Верное решение Безотзывный
Белорусский народный банк
9%
Рублю, Ergo Sum
Белорусский народный банк
8.5%
Вклад в будущее
Белорусский народный банк
7.6%

Все вклады

Публичный счет


Cемен КУТКОВЕЦ,

Демографические проблемы поставили Беларусь перед необходимостью реформировать распределительную пенсионную систему, потому что скоро некому будет кормить пенсионеров.

В Беларуси 5,8 миллиона работников содержат 2,5 миллиона пенсионеров. Если в 2012 году на 100 работающих приходилось 57 пенсионеров, то в 2020-м 100 трудящихся должны будут обеспечивать выплаты 67 пенсионерам. А уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом.

С чего нужно начинать пенсионную реформу? Чей опыт ближе Беларуси? И почему белорусские власти не воспользуются возможностями "Европейского диалога о модернизации для Беларуси" для проведения перезревших реформ?

Эти вопросы "Снплюс" адресовала кандидату экономических наук Леониду Злотникову.

- Численность экономически активного населения с 4,5 миллиона человек снизится по прогнозу до 3,5 миллионов (в 2040 году). Источник пенсий - это экономически активное население, средства которых поступают в Фонд социальной защиты населения. Так называемая солидарность поколений: работающее поколение сбрасывается, а cобранная сумма делится между ветеранами. Падает количество экономически активного общества - сокращаются поступления в Фонд соцзащиты (ФСЗН), - говорит экономист. - Проще говоря, скоро некому будет кормить пенсионеров, количество которых возрастает: с 2,4 миллиона человек до 2,5-2,6 миллиона человек. Скоро денег не хватит, чтобы обеспечить существующий уровень пенсий, который должен составлять 40% от средней зарплаты. Автоматически возрастает коэффициент демографической нагрузки: сегодня примерно двое работающих кормят одного пенсионера, а в 2040 году - эта пропорция составит 1,3:1. Чувствуете угрозу?

- ФСЗН оказался на грани коллапса, который страна может ощутить уже в 2014 году. Один из путей, который позволяет его избежать, увеличение налогов на трудящихся и бизнес. Как последний смотрит на это?

- Наш налог на отчисления в ФСЗН - самый высокий в Таможенном союзе, в Едином экономическом пространств: в Беларуси - около 35% от фонда зарплаты, а в Казахстане 10 - 15%… Слишком высокий налог порождает неконкурентоспособность нашей продукции. А сейчас Россия вступила в ВТО, мы - в Таможенном союзе - конкуренция растет, бизнес оказывается неконкурентоспособным. Об этом знают уже все.

- Что нужно менять?

- Нужно менять пенсионную формулу. Можно сохранить сегодняшнюю "солидарность поколений" или пойти по пути Польши, которая ввела еще и накопительную часть. Нужно сразу вывести пенсионный фонд из ФСЗН, где свалено все в кучу: и пособия по беременности, и на детей, и многие другие выплаты. Система не стимулирует людей к работе, пенсия рядовых граждан практически не зависит от зарплаты. Нужно постепенно, на протяжении 10-15 лет, вводить стимулы, каждый год добавляя в пенсионную формулу изменения: кто больше внес в пенсионный фонд, тот получает большую пенсию.

Сейчас это сделать невозможно.

- Самые большие зарплаты в Минске, самые маленькие - на Брестчине. Можно ли сделать так, чтобы пенсионер из Минска и человек, всю жизнь проработавший на "Пинскдреве", получали пенсии по справедливости? Сколько заработал - столько получил?

- Принцип: кто больше внес в пенсионный фонд, тот должен получать больше, должен работать, если мы его принимаем. В Минске более высокие зарплаты, чем в регионах, поэтому минский пенсионер будет получать большую пенсию - здесь жизнь дороже. На Западе пенсионеры уезжают из крупных городов в маленькие и спокойно живут, но у нас это не принято.

Надо поставить выплату пенсий в зависимость от взносов - это первый и самый минимальный шаг на пути реформирования пенсионной системы.

- Но есть еще один из вариантов — увеличение пенсионного возраста. Реально ли сделать это у нас?

- Лет 10 назад Всемирный банк предложил постепенно довести пенсионный возраст для женщин до 60 лет, для мужчин до 63 лет. Во многих странах так и сделали. Женщинам можно увеличить пенсионный возраст, потому что средняя продолжительность жизни у женщин составляет 75 лет. А что делать с мужчинами, у которых средняя продолжительность жизни 64 года?

В общем, никуда от этого не деться.

- Когда дело дойдет до реальной реформы?

- Ее можно начинать при условии экономического роста. Вычленить пенсионный фонд из ФСЗН и потихоньку воплощать в жизнь формулу: кто больше положил, тот больше получает. Но это медленный процесс, потому что экономического роста нет, люди не доверяют экономике.

В условиях нестабильности и недоверия говорить о реформировании пенсионной системы рано. В Казахстане в 90-х годах сразу провели мощнейшую реформу, в том числе ввели накопительную часть пенсии. Казахстан нашел миллиарды долларов, но ведь по уровню бизнес-климата Казахстан на 52-м месте, Россия - на 115-120-м, а Беларусь - на 130-м.

В Польше население может выбирать - вступать в накопительную часть, не вступать. Хороший опыт, гибкий, который дает варианты поведения.

В Германии пенсия 1100 - 1200 евро почти для всех, формально - без накопительной части, но если кто хочет - делает себе накопительную часть сам в частных фондах.

Неделю назад я был в Таллине - гостиницы забиты немецкими пенсионерами! Туристами-пенсионерами. Белорусы тоже хотели бы не доживать на пенсии, не дожидаться смерти, а хотя бы зимой съездить в Грецию, когда путевки дешевые. Но при существующем коэффициенте замещения пенсий это невозможно. А хотелось бы, правда?..

- Говорят, найти деньги под реформы не так и сложно. Почему бы властям не воспользоваться возможностями "Европейского диалога о модернизации для Беларуси"? Или того же Всемирного банка?

- Они ходят вокруг нас и обещают помощь - и кредиты дадим, и экспертами поможем. Они и до этого приезжали, давали рекомендации, они обобщают мировую практику и предоставляют этот опыт. Наши специалисты прошли стажировку за рубежом, в том числе из министерств и ведомств - тоже знают, что делать.

Но патерналистская социальная модель рубит все на корню. Надо уйти от положения, когда батька-президент "нас всем обеспечивает"… Пора понять: да, привычная белорусам картина красива, греет душу, но — экономически неэффективна. Для начала нам нужно перейти на модель социальных отношений и оказания социальных услуг (образования, здравоохранения) во всех сферах, где сегодня задействовано государство. Если этого не произойдет, все остальное - пустой разговор.

Пока страной правит нынешняя власть, здесь ничего не изменится.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-30%
-80%
-40%
-20%
-15%
-20%
-10%
-20%
-10%
20170626