачи медработников под управление органов здравоохранения. Но этот вопрос, по словам Тозика, требует дополнительного изучения.

Тозик: Важно убедить родить второго, а там и третий легче появится>>>
-40%
-50%
-15%
-70%
-20%
-20%
-10%
-44%
0070859