Поколение $


/ Фото: Ольга Шукайло,

У человека, который мыслит нестандартно, готовы неожиданные ответы на самые, казалось бы, тривиальные вопросы. В том числе на вопрос, как заработать денег. Он особенно актуален по молодости лет, когда хочется всего и сразу, а пути достижения желаемого просматриваются плохо.

FINANCE.TUT.BY расскажет о представителях белорусской молодежи, отказавшихся от работы на "дядю". Они своим примером доказывают, что хорошая идея – это половина дела, а лучшая работа – это оплачиваемое хобби.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BYИмя: Анна Якуш

Возраст: 26 лет

Дело: занимается ткачеством белорусских народных поясов с традиционным орнаментом

Стартовый капитал: 20 долларов

Юноша или девушка из Беларуси, имеющий представление об истории своей страны главным образом из школьных учебников – это, скорее, правило. Иностранец, интересующийся белорусской культурой, – это, скорее, исключение. Приятное.

Анна Якуш сменила степные просторы Западной Сибири на лесистую Беларусь в 2003 году. Чтобы изучать архитектуру в Полоцком государственном университете, она проехала больше 4000 километров. И дело не в том, что в Новокузнецке, где жила Анна, не нашлось подходящего вуза. Просто в Новополоцке живет ее бабушка.

- Было интересно пожить вдали от дома, - объясняет свое решение Анна. – Вначале особой разницы между Россией и Беларусью я не заметила. Если не углубляться в культуру, то жизнь тут и там очень схожа.

Рассказывая о своем "великом переселении", девушка достает из сумки растрепанный моток ниток. Их держит некий предмет, напоминающий деревянный "гребень". Это бердечко, и с его помощью Анна ткет пояса с этнографическим орнаментом.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BYФото: Ольга Шукайло, TUT.BYФото: Ольга Шукайло, TUT.BY   

К белорусской культуре наша собеседница-сибирячка приобщилась не сразу. До прихода в Студенческое этнографическое общество народная тематика была ей чужда. 

– На семинарах по ремеслам нам показывали техники ткачества, – тяга к рукоделию у Анны была еще с детства. – И пошло-поехало: сначала ты хочешь пояс, потом - вышитую рубашку, потом красивый народный костюм. Причем, желательно, исторически присущий твоей местности.

Анна ищет глазами, к чему ей можно "привязаться" в офисе TUT.BY. Это слово не несет эмоционального оттенка, просто нитки для ткачества должны быть натянуты. С одной стороны Анна обматывает 4-метровую заготовку вокруг талии, а с другой закрепляет нитки на дверной ручке. Это и называется "привязаться".

Анна уверяет, что ткачество на бердечке освоить несложно. Процесс похож на создание ткани: нити основы перетянуты нитью утка. А бердечко все же походит на гребень своей функцией. Оно "расчесывает" нитки, чтобы те не спутывались.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Стартовый капитал Анны – 20 долларов, за которые было куплено бердечко и моток ниток. Чтобы соткать пояс на 2,5 метра, мастерице нужно 2-3 дня времени. Пока она не набила руку, на тот же труд уходило несколько недель. Да и отвлекаться приходилось чаще, например, на основную работу.

Пополнив ряды дипломированных архитекторов в 2008 году, она успела поучаствовать в реставрации железнодорожного вокзала в Бресте и Бобруйской крепости. Параллельно все больше углублялась в белорусскую культуру: ездила на кирмаши и фестивали, ходила в этнографические музеи и ткала пояса.

В октябре увлечение пересилило профессию, и Анна оставила должность архитектора в Творческой мастерской "А-Дом", чтобы попробовать, каково жить за счет продажи поясов. Зарплата 3,5 миллиона ее не остановила. Девушка оформилась как ремесленник и ежегодно платит государству 100 тысяч рублей в виде налогов. На прожитье остается немного - 240 долларов в месяц.

- Я продаю пояс за 35-40 долларов. В месяц делаю до 6 поясов, - Анна пожимает плечами. – Народ не готов платить те деньги, которых стоят эти вещи. В Прибалтике такие же пояса стоят 50 евро. У меня как-то был заказ на Россию, товар без вопросов взяли за 60 долларов. В идеале я бы и в Беларуси продавала их за такие же деньги.

Клиенты к этому действительно не готовы. Часто это люди, не связанные с этнографией. Молодые пары, которые заказывают национальные костюмы на свадьбу, родители, желающие приобщить ребенка к народной культуре, подарив ему пояс и вышитую рубашку.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

- Частенько приходят заказы на пояса со свастикой. Для большинства этот символ дискредитирован. Но после кучи этнографических материалов, в которых свастика выступает положительным символом…, – Анна дает понять, что с фашизмом ее клиенты не связаны.

Самой девушке интереснее копировать старые работы, подсмотренные в этнографических музеях. Каждый пояс – маленький вызов, потому что нужно не только повторить технику и узор, но и найти схожие нитки. В век промышленного производства нитки ручной работы – это анахронизм?

- Самая удачная покупка – это клубок льняных ниток, найденный на рынке в Ждановичах. Купила его у торговца с "поля чудес" за тысячу рублей и пускала только в самые избранные пояса, - всего за время увлечения Анна соткала более 60 поясов.

240 долларов на месяц  Анну не смущают, пока она собирается жить на эти деньги. В офисное рабство девушка собирается возвращаться, только если "прижмет основательно".

 
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Склоняясь над нитками, Анна рассказывает, что тканые на бердечке пояса белорусы носили вплоть до 1920 года. Другой, еще более древний способ, - ткачество на дощечках. От себя добавим: не только более древний, но и более запутанный.

- Это метод перекручивания ниток, - у Анны вместо дощечек старые телефонные и банковские карточки. - Я протягиваю нитки через дощечки по схеме. Главное, чтобы они находились в определенной последовательности. Продев уток сквозь основу, я поворачиваю дощечки. Вместе с ними перекручиваются нитки, образуя орнамент.

Двигая дощечки-карточки, Анна возвращается к денежному вопросу:

- Я думаю, если бы мне пришлось платить за жилье, я не выжила бы за счет поясов. Мы с мужем обжили флигель у родственников под Минском. Не платим за него, а это фактор, дающий уверенность в завтрашнем дне, - думать о будущем девушке не хочется. – Собственное жилье в планах присутствует уже давно, но мысль о кредите наводит тоску. Кажется, может, я зря уволилась? С другой стороны, а если работа во что-то выльется?

Идеальным развитием событий Анна видит артель мастеров-ремесленников, "которые работают сообща". Она говорит, что в Беларуси любителю этнографии некуда пойти за покупками. Рушники и фигурки из соломки – не в счет. Они для туристов. Анна мечтает совместить мастерскую и магазин, в котором будут представлены более сложные сувениры.

- Чтобы они могли представлять белорусов как нацию, - веско говорит сибирячка, переехавшая в Синеокую.

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-60%
-22%
-20%
-10%
-10%
-15%
-37%
-10%
-10%