99 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  2. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  3. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  4. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  5. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  6. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  7. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  8. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  9. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  10. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  11. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  12. Новый глава НОК, возможные санкции Украины, суды и приговоры. Что происходило 26 февраля
  13. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  14. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  15. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  16. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  17. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  18. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  19. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  20. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  21. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  22. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  23. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  24. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  25. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  26. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  27. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  28. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека
  29. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  30. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
реклама


Мария КУЧЕРОВА,

Фото с сайта zaxad.com
Фото с сайта zaxad.com
Почему–то о том, что цены не стоят на месте, всегда узнаю в общественном транспорте. И последние пару лет это происходит так: "Ваш талончик уже недействителен, оплачивайте проезд или выйдите из автобуса". Первая реакция: протест. Я ведь за талон заплатила реальные деньги, не виртуальные, а воспользоваться, выходит, им не могу, он превращается в фикцию, а я неожиданно для себя — в "зайца". "Давайте доплачу", — предлагаю кондуктору. "Это вы должны были сделать в течение 10 дней после того, как изменились тарифы, обменять на новые талоны, а теперь — платите штраф".

Почему 10 дней, а не 20 — 30? Кто определил эти рамки? В "Минсктрансе" мой вопрос не вызвал удивления, оказывается, я не первая, кто его задает. Особенно в последнее время. Недавнее повышение тарифов как раз совпало с началом сезона отпусков. Отсюда и бурные эмоции: уехали на пару недель, возвращаетесь, а вас из троллейбуса просят на выход. Мол, уже не талон в вашей руке, а никому не нужная бумажка...

Вообще, почему талон на проезд имеет срок годности? Почему билет на самолет или поезд можно сдать, даже если вы опоздали на рейс, а талон на автобус в один момент становится "персоной нон грата", а потраченные на него деньги — вашей личной проблемой? Почему нужно успеть вовремя его обменять, да еще и не на любой остановке, а только в специализированных киосках? Ведь пассажир уже фактически заплатил за услугу, и "Минсктранс" этими деньгами компенсировал свои затраты. С таким подходом покупка разовых талонов заранее теряет всякий смысл. Это, по–моему, все равно, как если бы сегодня "Белгоспищепром" потребовал у потребителей вернуть в магазин припасенный сахар по старой цене и купить по новой.

Пусть сахар — это товар, а не услуга. Но и за воду, и за газ, и даже за электроэнергию можно заплатить авансом, если вы уезжаете на неопределенный период и пользоваться коммунальными услугами не будете. И никто не станет допытываться, 200 киловатт вы израсходовали до повышения тарифов или после. А билеты на самолет и в некоторых случаях на поезд обходятся даже дешевле, если приобрести их заранее. Больше всего вызывают удивление опасения транспортников, что люди будут закупаться билетами впрок. Признаться, с трудом представляю себе чудака, скупающего рулоны талонов в промышленных масштабах, экономя при этом 3 евро на сотне. Хотя в прошлом году в метро минчане скупили больше половины жетонов из общего запаса, так что продажу в одни руки пришлось ограничить, чтобы кассы совсем не опустели. И то это была временная мера, пока не изготовили еще полмиллиона жетонов. Сейчас — пожалуйста, покупайте, сколько угодно, они будут действительны и через год, и через два, и через пять. На входе никто грозно не спросит: "А вы когда его приобретали?" Почему же с талонами так нельзя? Казалось бы: чего уж проще — выпустить однотипные универсальные билеты, а не тратиться каждый раз после введения новых тарифов (а за последние два года они уже 6 раз менялись!) на выпуск новых, уничтожая старые запасы. Вон метрополитен, когда в 1992 году советские монеты были выведены из обращения, ввел жетоны, так они уже двадцать лет верой и правдой служат. И ведь самой транспортной организации выгодно оптом продать услугу, сыграв на естественном желании людей сэкономить. Больше купил — больше использовал. Может, и "зайцев" тогда меньше стало бы? Потому как вероятность того, что человек, накупивший билетов пачку, поленится подойти в автобусе к компостеру, весьма призрачна.

А сколько вообще таких оплаченных нами услуг, которыми мы не пользуемся? Самый распространенный вариант — радиоточка. Практически все минчане давно слушают FM–волны, но за стационарное радио отдают по полторы тысячи рублей в месяц десятилетиями. Не так и мало за тишину. А ТВ–программы? Мы платим за 45 штук, а смотрим из них три–пять максимум. Вроде мелочи, но они больше всего и бросаются в глаза. Например, в Литве уже несколько лет действует система залога стеклотары. Покупая пиво, покупатель платит залог за бутылку, а затем забирает деньги, возвращая тару в магазин. Такая практика распространена и в США, Израиле, Чехии, Германии, Бельгии, скандинавских странах. В Швеции уже взялись и за пластиковые бутылки. Зато там и не жалуются на горы мусора. Человеку выгодно — государству проще. А вот когда покупателю муторно, а продавцу хлопотно, вопрос "почему?" неизбежен. Самое обидное, что внятного ответа он пока не имеет. Что ж, вздохну, чертыхнусь и перейду на оплату по факту. А просроченные талончики пусть ждут своего часа — может, разум и умение считать каждую копейку все же возобладают?
-10%
-35%
-26%
-20%
-10%
-30%
-50%
-30%
-20%
-15%