102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Получающих зарплату «в конвертах» планируют привлекать по «административке»
  2. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  3. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  4. «Личная инфляция»: лекарства и отдельные продукты в феврале подешевели, но в целом цены растут
  5. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  6. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  7. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  8. Читаете канал «Советская Белоруссия»? Говорим с его автором (нет, это не то же самое, что газета)
  9. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  10. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  11. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  12. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  13. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  14. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  15. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  16. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  17. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  18. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  19. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  20. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  21. Новый тоннель метро, маникюр прокурора, суды над журналистами и платье, весом в 15 килограммов. Самые яркие моменты февраля
  22. В Минске продолжают судить врача БСМП и журналистку TUT.BY. Приговор огласят сегодня — в 16.00
  23. «Если бы не Толик, сидели бы голодные». История ипэшника, который 19 лет работает в автолавке
  24. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  25. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  26. «Желающих помочь белорусам в их „хлопотном дельце“ много». Чем заняты «Народные посольства» за границей
  27. Минское «Динамо» начинает первый за четыре года плей-офф. Чего ждать от «зубров»
  28. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц
  29. Суд по делу «ноль промилле», планы по экстрадиции Тихановской. Что происходит в Беларуси 2 марта
  30. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
реклама


Мария Мелёхина,

Учредительница Loft cafе и обладательница титула “Леди Босс – 2012” Анжела Грущенкова рассказала "Ежедневнику", почему ее бизнес не приносит большого дохода, о трудностях открытия подобного рода заведения в Беларуси, воровстве персонала и многом другом.

- Я пришла в ресторанный бизнес два года назад, вынашивая идею создания Loft cafe 9 месяцев. Мне всегда хотелось открыть бизнес для души, и волей случая мне выпала такая возможность, - сказала она.
 
- Обычно бизнес открывают не для души, а для дохода...

- Вы знаете, у меня много бизнесов позади, поэтому я искала, прежде всего, интересное дело, некую отдушину, не рассматривая его как бизнес таковой. В любом случае, если делаешь все по закону и по правилам, то деньги где-то рядом. Если я решу заниматься еще каким-либо бизнесом, то это будет абсолютно иная сфера.
 
- Какие возникали трудности при открытии кафе?

- Самая главная трудность для меня заключалась в отсутствии опыта и недостатке знаний в данной сфере. Мне просто было интересно. Знаете, когда ты увлечен какой-то идеей и не делаешь что-то автоматически или рутинно, тебе это не надоедает.
 
- Какие, на ваш взгляд, существуют сегодня проблемы в ресторанном бизнесе Беларуси?

- В первую очередь это кадровая проблема. С одной стороны, недостаточная профессиональная подготовка, с другой - нехватка кадров вообще. Такие профессии, как официант и бармен, в Беларуси, к сожалению, считаются студенческими, не престижными и временными. Также остро стоит проблема с техническим персоналом: посудомойками, кухонными рабочими, уборщиками.
 
- А со стороны санстанции, пожарных…

- Здесь проблем не возникает. В любом случае есть какие-то требования, которых ты должен придерживаться. К нам наведываются разные службы, периодически указывают на какие-либо недостатки, которые нужно исправить, но это обычный рабочий процесс.
 
- Не секрет, что Loft cafe считается андеграундным, здесь проводят выставки, кинопоказы и т.д. Почему был выбран именно такой уклон?

- Можно было открыть обычную забегаловку или клуб, которые с точки зрения бизнеса, возможно, приносили бы больше прибыли, но мне всегда хотелось быть отличной от всех, не такой, как все. Идея создания кафе с неформальной ноткой родилась от помещения. Раньше здесь находилось тоже заведение общепита клубной направленности, где собирались ребята поиграть на гитарах и попить пива. Здесь была своеобразная атмосфера с ободранными стенами, почти разломанными стульями, но на меня это произвело неизгладимое впечатление. После этого я твердо решила, что в Loft cafе нужно продолжить некие андеграундные традиции. Сегодня у нас есть своя целевая аудитория. Мы привозим иностранных исполнителей из Лондона, Литвы, России. Та музыка, которая звучит в наших стенах, не может и не должна собирать стадионы, но 500 человек она вполне может объединить.
 
- Вы можете нарисовать портрет вашего клиента?

- В обеденное время к нам приходят среднестатистические офисные работники, а вечером более неформальная молодежь. Средний возраст нашего клиента 25-30 лет с присутствием интеллекта на лице.
 
- Кто ваши прямые конкуренты?

- Я не скажу, что у меня есть прямые конкуренты, ведь все мы делаем одно дело. К тому же все должны находить свое место под солнцем. У нас так сложилось, что в зоне притяжения нашего кафе находится много офисов и складских помещений, поэтому в обеденное время порядка 150 человек к нам приходит. Если взять вечер, то понятно, что в центре города заведения не пустуют, т.к. практически все они расположены возле метро. С нами иная ситуация: нужно очень любить Loft cafе, чтобы до него доехать, т.к. мы располагаемся немного в стороне от центра. Поэтому делается все для привлечения людей: кинопоказы, выставки, тематические вечеринки и т.д.
 
- В чем заключаются особенности ресторанного бизнеса Беларуси по сравнению с Европой или Россией?

- Особенности ресторанного бизнеса в той или иной стране определяет менталитет. В Беларуси не принято ходить по ресторанам в отличие от Европы. Белорусы привыкли питаться дома. Например, в Европе не принято приглашать к себе в гости, т.к. дом – это то место, где люди отдыхают, у нас же даже большие праздники отмечают дома. Понятно, что это обусловлено уровнем доходов населения, но немалую роль играет и менталитет. Ведь можно пятничным вечером пойти в бар и пообщаться с интересными тебе людьми, не потратив при этом много денег, но наши люди предпочитают коротать время у телевизора.
 
- Выгоден ли ресторанный бизнес в чистом виде или требуются инвестиции и в другие сферы?

- Многие считают, что заниматься ресторанным бизнесом очень выгодно, но это не совсем так. Конечно, любой бизнес будет выгоден, если ты его грамотно строишь и развиваешь. Одинаково успешным проектом может быть и маленькая кофейня, и большой ресторан – все зависит от руководителя. Например, я рассматриваю Loft cafe с точки зрения расходов и забот. Хотелось бы, чтобы мое кафе приносило большой доход, но пока этого нет. Что касается сопутствующей деятельности, то в сферу моих интересов входит еще и оптовая торговля. Но эти две бизнес-среды не пересекаются и не подпитывают друг друга, просто ресторанный бизнес – это моя отдушина, а оптовая торговля позволят мне поддерживать свой привычный образ жизни.
 
- Сколько нужно вложить, чтобы открыть коммерчески успешный ресторан?

- В первую очередь, нужно вложить душу. Если говорить про финансовую часть, то в среднем от 50 до 300 тысяч долларов. При открытии Loft cafе были вложены некие инвестиции, которые на данный момент еще не оправданы, но только с третьего месяца своего существования кафе стало окупаться. Вы поймите, что есть план погашения инвестиций, и хорошо, если заведение возвращает свои инвестиции через 2-5 лет.
 
- В какой сегмент белорусского ресторанного бизнеса наиболее выгодно инвестировать: фастфуд, средний, элитный?

- Я думаю, что в фастфуд. Все-таки больше людей могут позволить себе поесть именно в ресторанах быстрого питания, нежели в ресторанах среднего и элитного уровней. Самый яркий пример в Беларуси – это Макдональдс. Никогда народная тропа не зарастет в сеть этих заведений, сколько бы их ни открывалось. Кроме того, эта ниша на белорусском рынке практически не занята, в отличие от Европы, и не требует больших денежных и временных вложений.
 
- Как вы думаете, есть ли у белорусов культура еды?

- У большей части нашего населения эта культура отсутствует. Кроме того, в Беларуси нет стандарта национальной кухни, но мы пытаемся решить эту проблему авторской интерпретацией разных кухонь мира.
 
- Вы готовитесь каким-либо образом к ЧМ по хоккею 2014 года?

- Мы уже разместились в карте гостя, которая есть во всех гостиницах Минска, у нас полностью англоязычный персонал…
 
- Скажите, бывает, что персонал ворует?

- Официанты не могут воровать, т.к. у нас есть жесткая система защиты. Что касается барменов, то у них есть такая возможность, но не пойман – не вор. Всегда надеешься на какую-то сознательность со стороны персонала. Мы пытаемся создать такие условия, чтобы люди любили свою работу и им не приходилось воровать, хотя зарплата у нас не выше, чем по стране. Кроме того, у официантов и барменов есть дополнительный доход в виде чаевых.
 
- Какие выгоды вы видите для себя от создания гильдии барменов?

- В первую очередь – это решение кадрового вопроса, чтобы люди не приходили просто с улицы, а были профессионалами своего дела и уже имели рекомендацию. Ведь порядка 60% от оборота заведения – это барная продукция. То, что люди приходят поесть – это замечательно, но основную выручку делает алкоголь. Поэтому мне очень важно, чтобы я доверяла человеку, который стоит за барной стойкой.
 
-15%
-10%
-30%
-20%
-80%
-35%
-20%
-20%
-25%
-50%
-10%
-20%