Личный счет


В 2010 году Беларусь заняла 58-е место среди 186 стран в рейтинге по удобству ведения бизнеса. Несмотря на сложности, которые связаны с переходной экономикой, открыть свое дело в нашей стране значительно легче, чем в Литве или Германии.

Белорусский рынок открыт для бизнеса. Об этом говорит его сильная фрагментация и практически полное отсутствие конкуренции. В каждой сфере, от ритейла бытовой и компьютерной техники до импорта продуктов питания, есть определенный ресурс для роста. Но в головах наших бизнесменов и стартаперов закрепилось клише: начать свое дело практически невозможно.
 
Председатель Мингорисполкома Николай Ладутько неоднократно замечал, что в Минске не хватает кафе и ресторанов. Но за несколько лет ситуация не изменилась. Точек общепита как не хватало, так и не хватает.
 
Бизнес-среду Беларуси формируют в основном малые и средние предприятия. Такие гиганты, как МАЗ, МТЗ, МЗКТ, БелАз и другие являются монополистами и не заинтересованы в поддержании нормального инвестиционного климата внутри страны. Большая часть продукции поставляется в другие страны, поэтому говорить о них не совсем корректно.
 
Но почему бизнес не развивается? Почему потенциал Директивы Президента №4 от 31.12.2010 использован, в лучшем случае, на 15-20%?
 
С одной стороны, предприниматели не готовы к большой налоговой нагрузке. С другой стороны, переходная к рыночным принципам экономика Беларуси вынуждает довольно часто менять законодательную базу: закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. "О поддержке малого и среднего предпринимательства", реализуется Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 годы (постановление Совета Министров №1721 от 28.12.2009г.), действует Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства", Директива Президента Республики Беларусь №4 от 31.2.2010 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь". Правительство уверяет, что микроэкономический климат страны выглядит привлекательно. Но на деле все далеко не так, как записано в протоколах совещаний в "больших" кабинетах.
 
Причин много. Это и несформированные рыночные отношения, и ощутимое вмешательство власти в бизнес, и командный режим экономики, и невнятная позиция Нацбанка относительно системы кредитования.
 
Старт собственного бизнеса в США или Евросоюзе связан с большими финансовыми рисками. Венчурные фонды, которые инвестируют в стартапы, получают прибыль только от 1 проекта из 10. Подобной статистики по Беларуси нет, но процент успешных предприятий - около 70-80%.
 
Раз в 2-3 года Европейский банк реконструкции и развития совместно со Всемирным банком проводят выборочный опрос бизнеса в странах с переходной экономикой в Восточной Европе и Центральной Азии, включая Турцию (The Business Environment and Enterprise Performance Survey, BEEPS) с целью исследовать бизнес-среду в этих странах. Это позволяет оценить бизнес-климат внутри страны и понять ее инвестиционную привлекательность. Крупные международные банки предпочитают вкладывать средства в средний бизнес, поскольку это позволяет сократить риски и диверсифицировать денежные потоки. 
 
Беларусь по Индексу легкости ведения бизнеса, 2006-2012гг.

Фактор
Место вDB-2012
Место вDB-2011
Место вDB-2010
Место вDB-2009
Место вDB-2008
Место вDB-2007
Место вDB-2006
Место в рейтинге
69
68
58
85
110
129
106
Открытие бизнеса
9
7
8
97
119
148
153
Получение разрешения на строительство
44
44
54
65
94
84
88
Регистрация собственности
4
6
9
14
94
96
91
Получение кредита
98
89
109
109
115
117
76
Защита инвесторов
79
109
108
104
98
142
141
Уплата налогов
156
183
183
181
178
175
175
Торговля через границы
152
128
129
134
137
113
106
Принуждение к исполнению контрактов
14
12
12
14
16
36
36
Закрытие бизнеса/решение проблемы неплатежеспособности
82
93
75
71
69
91
97
Подключение к энергосистеме
175
 
 
 
 
 
 
Наем сотрудников
 
 
 
49
43
31
36
Источник: Доклады “Doing business” 2006-2012гг.
 
Проблемы бизнеса: это только проблемы самих предпринимателей?

Проблема белорусского бизнеса в том, что бизнес-среда еще не сформирована. Выводя новый продукт или товар, компаниям сложно оценить прибыльность. Говорить в такой ситуации об оптимизации финансовых потоков или самой предпринимательской структуры невозможно. Нецелесообразно вмешиваться в процесс становления бизнеса. Рынок к этому еще не готов.
 
Государство уделяет большое внимание развитию бизнеса. Поскольку малые и средние предприниматели перечисляют в казну большую часть налогов.
 
Проблемы управления: современные технологии или бухгалтер с деревянными счетами

По проникновению облачных решений в бизнес Беларусь находится далеко не на первых местах. По некоторым исследованиям, только 15-20% предпринимателей используют программные решения для планирования рабочего процесса. Остальные - ежедневные или еженедельные "планерки". И как в таких условиях решать срочные и важные задачи? А если ситуация требует подключения нескольких отделов или сторонних ресурсов, то на это может потребоваться не один месяц.
 
Бизнес-структуры Евросоюза и стран Азии уже много лет используют специализированные программные решения, которые позволяют отслеживать работу всей компании. Системы управления производством, планирования, закупок и дистрибуции позволяют в значительной степени автоматизировать определенные процессы внутри компании. Постепенно к этому приходит и белорусский бизнес.
 
Интернет - наиболее эффективный способ рекламы и продажи товаров. Нет необходимости платить арендную плату, получать сотни согласований и разрешений от пожарных и прочих служб. Но только 5-7% предпринимателей предпочитают интернет-магазин обычному павильону в торговом центре.
 
И это очень странно. Стоимость доменного имени у регистратора ActiveCloud - примерно 10 долларов. Еще столько же стоят услуги хостинга. Максимальный бюджет, который необходим на содержание интернет-магазина - 50-60 долларов в месяц. Вы сможете на эти деньги снять павильон?
 
Проникновение современных технологий в белорусский бизнес ограничилось закупкой компьютеров для каждого рабочего места. Лишь некоторые компании синхронизируют свои базы данных в "облаке". Единицы используют облачные вычисления. А все бухгалтеры, поголовно, работают во всем известной "желтой" программе.
 
Поэтому ведение финансовой отчетности вызывает слишком много вопросов. В России электронная бухгалтерия  получила широкое распространение. Белорусский бизнес только начинает пользоваться сервисом "Ассистент".
 
Что дают интернет-сервисы? Во-первых, удобство. Отпадает необходимость в содержании большого штата бухгалтеров. Ежемесячная экономия составляет от $700.
 
Во-вторых, сервисы, такие как "Ассистент", позволяют полностью автоматизировать ведение всей финансовой отчетности.
 
В-третьих, онлайн-бухгалтерия в значительной степени упрощает управление предприятием.
 
В-четвертых, довольно сложно отслеживать текущие задачи. Поэтому вероятность совершения бухгалтером ошибки многократно возрастает. "Ассистент" такого недостатка лишен.
 
Бизнес в Беларуси находится в более выгодном положении, как это может показаться на первый взгляд. По большинству микро- и макроэкономических показателей наша страна занимает довольно уверенные позиции. Отсутствие конкуренции в ее правильном понимании, фрагментированность рынка и достаточная емкость каждой отдельно отрасли говорит только об одном: открывать свое дело прибыльно. Конечно, говорить о таких доходах как в Европе или США не приходится. Но при снижении издержек и комплексном использовании современных программных продуктов, таких как "Ассистент", реально получать довольно неплохой доход.
 
Хватит использовать деревянные счеты! 
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-15%
-50%
-10%
-40%
-10%
-10%
-15%
-10%
0058415