Личный счет


Олег Ануфриенко,

Фото с сайта ej.by
Фото с сайта ej.by
С 16 июня белорусским интернет-магазинам запретили работать "мимо кассы". Совмин обязал продавцов использовать торговые терминалы. Отныне, доставив товар, курьер должен выдать покупателю чек. Раньше можно было ограничиться квитанцией.

В Министерстве торговли поясняют: изменения, во-первых, помогут защитить права потребителей, а, во-вторых, будут стимулом для предпринимателей, чтобы те увеличивали количество безналичных операций.
 
Плюсы в новых правилах видят и налоговые органы. Они рассчитывают, что использование кассового оборудования поможет избавиться от теневых интернет-продаж и оставит на рынке только честных игроков.
 
- Введение кассовых аппаратов – это, безусловно, шаг к цивилизованной торговле. Правда, изменить в положительную сторону работу всех электронных продавцов это вряд ли поможет, – уверен руководитель интернет-магазина 24shop.by Сергей Станишевский. – Пока сами покупатели не начнут требовать от курьеров чек, до тех пор отдельные фирмы будут продолжать работать "по-черному".

По словам заместителя председателя ОО "Белорусское общество защиты прав потребителя" Тамары Бельской, с жалобами на интернет-магазины покупатели обращаются ежедневно.
 
- Основная претензия – это плохое качество товара, - рассказывает специалист.
 
При этом, по словам Тамары Валерьяновны, появление у продавцов из Сети кассовых аппаратов и административное воздействие мало чем поможет.
 
­- Чтобы доказать свои права, потребителю достаточно иметь на руках любой документ, подтверждающий факт покупки: это может быть и гарантийный талон, и расписка… А посмотреть реальную сумму товара в интернете, причем, именно на дату совершения покупки, технологии сегодня позволяют.

Другое дело, что сами граждане зачастую не запоминают ни названия магазинов, ни сайтов, где заказали товар. Мониторинг Министерства торговли показал: этой невнимательностью, порой, пользуются продавцы и выдают неверно заполненные квитанции.
 
- В такой ситуации только чек будет являться тем документом, который реально подтвердит факт приобретения товара. Кроме того, там будут четко указаны продавец и сумма сделки. Это дополнительная мера, которая только защитит потребителя, - говорит консультант Управления организации торговли и услуг Минторга Людмила Петракосвкая.

Далеко не все фирмы оказались готовы сразу работать по новым правилам. По прогнозам Сергея Станишевского, на адаптацию уйдет еще около месяца.
 
­- Во-первых, нужно время для получения необходимых документов в налоговой. Во-вторых, покупка оборудования – это дополнительные расходы для компаний. Более того, обслуживание одного кассового аппарата будет стоить предпринимателю примерно 200 долларов в месяц.

Сергей Станишевский обращает внимание еще на одну проблему: в службе доставки традиционно очень большая текучка кадров.
 
- Курьеры зачастую воспринимают свою работу как временную. Отсюда – несерьезное отношение к обязанностям и безответственность, – рассказывает предприниматель. – Поэтому сегодня, прежде всего, нужно поменять отношение курьеров к работе и организовать для них обязательные курсы.

К слову, на решение всех проблем у частников еще есть время – до 1 июля. Привлекать к ответственности субъекты интернет-торговли будут только со следующего месяца. Тогда за работу без чека продавцу придется заплатить штраф от 10 до 200 базовых величин.
 
При этом в Минторге говорят, что избежать работы с кассовым аппаратом можно: если не будет расчета наличными.
 
- Если оплата производится, например, WebMoney или при помощи банковской карты, то документом будет служить электронная квитанция. Такая же ситуация и при доставке почтой. Там подтверждением является квитанция из отделения связи, - поясняет консультант ведомства Людмила Петракосвкая.
Нужные услуги в нужный момент
-15%
-25%
-20%
-40%
-40%
-35%
-15%
-20%
0058415