Личный счет


Дискриминации в отношениях между производителями и крупными магазинами с появлением нового закона о торговле больше не будет — все товары будут попадать на полки на одинаковых условиях. Об этом сообщили представители Министерства торговли Беларуси, а также рассказали о других нормах законопроекта.
 
— Сегодня желание производителей продать товар большими партиями толкает их заключать договоры на кабальных условиях, — рассказала заместитель министра торговли Ирина Наркевич. — Магазины просто компенсируют издержки за счет производителя и берут деньги за выполнение своих функциональных обязанностей. Недавно КГК проводил проверку крупной торговой сети, и выяснилось, что в договора поставки помимо цены товара магазин включал оплату рекламы, которая на самом деле не проводится, стоимость тестирования, без которого товар якобы не может попасть на прилавки, и так далее. Деньги платились за воздух. При этом производитель даже с высококачественным товаром не может попасть на полки, хотя население хочет его купить. 
 
Чтобы избежать этого в будущем, в законопроекте впервые прописывается норма, которая регулирует отношения поставщика и розничного объекта торговли. 
 
— Договор поставки должен включать только цену товара и ничего больше. Если у поставщика есть желание прорекламировать, к примеру, свой товар, то должен заключаться дополнительный договор, — резюмировала эту норму Ирина Наркевич.
 
В законопроекте прописали и сроки оплаты товара. Для скоропортящихся — до 10 дней, для тех продуктов, где срок годности 30 дней, — 30 дней. Если срок годности больше месяца, то о сроках оплаты магазин и производитель договариваются отдельно. 
 
Оговорен и прозрачный механизм поступления товаров на полки магазинов. Чтобы не было дискриминации, розничные магазины должны будут выставлять свои условия либо на своем сайте, либо по запросу контрагента предоставлять их в письменном виде.
 
— В нашем законе появилась и норма, которая указывает на развитие конкурентной среды, — рассказала Ирина Наркевич. — Доля субъекта торговли в объеме розничного товарооборота не должна превышать 20%. Если она превышает, то он не вправе покупать, арендовать дополнительную торговую площадь для торговли или совершать другие действия, направленные на увеличение такой площади. Например, возьмем районный центр с населением 40-50 тысяч человек — если там появляется крупноформатный объект торговли, то могут закрыться мелкие магазины, принадлежащие малому, среднему бизнесу или потребкооперации. 
 
По информации Министерства торговли, сейчас в Беларуси 21 крупная торговая сеть занимает объем около 20% рынка розничной торговли. Так, удельный вес от 1% до 6% в розничной торговле занимают сети магазинов "Рублевский", "Гиппо", "Алми", "Корона", "Евроопт". Есть сети, которые занимают от 0,2% до 0,9%, это "Корзинка", "Мила", "Санта", "Электросила", "Пятый элемент" и другие.
 
Только цифры

На 1 января 2013 года в Беларуси функционирует 40,6 тысячи магазинов с торговой площадью 3,7 миллиона квадратных метров. Только за 2012 год прирост магазинов составил 2,3 тысячи единиц на площади 300 тысяч квадратных метров. В прошлом году было открыто 97 крупных торговых центров со средней торговой площадью 1400 квадратных метров.
Нужные услуги в нужный момент
0058043