Личный счет


Владимир Волчков,

Фото с сайта respublica.by
Фото с сайта respublica.by
Выхода iPhone пятого поколения ждали не только поклонники новомодных гаджетов, но, полагаю, и весь Капитолийский холм вместе с Белым домом. Шутка ли, эта компактная электронная "игрушка" обеспечит рост американского ВВП на целый процент, или около 0,2 % мирового "вала". Вот оно, золотое дно для экономического процветания. Реализовать бы Беларуси пару подобных проектов, даже на несколько порядков скромнее, и многие бы макроэкономические проблемы "разрулились" сами собой. Но, увы, в стране даже зародыша компании наподобие "Apple" не появилось.

Белорусские IT-специалисты котируются в мировой табели о рангах, идеи у них фонтанируют, но серьезный инновационный бизнес упорно не может зацепиться корнями за родную экономическую почву. Хотя за рубежом весьма удачно приживается, даже расцветает. К сожалению, высокий технический кадровый потенциал не подкреплен соответствующей организационной инфраструктурой: механизм превращения изобретений в деньги у нас, увы, практически отсутствует.

Сама по себе идея бесценна в прямом и переносном смысле. Одна гениальная мысль способна перевернуть мир, как это сделали Генри Форд, Стив Джобс и другие первопроходцы новых для своей эпохи отраслей бизнеса. С другой стороны, любая интеллектуальная находка приносит деньги только после своей материализации. Вот с последним процессом в республике явно имеются проблемы. Находчивых людей хватает, интересных проектов у них тоже хоть отбавляй, но монетизировать их редко кому удается. По простой и банальной причине: родоначальниками замечательных start-up становятся талантливые люди, но в некотором роде непрактичные, слабо ориентирующиеся в материальной стороне бизнеса. Поэтому внедрить свои гениальные находки в коммерческую эксплуатацию они не могут без помощи профессиональных менеджеров.
 
Кстати, легенды "американской мечты", основатели и родоначальники ныне могущественных транснациональных корпораций, после старта передавали управление бизнесом в руки профи от коммерции, которые и превращали небольшие компании в монстров мирового масштаба. На Западе давно уловили эту специфику, поэтому создали для одаренных людей целую инфраструктуру, которая помогает им воплотить свои изобретения и открытия в реальность. Именно этого и не хватает белорусским start-up. Многим айтишникам недостает экономического образования, чтобы описать свою идею по канонам классического бизнес-плана. Хотя бы просчитать минимальный объем инвестиций для реализации проекта, не говоря уже о таких сложных категориях, как оценка рисков, емкости рынка, и других маркетинговых премудростях. Поэтому зачастую отечественные новаторы жонглируют цифрами, взятыми буквально с потолка. Руководитель ассоциации бизнес-ангелов и венчурных инвесторов "БАВИН" Игорь Ковалев замечает, что "разбежка в пожеланиях создателей start-up очень велика: варьируется от очень заниженных цифр — "дайте $ 5 тысяч, и у меня все будет хорошо" — до нескольких миллионов долларов.

Впрочем, как считает эксперт, проблема не в деньгах — их даже на белорусском рынке найдется на реализацию десятков самых амбициозных и дорогих проектов. Проблема в их дефиците. Не голословных идей, а конкретных коммерческих предложений. Он считает, что беда отечественных start-up — в "неумении брать деньги: команды не всегда имеют представление о сути своего проекта, его целях, не знают, как разговаривать с инвестором, не понимают его ожиданий".
 
Игорь Ковалев отмечает, что подчас бывают даже курьезные случаи. Инвесторы дают согласие на финансирование проекта, готовы вложить достаточно солидные капиталы, а start-up в итоге не может израсходовать и половины этой суммы. "Войти в проект не проблема, — уверен специалист. — Самое сложное — из него выйти, зафиксировав прибыль, а не убытки". Но для этого необходимо четко представлять стоимость компании на каждом этапе ее развития, а практика замеров капитализации бизнеса в Беларуси еще находится в зачаточном состоянии. Поэтому, глубоко не вникнув в историю бухгалтерского учета компании, крайне сложно понять, на каком свете она находится. Да и захочется ли инвестору возиться?! Капитал нынче стал "гражданином мира" и очень тихо, спокойно не ищет решения конкретных национальных проблем, а перетекает в другие государства.
 
Поэтому руководитель проекта "AlterEdu" Игнат Бобрович не строит иллюзий: "Если ничего не произойдет в ближайшее время, большинство белорусских стартапов будет зарегистрировано в Литве, Эстонии, других странах…" Возможно, и неплохой инвестиционный климат нынче в республике, поворачивается лицом к бизнесу налоговая система, но притягивает белорусов зарубежная система "all inclusive" для амбициозных начинающих предпринимателей. В той же Прибалтике успешно функционируют технопарки, в которых начинающая компания может получить весь спектр услуг: от офисного помещения до консультаций юристов, маркетологов, финансистов и оформления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. В Беларуси же основателям start-up приходится забивать голову этими "мелочами", без которых ни один бизнес не способен вырасти из детских штанишек. К тому же современные IT-проекты ориентированы на глобальный рынок. Поэтому и продвигать их должны менеджеры, которые знакомы с международными правилами игры. Дефицит их наблюдается во всем мире, но специалистов с оксфордским образованием в тех же Литве и Эстонии намного больше, чем в Беларуси.
 
В республике тоже ведется работа по созданию бизнес-инкубаторов и других структур для выращивания инновационных "птенцов". Но процесс движется слишком вяло. По крайней мере, в стране фактически отсутствует институт менторов — уже состоявшихся, матерых и успешных бизнесменов, которые могли бы взять за руку молодых коллег и помочь им пройти тернистой дорогой к коммерческому успеху. Поэтому и start-up в Беларуси объективно не имеют шансов превратиться хотя бы в маленький, региональный "Apple". Как отмечают эксперты, инфраструктура сама собой не появится — для этого должен сработать механизм политической воли. И если не появится в стране заповедников для молодого и амбициозного бизнеса, он не умрет, проекты будут зарождаться в Беларуси, но расти и матереть будут в других государствах. И есть уже немало компаний, которые делали первые шаги на родине, но становились на ноги и финансово поднимались за рубежом.
 
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-30%
-20%
-50%
-35%
-69%
-35%
-50%