Личный счет


Кастусь Ребров,

Фото с сайта nv-online.info
Фото с сайта nv-online.info
В редакцию "Народной Воли" обратился музыкант Петр Лукьяненок, солист Государственного симфонического оркестра Республики Беларусь, чтобы рассказать о довольно неприятной ситуации -- невыплате части гонорара за концерты в Италии. Разговор состоялся, что называется, в открытую, под диктофон. Артист сказал, что он и несколько его товарищей уже написали письмо в следственные органы, чтобы те помогли разобраться в сложившейся финансовой загадке: на каком этапе и кто именно присвоил их деньги? Ведется следствие.
 
Вот подробный рассказ музыканта:
 
-- В конце декабря часть оркестра, человек 50, поехала в Италию на гастроли на две недели. Контракт нам, правда, никто не показывал, не зачитывал, условия на стенд не вывешивали. Мы, как всегда, положились на слово директора. На этот раз условия были такие: работаем за 35 евро в сутки.
 
Поездка получилась тяжелая. Десятки городов по всей Италии -- с юга на север исколесили страну. Бывало, ночью едем, а вечером два концерта один за другим, в семь и в девять. Выступали в небольших городах, но залы иногда были очень приличные. И публика соответствовала. Дирижировал итальянец, правда, профессионал "среднего полета". Нашли под гастроли.
 
По плану последний концерт должны были дать 10 января. Выехали накануне. На полпути директору оркестра Ирине Артимович кто-то звонит, и потом она нам сообщает, что последнего концерта у нас не будет, мы едем домой. А половина суточных за уже отработанные концерты не заплачена! Хотя это, как правило, потому, что во время гастролей деньги поступают частями, по мере того, как приходят средства от зрительского сбора.
 
Директор Артимович тогда сама признала, что "нас кинули", что итальянская сторона отказывается выплачивать деньги. Она была возмущена, у нас даже был план собрать итальянскую прессу и полицию, в конце концов, в наше консульство в Италии. Но спустя какое-то время этот план был самим же директором, как говорится, забракован. Может быть, Ирина звонила в Минск, в нашу администрацию, и там ей отсоветовали бороться за свои права? В любом случае она вдруг объявила: деньги уже перевели в Минск, в филармонию, и с вами, уважаемые оркестранты, рассчитаются дома. Теперь я думаю, что она это сделала специально, чтобы вывезти коллектив обратно без скандала. Ладно, может, и правильно. Мы вернулись из поездки месяц назад. Но гонорар до сих пор не выплачен -- а это 220 евро каждому! И кто должен за нас заступиться? Мы ведь не шарашкина контора, не частная антреприза, мы -- известный государственный коллектив, академический оркестр.
 
В таких поездках тратишь немало здоровья. Условия спартанские. Номера в отелях у нас, конечно, были, но, поверьте, не всегда было время там поесть и принять душ. Собственно, нас и не кормили. Если на гостиничный завтрак опоздал, то и его за собственные деньги покупаешь. Бывало, только успеваешь заселиться в гостиницу, чемодан, как говорится, в номер закинуть -- и тут же через полчаса выезд на репетицию. И концерт. Когда хочешь, тогда и ешь. А после концерта -- дорога. Иногда всю ночь. Поэтому оркестранты до сих пор ездят на гастроли с плитками, кипятильниками, с салом, макаронами. Для нас это единственное спасение. Соглашаемся на такие условия, потому что хочется заработать, привезти немножко денег домой. А вы думали, мы едем посмотреть "зарубеж"? Он у нас вот уже где! Наездились за 20 лет. Едем работать по-черному.
 
В общем, мы пока получили по 300 евро. А по 220 евро каждому из 50 человек недоплатили. Кругленькая сумма у кого-то осела, а? Причем началось это еще с весенних гастролей оркестра в Японии -- тоже организаторы остались должны каждому из оркестрантов. А теперь Италия. Настораживает.
 
Директор оркестра сейчас в отпуске. А когда она еще была на месте, сказала, что бессильна что-то предпринять. Как это понимать? И в бухгалтерии филармонии ошарашили вопросом: "Какие гастроли? Кто вас туда отправлял?"
 
Наши зарплаты мизерные: у меня, например, 2.600.000 рублей чистыми. Поэтому мы беремся за коммерческие гастроли. Они бывают нечасто. Но этот год насыщенный: Япония, Англия, Италия. Кстати, концерты идут в план оркестра. И за них мы платим процент нашей "фирме", Белгосфилармонии. Официально. Иначе какой смысл филармонии отпускать своих музыкантов на заработки? А здесь вроде бы никто не в курсе, что мы уезжали за рубеж. Загадка?
 
Мне кажется, коллектив поддерживает нашу инициативу с обращением в следственные органы. Конечно, у нас контрактная система, все боятся в открытую слово сказать. "Требуется музыкант" -- таких объявлений на заборе нет. Рынок насыщен. За работу люди держатся. Тем более что наш оркестр сейчас в хорошем творческом состоянии, нас любит публика, и мы это очень ценим. И за рубежом мы тоже выкладываемся, всегда помним, что представляем творческое лицо Беларуси. Но молчать и глотать обиды -- это неправильно, музыканты люди совсем не богатые, чтобы еще крохи от них отщипывать. И потом подчеркну: подобное происшествие неприятно чисто психологически, морально.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-20%
-25%
-30%
-20%
-50%
-12%
0058043