Личный счет


Аэлита СЮЛЬЖИНА, Дмитрий УМПИРОВИЧ, Ольга ПАСИЯК,

Фото с сайта zelenplaneta.ru
Фото с сайта zelenplaneta.ru
Красивые гипермаркеты все плотнее опоясывают Минск, областные и районные центры. Крупные сетевики активны, щедры на скидки и готовы даже автолавки пустить по деревням. В этом их рвении настораживает одно: на прилавках все меньше отечественного товара. Классический пример. Кто не помнит щедрый урожай яблок осенью минувшего года? Тогда думалось: вот уж точно вплоть до августа, когда созревает уже новый урожай, наших фруктов будет вдоволь. Но что имеем в итоге? Белорусских яблок — кстати, у самых дешевых — отпускная цена 8.500 — чаще всего в продаже нет либо они спрятаны где–то в углу. Почему?

Ответ на этот вопрос искали корреспонденты "СБ". И убедились: белорусских фруктов и овощей на прилавках — минимум. А непродовольственных товаров отечественного производства, в частности посуды и сантехники, в гипер– и супермаркетах порой не сыщешь вообще...
 
В ближайшем к редакции крупном сетевом супермаркете выбор яблок огромный. Хочешь — китайские за 23 тысячи, хочешь — итальянские за 32, голландские за 18. Вот только белорусские пришлось поискать. Затаились в уголке в коробке. Цена — 8.500. На вид симпатичные — крупные и красные. "Сладкие?" — спрашиваем у продавца. Тот отмахивается: мол, не пробовал, и тут же рекламирует: "Зато польские — просто мед! Правда, чуть дороже — 14.000, но купите — не пожалеете". Берем все–таки наши. И на кассе снова сталкиваемся с проблемой. "Такие красивые белорусскими быть не могут", — и кассир решительно выбивает в чеке 14.000. Зовем администратора. И заодно пытаемся выяснить: почему не в почете отечественный товар?
 
"Не знаю, — пожимает плечами миловидная дама, — мы продаем то, что хочет покупатель, а ему больше нравится польское яблоко..." Кстати, тут же у магазина провели импровизированный мини–опрос — ничего подобного. Люди среди главных критериев обязательно называли цену... И еще один момент. Специально связались с первым заместителем генерального директора УП "Партизанское" Еленой Бердникович. Уточнили, есть ли в хранилищах наши яблоки? Та проинформировала: осталось около 160 тонн белорусских яблок, все заявки удовлетворить готовы...
 
Так почему же все–таки магазины заказывают этот недорогой и вполне ходовой товар в час по чайной ложке?
 
Может, все дело в математике? Скажем, 20 процентов торговой надбавки от 7 тысяч — это 1.400, а от 14 тысяч — уже 2.800, а от 32 тысяч — так и вовсе 6.400. По логике, чем дороже товар, тем больше прибыль. А она и есть главный двигатель торговли. Однако начальник отдела агропромышленной и рыбной продукции управления потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Татьяна Краснюк подчеркнула: надбавка на все яблоки — независимо от того, иностранные они или отечественные, для минских магазинов устанавливается одинаковая — тысяча рублей на килограмм. Тут поневоле задумаешься — в чем секрет такого трепетного отношения торговли к импортному товару?
 
Идем дальше. Белорусская капуста — 4.350 рублей, польская — 9.950. Лук и морковь в супермаркете оказались только голландскими, чеснок — китайским. Продавцы честно сказали, что других не заказывают. В другом магазине в глаза сразу бросилась акция: "Томаты с Канарских островов" всего–то за 21.000, рядом скромно ютятся белорусские — 19.000. Свекла в три раза дешевле голландской.
 
В то же время, заверила Татьяна Краснюк, в магазинах есть и белорусский картофель, капуста, морковь, лук, свекла и яблоки прошлогоднего урожая. И будет едва ли не до нового сезона. Кроме того, уже можно купить и ранние отечественные овощи — в частности, из южных районов Брестской области. Вообще же, доля наших продовольственных товаров в магазинах составляет 82,3 процента.
 
А что с промтоварами? В отделе сантехники лозунг "Купляйце беларускае!" буксует окончательно. Продавцы наперебой предлагают остановить выбор на испанской продукции или эстонской — она чуть дешевле и по качеству практически не уступает. Расхваливали, будто акции завода только что купили. Российскую посоветовали не брать, мол, качество хромает. "А что–нибудь белорусское у вас есть?" — интересуемся. "Слышали, что делают и у нас, но качество, сами понимаете..." Такой же ответ последовал и в отделе посуды: кофейники–мороженицы–вазочки–тарелки всех цветов и размеров из Чехии, Словакии, Франции... Белорусское не заказывают, менеджеры уверены: спроса не будет. А вот игрушки порадовали — у нашей продукции тут достойное место, да и к качеству претензий вроде как нет.
 
Зато у нас есть вопросы. Наверное, это здорово, когда на наших прилавках появляются кролик из Венгрии или говядина из Аргентины, или яблоки из Китая. Но следует помнить и о том, что, отводя импортным товарам самые лучшие полки и прилавки, мы тем самым поддерживаем зарубежного фермера. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
 
КОМПЕТЕНТНО
 
Владимир Каленик, начальник главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета государственного контроля:
 
— Доля импортных непродовольственных товаров в нынешнем году составила 50,7 процента, в прошлом — 38,4. Увеличился удельный вес завозных предметов гигиены, мыла, тканей, косметических средств, ковров, верхней одежды, трикотажа, чулочно–носочных изделий, керамической плитки, стиральных машин, телевизоров, велосипедов, мебели. Засилье импорта наблюдается, как правило, в торговых сетях. Сетевики не обременены проблемами приоритетного продвижения отечественных товаров, а потому свободны при выборе как поставщиков, так и ассортимента. Некоторым производителям даже порой отказывают в приобретении того или иного белорусского товара. Только вдумайтесь! В 2012 году только одна их торговых сетей импортировала товаров на 1,5 триллиона рублей. И 40 процентов этой суммы было направлено на закупку фруктов и овощей.
 
КСТАТИ
 
На проблему во время недавней пресс–конференции обратил внимание председатель Минского облисполкома Борис Батура: "В торговых сетях появляются импортные продовольственные товары, аналоги которых производятся у нас, и с лучшим качеством... Такое присутствие вызывает возмущение".
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-11%
-10%
-15%
-25%
-20%
-10%
-40%
-13%
-12%