103 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Суды, приговоры и весна. Что происходит в Беларуси 3 марта
  2. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  3. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  4. Кирилл Рудый — о жизни после госслужбы и проектах с Китаем. «Cперва кажется, ничего нельзя, а оказывается — все можно»
  5. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  6. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  7. «В детстве комплексовала и боялась, что нет будущего». Глухой автоинструктор — о жизни и работе
  8. Силовики громили авто на Дзержинского, водитель хотел уехать и сбил гаишника. Суд огласил приговор
  9. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  10. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  11. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  12. Как Беларусь зарабатывает на реэкспорте цветов в Россию
  13. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  14. В новом КоАП изменилась формулировка «создание аварийной обстановки». Что это значит для водителей
  15. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  16. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  17. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  18. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  19. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  20. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  21. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  22. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  23. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  24. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  25. «Единственным справедливым решением был бы оправдательный приговор». Заявление TUT.BY по делу «ноль промилле»
  26. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  27. Кризис и волны релокейта не помеха? Резидент ПВТ пошел развивать технологические проекты в регионах
  28. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  29. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  30. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
реклама


Александр БЕНЬКО,

Белорусский рынок автомобилей с пробегом за последний год очень сильно изменился. В первую очередь благодаря тому, что поставлять их в страну стали намного меньше, и сейчас фактически перепродаются авто, пересекшие границу до момента повышения ввозных таможенных пошлин. Однако желающие обновить свой личный автопарк сегодня чаще всего уходят с авторынков разочарованными. Не дает удовлетворения и посещение специализированных сайтов в Интернете. Создается впечатление, что те граждане, которые не прочь продать своего железного коня, с нетерпением ждут последние недели, чтобы сделать это в России. Причем продать с явным наваром. Так сколько же владельцев автомобилей считают дни до конца декабря?

Минувший год привнес в нашу действительность один достаточно забавный элемент — в стране впервые появилось понятие "инвестиционные" автомобили. Узнав о грядущем повышении пошлин, белорусы решили подсуетиться, чтобы не только обновить свой личный автопарк, но и заработать на перепродаже. "В России ввозные пошлины выше — значит, можно будет реализовать авто туда, а разницу в пошлинах положить себе в карман" — именно так рассуждали многие. Но не тут-то было… "Легковые авто, которые были ввезены в Беларусь до первого июля 2011 года, когда у нас продолжали применяться невысокие ставки ввозных таможенных пошлин в отношении автомобилей, ввозимых физлицами, фактически оказались "невъездными" в Российскую Федерацию. Ведь до начала января 2013 года пересекшая границу машина не будет рассматриваться там как, условно говоря, растаможенная, то есть не имеет статуса товара Таможенного союза. Для приобретения такового необходимо доплатить разницу в суммах таможенных платежей", — напоминает начальник Управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Беларуси Александр Валиев.

По словам специалиста, разница в таком случае была существенной. "Смотря какая машина, — говорит он. — Скажем, иногда речь шла о суммах, которые вполне сравнимы с теми, что фактически уплачивались за сам автомобиль при ввозе его в Беларусь". К тому же продажа транспорта на территорию России осуществлялась не без хитростей. В частности, желая сэкономить, новый владелец даже не снимал машину с учета, а колесил по своему родному городу на авто с белорусскими номерами — по доверенности.

Теперь же идти на увертки нет нужды: изъятия действуют до первого января 2013 года. Соответственно уже в следующем календарном году любой автомобиль, который ввозится в Россию из Беларуси, не будет подлежать дополнительному таможенному налогообложению вне зависимости от того, когда он был растаможен в нашей республике. Но ограничения на ввоз авто из Беларуси в Россию были введены неспроста. Наши восточные соседи действительно опасались шквала недорогого автомобильного импорта, который потрепал бы позиции и автопрома, и импортеров автомобилей. Существует ли такая угроза сегодня?

Ее считают призрачной.

"Автомобилей, которые ввозились в период между первым января 2010 года и первым июля 2011-го, довольно много. Но в этом количестве, по данным таможенной статистики, преобладающую долю занимали авто средней стоимостью $ 8—9 тыс., которые брали в основном "для себя" и которые сейчас не представляют особого интереса для россиян ввиду возраста, состояния и пробега по Беларуси", — комментирует Сергей Самойло, генеральный директор МАХ "Атлант-М" в Беларуси. Предприниматель уверен: среди дорогих автомобилей с пробегом премиум-сегмента, ввезенных в первом полугодии прошлого года, часть все же будет предложена к продаже. Но не все, так как некоторые владельцы давно изменили свои планы, скажем, решили использовать технику для своих нужд или перепродали внутри Беларуси. Часть авто могла попасть в ДТП и другие неприятности и утратила товарный вид. "Количество "инвестиционных" машин, которые будут предложены россиянам, на наш взгляд, сейчас порядка нескольких тысяч штук. А автомобилей массового сегмента в возрасте 5—10 лет, которые будут продаваться, существенно больше, но они вряд ли относятся к категории "инвестиционных", — объясняет Сергей Самойло.

Александр Валиев также не считает, что потоки автомобилей с белорусскими номерами устремятся в Россию: "Не думаю, что ситуация изменится. Заинтересованность в приобретении автомобилей из Беларуси может быть, как это было год-полтора назад, но спрос будет скромным, равно как и предложение. Ведь неспроста срок именно до первого января 2013 года оценивался российскими экономистами как "безопасный". И этот прогноз рынка, судя по всему, оправдывается".

Какие же перемены ожидаются в сегменте автомобилей с пробегом в республике? Специалисты уверены, что после боя курантов ничего кардинального не произойдет. "Вероятен небольшой рост цен, по которым выставляются автомобили на продажу, а вот как изменится цена сделок — будет зависеть от спроса, в том числе со стороны российских покупателей. В целом стоимость автомобилей премиум-сегмента аналогичных возрастов в Беларуси сейчас в среднем несколько ниже, чем в России, хотя все зависит от конкретной марки и модели", — конкретизирует Сергей Самойло.

На этом фоне автодилеры ожидают продолжения роста рынка новых машин, который, кстати, был достаточно заметен во втором полугодии 2012 года, даже несмотря на отмену льгот по НДС и экономические трудности. "Вероятно, часть продавцов "инвестиционных" автомобилей сможет приобрести новый транспорт, — предсказывает Сергей Самойло. — Также постепенно будет нарастать и потребность в замене автомобилей, ведь импорт всех машин в Беларусь во втором полугодии 2011 года и в 2012 году был существенно ниже потенциала рынка. Тенденция роста доли новых иномарок российской сборки также получит свое продолжение".

Как отметили в Государственном таможенном комитете, за 10 месяцев нынешнего года физические лица ввезли в Беларусь 49,4 тыс. авто. По итогам же 2011 года границы страны пересекли 253,1 тыс. автомобилей. Правда, именно прошлый год стал пиковым в отношении ввоза железных лошадок. Активность юридических лиц оказалась в разы меньшей — 11,1 тыс. за январь—октябрь нынешнего года против 15,7 тыс. за аналогичный период года прошлого. Такие объемы явно малы для Беларуси, где граждане привыкли ездить пусть и на подержанных, но все же крепких иномарках. Коэффициент автомобилизации у нас в стране велик, а ежегодная потребность в обновлении парка только растет. Так что в 2013 году специалисты прогнозируют рост импорта. "Безусловно, б/у автомобили составляют большую конкуренцию новым. Происходит это в том числе потому, что при вступлении России в ВТО летом 2012 года в Беларуси, партнере по Таможенному союзу, не были снижены пошлины на новые автомобили. Сейчас у нас по легковой группе они составляют 30 %, а в России — 25 %", — резюмирует Сергей Самойло.

-15%
-30%
-20%
-17%
-20%
-15%
-14%
-70%
-20%