Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия

Публичный счет


Cемен КУТКОВЕЦ,

Демографические проблемы поставили Беларусь перед необходимостью реформировать распределительную пенсионную систему, потому что скоро некому будет кормить пенсионеров.

В Беларуси 5,8 миллиона работников содержат 2,5 миллиона пенсионеров. Если в 2012 году на 100 работающих приходилось 57 пенсионеров, то в 2020-м 100 трудящихся должны будут обеспечивать выплаты 67 пенсионерам. А уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом.

С чего нужно начинать пенсионную реформу? Чей опыт ближе Беларуси? И почему белорусские власти не воспользуются возможностями "Европейского диалога о модернизации для Беларуси" для проведения перезревших реформ?

Эти вопросы "Снплюс" адресовала кандидату экономических наук Леониду Злотникову.

- Численность экономически активного населения с 4,5 миллиона человек снизится по прогнозу до 3,5 миллионов (в 2040 году). Источник пенсий - это экономически активное население, средства которых поступают в Фонд социальной защиты населения. Так называемая солидарность поколений: работающее поколение сбрасывается, а cобранная сумма делится между ветеранами. Падает количество экономически активного общества - сокращаются поступления в Фонд соцзащиты (ФСЗН), - говорит экономист. - Проще говоря, скоро некому будет кормить пенсионеров, количество которых возрастает: с 2,4 миллиона человек до 2,5-2,6 миллиона человек. Скоро денег не хватит, чтобы обеспечить существующий уровень пенсий, который должен составлять 40% от средней зарплаты. Автоматически возрастает коэффициент демографической нагрузки: сегодня примерно двое работающих кормят одного пенсионера, а в 2040 году - эта пропорция составит 1,3:1. Чувствуете угрозу?

- ФСЗН оказался на грани коллапса, который страна может ощутить уже в 2014 году. Один из путей, который позволяет его избежать, увеличение налогов на трудящихся и бизнес. Как последний смотрит на это?

- Наш налог на отчисления в ФСЗН - самый высокий в Таможенном союзе, в Едином экономическом пространств: в Беларуси - около 35% от фонда зарплаты, а в Казахстане 10 - 15%… Слишком высокий налог порождает неконкурентоспособность нашей продукции. А сейчас Россия вступила в ВТО, мы - в Таможенном союзе - конкуренция растет, бизнес оказывается неконкурентоспособным. Об этом знают уже все.

- Что нужно менять?

- Нужно менять пенсионную формулу. Можно сохранить сегодняшнюю "солидарность поколений" или пойти по пути Польши, которая ввела еще и накопительную часть. Нужно сразу вывести пенсионный фонд из ФСЗН, где свалено все в кучу: и пособия по беременности, и на детей, и многие другие выплаты. Система не стимулирует людей к работе, пенсия рядовых граждан практически не зависит от зарплаты. Нужно постепенно, на протяжении 10-15 лет, вводить стимулы, каждый год добавляя в пенсионную формулу изменения: кто больше внес в пенсионный фонд, тот получает большую пенсию.

Сейчас это сделать невозможно.

- Самые большие зарплаты в Минске, самые маленькие - на Брестчине. Можно ли сделать так, чтобы пенсионер из Минска и человек, всю жизнь проработавший на "Пинскдреве", получали пенсии по справедливости? Сколько заработал - столько получил?

- Принцип: кто больше внес в пенсионный фонд, тот должен получать больше, должен работать, если мы его принимаем. В Минске более высокие зарплаты, чем в регионах, поэтому минский пенсионер будет получать большую пенсию - здесь жизнь дороже. На Западе пенсионеры уезжают из крупных городов в маленькие и спокойно живут, но у нас это не принято.

Надо поставить выплату пенсий в зависимость от взносов - это первый и самый минимальный шаг на пути реформирования пенсионной системы.

- Но есть еще один из вариантов — увеличение пенсионного возраста. Реально ли сделать это у нас?

- Лет 10 назад Всемирный банк предложил постепенно довести пенсионный возраст для женщин до 60 лет, для мужчин до 63 лет. Во многих странах так и сделали. Женщинам можно увеличить пенсионный возраст, потому что средняя продолжительность жизни у женщин составляет 75 лет. А что делать с мужчинами, у которых средняя продолжительность жизни 64 года?

В общем, никуда от этого не деться.

- Когда дело дойдет до реальной реформы?

- Ее можно начинать при условии экономического роста. Вычленить пенсионный фонд из ФСЗН и потихоньку воплощать в жизнь формулу: кто больше положил, тот больше получает. Но это медленный процесс, потому что экономического роста нет, люди не доверяют экономике.

В условиях нестабильности и недоверия говорить о реформировании пенсионной системы рано. В Казахстане в 90-х годах сразу провели мощнейшую реформу, в том числе ввели накопительную часть пенсии. Казахстан нашел миллиарды долларов, но ведь по уровню бизнес-климата Казахстан на 52-м месте, Россия - на 115-120-м, а Беларусь - на 130-м.

В Польше население может выбирать - вступать в накопительную часть, не вступать. Хороший опыт, гибкий, который дает варианты поведения.

В Германии пенсия 1100 - 1200 евро почти для всех, формально - без накопительной части, но если кто хочет - делает себе накопительную часть сам в частных фондах.

Неделю назад я был в Таллине - гостиницы забиты немецкими пенсионерами! Туристами-пенсионерами. Белорусы тоже хотели бы не доживать на пенсии, не дожидаться смерти, а хотя бы зимой съездить в Грецию, когда путевки дешевые. Но при существующем коэффициенте замещения пенсий это невозможно. А хотелось бы, правда?..

- Говорят, найти деньги под реформы не так и сложно. Почему бы властям не воспользоваться возможностями "Европейского диалога о модернизации для Беларуси"? Или того же Всемирного банка?

- Они ходят вокруг нас и обещают помощь - и кредиты дадим, и экспертами поможем. Они и до этого приезжали, давали рекомендации, они обобщают мировую практику и предоставляют этот опыт. Наши специалисты прошли стажировку за рубежом, в том числе из министерств и ведомств - тоже знают, что делать.

Но патерналистская социальная модель рубит все на корню. Надо уйти от положения, когда батька-президент "нас всем обеспечивает"… Пора понять: да, привычная белорусам картина красива, греет душу, но — экономически неэффективна. Для начала нам нужно перейти на модель социальных отношений и оказания социальных услуг (образования, здравоохранения) во всех сферах, где сегодня задействовано государство. Если этого не произойдет, все остальное - пустой разговор.

Пока страной правит нынешняя власть, здесь ничего не изменится.