Публичный счет


Мария КУЧЕРОВА,

Фото с сайта zaxad.com
Фото с сайта zaxad.com
Почему–то о том, что цены не стоят на месте, всегда узнаю в общественном транспорте. И последние пару лет это происходит так: "Ваш талончик уже недействителен, оплачивайте проезд или выйдите из автобуса". Первая реакция: протест. Я ведь за талон заплатила реальные деньги, не виртуальные, а воспользоваться, выходит, им не могу, он превращается в фикцию, а я неожиданно для себя — в "зайца". "Давайте доплачу", — предлагаю кондуктору. "Это вы должны были сделать в течение 10 дней после того, как изменились тарифы, обменять на новые талоны, а теперь — платите штраф".

Почему 10 дней, а не 20 — 30? Кто определил эти рамки? В "Минсктрансе" мой вопрос не вызвал удивления, оказывается, я не первая, кто его задает. Особенно в последнее время. Недавнее повышение тарифов как раз совпало с началом сезона отпусков. Отсюда и бурные эмоции: уехали на пару недель, возвращаетесь, а вас из троллейбуса просят на выход. Мол, уже не талон в вашей руке, а никому не нужная бумажка...

Вообще, почему талон на проезд имеет срок годности? Почему билет на самолет или поезд можно сдать, даже если вы опоздали на рейс, а талон на автобус в один момент становится "персоной нон грата", а потраченные на него деньги — вашей личной проблемой? Почему нужно успеть вовремя его обменять, да еще и не на любой остановке, а только в специализированных киосках? Ведь пассажир уже фактически заплатил за услугу, и "Минсктранс" этими деньгами компенсировал свои затраты. С таким подходом покупка разовых талонов заранее теряет всякий смысл. Это, по–моему, все равно, как если бы сегодня "Белгоспищепром" потребовал у потребителей вернуть в магазин припасенный сахар по старой цене и купить по новой.

Пусть сахар — это товар, а не услуга. Но и за воду, и за газ, и даже за электроэнергию можно заплатить авансом, если вы уезжаете на неопределенный период и пользоваться коммунальными услугами не будете. И никто не станет допытываться, 200 киловатт вы израсходовали до повышения тарифов или после. А билеты на самолет и в некоторых случаях на поезд обходятся даже дешевле, если приобрести их заранее. Больше всего вызывают удивление опасения транспортников, что люди будут закупаться билетами впрок. Признаться, с трудом представляю себе чудака, скупающего рулоны талонов в промышленных масштабах, экономя при этом 3 евро на сотне. Хотя в прошлом году в метро минчане скупили больше половины жетонов из общего запаса, так что продажу в одни руки пришлось ограничить, чтобы кассы совсем не опустели. И то это была временная мера, пока не изготовили еще полмиллиона жетонов. Сейчас — пожалуйста, покупайте, сколько угодно, они будут действительны и через год, и через два, и через пять. На входе никто грозно не спросит: "А вы когда его приобретали?" Почему же с талонами так нельзя? Казалось бы: чего уж проще — выпустить однотипные универсальные билеты, а не тратиться каждый раз после введения новых тарифов (а за последние два года они уже 6 раз менялись!) на выпуск новых, уничтожая старые запасы. Вон метрополитен, когда в 1992 году советские монеты были выведены из обращения, ввел жетоны, так они уже двадцать лет верой и правдой служат. И ведь самой транспортной организации выгодно оптом продать услугу, сыграв на естественном желании людей сэкономить. Больше купил — больше использовал. Может, и "зайцев" тогда меньше стало бы? Потому как вероятность того, что человек, накупивший билетов пачку, поленится подойти в автобусе к компостеру, весьма призрачна.

А сколько вообще таких оплаченных нами услуг, которыми мы не пользуемся? Самый распространенный вариант — радиоточка. Практически все минчане давно слушают FM–волны, но за стационарное радио отдают по полторы тысячи рублей в месяц десятилетиями. Не так и мало за тишину. А ТВ–программы? Мы платим за 45 штук, а смотрим из них три–пять максимум. Вроде мелочи, но они больше всего и бросаются в глаза. Например, в Литве уже несколько лет действует система залога стеклотары. Покупая пиво, покупатель платит залог за бутылку, а затем забирает деньги, возвращая тару в магазин. Такая практика распространена и в США, Израиле, Чехии, Германии, Бельгии, скандинавских странах. В Швеции уже взялись и за пластиковые бутылки. Зато там и не жалуются на горы мусора. Человеку выгодно — государству проще. А вот когда покупателю муторно, а продавцу хлопотно, вопрос "почему?" неизбежен. Самое обидное, что внятного ответа он пока не имеет. Что ж, вздохну, чертыхнусь и перейду на оплату по факту. А просроченные талончики пусть ждут своего часа — может, разум и умение считать каждую копейку все же возобладают?
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-50%
-40%
-20%
-30%
-40%
-28%