1. Lada Vesta больше не лидер продаж, Rapid тоже нашли замену: какие машины сейчас покупают белорусы
  2. Нацбанк не аттестовал двух топ-менеджеров Альфа-Банка, в том числе председателя правления. Что говорят в банке
  3. Как белорусские сигареты оказываются в опломбированных вагонах с удобрениями? Попытались найти ответ
  4. В Польше задержали самую крупную в истории партию контрабандных сигарет из Беларуси
  5. «Вы звоните в такое горячее время». Так получат ветераны ВОВ единовременные выплаты к 9 Мая или нет?
  6. Лукашенко пообещал «ягодки» по «делу о госперевороте» и вспомнил «убийства друзей-президентов»
  7. «Когда войну ведут те, кто уже проиграл». Чалый объясняет «красные линии» и угрозы Лукашенко
  8. В какие страны пустят белорусов, привившихся непризнанными ЕС «Спутником V» или вакциной от китайской Sinopharm
  9. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  10. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  11. Ведущий химиотерапевт — о причинах рака у белорусов, влиянии ковида и о том, сколько фруктов есть в день
  12. Старинные усадьбы и парки, храмы и марсианские пейзажи. Маршрут на длинные выходные
  13. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  14. «Он меня слышит, реагирует на голос». Что сейчас с Ромой, который вынес из огня брата
  15. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками
  16. «Новые отношения меня не пугают». Одно утро с Юлией Курьян
  17. Главный скандал «фигурки»: россияне выиграли золото Игр, но через 5 дней его вручили и канадцам. Как так?
  18. Лукашенко запретил продажу жилья через облигации. И что теперь будет с ценами на квартиры?
  19. Гинеколог объясняет, почему может пропасть менструация и какие симптомы должны особенно насторожить
  20. Эксперт рассказал, что можно посадить в длинные выходные, а что еще рано сажать
  21. До +26°С! Прогноз погоды на длинные выходные
  22. Нарколог рассказала, почему стоит обращать внимание на состав алкоголя
  23. «Не доводите ногти до такого». Эти специалисты работают со стопами и показывают видео не для слабонервных
  24. «На 19 мая у него был обратный билет в Норильск». Что известно о докторе, которого задержали в Борисове
  25. Участников канала «Армия с народом» приговорили к большим тюремным срокам
  26. Лукашенко о заявлении на него в прокуратуру Германии: Не наследникам фашизма меня судить
  27. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  28. 22 года назад пропал бывший глава МВД и оппозиционный политик Юрий Захаренко
  29. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  30. Привьют всех желающих. Стало известно, когда в ТЦ «Экспобел» откроется пункт вакцинации
реклама


Мария КУЧЕРОВА,

Фото с сайта zaxad.com
Фото с сайта zaxad.com
Почему–то о том, что цены не стоят на месте, всегда узнаю в общественном транспорте. И последние пару лет это происходит так: "Ваш талончик уже недействителен, оплачивайте проезд или выйдите из автобуса". Первая реакция: протест. Я ведь за талон заплатила реальные деньги, не виртуальные, а воспользоваться, выходит, им не могу, он превращается в фикцию, а я неожиданно для себя — в "зайца". "Давайте доплачу", — предлагаю кондуктору. "Это вы должны были сделать в течение 10 дней после того, как изменились тарифы, обменять на новые талоны, а теперь — платите штраф".

Почему 10 дней, а не 20 — 30? Кто определил эти рамки? В "Минсктрансе" мой вопрос не вызвал удивления, оказывается, я не первая, кто его задает. Особенно в последнее время. Недавнее повышение тарифов как раз совпало с началом сезона отпусков. Отсюда и бурные эмоции: уехали на пару недель, возвращаетесь, а вас из троллейбуса просят на выход. Мол, уже не талон в вашей руке, а никому не нужная бумажка...

Вообще, почему талон на проезд имеет срок годности? Почему билет на самолет или поезд можно сдать, даже если вы опоздали на рейс, а талон на автобус в один момент становится "персоной нон грата", а потраченные на него деньги — вашей личной проблемой? Почему нужно успеть вовремя его обменять, да еще и не на любой остановке, а только в специализированных киосках? Ведь пассажир уже фактически заплатил за услугу, и "Минсктранс" этими деньгами компенсировал свои затраты. С таким подходом покупка разовых талонов заранее теряет всякий смысл. Это, по–моему, все равно, как если бы сегодня "Белгоспищепром" потребовал у потребителей вернуть в магазин припасенный сахар по старой цене и купить по новой.

Пусть сахар — это товар, а не услуга. Но и за воду, и за газ, и даже за электроэнергию можно заплатить авансом, если вы уезжаете на неопределенный период и пользоваться коммунальными услугами не будете. И никто не станет допытываться, 200 киловатт вы израсходовали до повышения тарифов или после. А билеты на самолет и в некоторых случаях на поезд обходятся даже дешевле, если приобрести их заранее. Больше всего вызывают удивление опасения транспортников, что люди будут закупаться билетами впрок. Признаться, с трудом представляю себе чудака, скупающего рулоны талонов в промышленных масштабах, экономя при этом 3 евро на сотне. Хотя в прошлом году в метро минчане скупили больше половины жетонов из общего запаса, так что продажу в одни руки пришлось ограничить, чтобы кассы совсем не опустели. И то это была временная мера, пока не изготовили еще полмиллиона жетонов. Сейчас — пожалуйста, покупайте, сколько угодно, они будут действительны и через год, и через два, и через пять. На входе никто грозно не спросит: "А вы когда его приобретали?" Почему же с талонами так нельзя? Казалось бы: чего уж проще — выпустить однотипные универсальные билеты, а не тратиться каждый раз после введения новых тарифов (а за последние два года они уже 6 раз менялись!) на выпуск новых, уничтожая старые запасы. Вон метрополитен, когда в 1992 году советские монеты были выведены из обращения, ввел жетоны, так они уже двадцать лет верой и правдой служат. И ведь самой транспортной организации выгодно оптом продать услугу, сыграв на естественном желании людей сэкономить. Больше купил — больше использовал. Может, и "зайцев" тогда меньше стало бы? Потому как вероятность того, что человек, накупивший билетов пачку, поленится подойти в автобусе к компостеру, весьма призрачна.

А сколько вообще таких оплаченных нами услуг, которыми мы не пользуемся? Самый распространенный вариант — радиоточка. Практически все минчане давно слушают FM–волны, но за стационарное радио отдают по полторы тысячи рублей в месяц десятилетиями. Не так и мало за тишину. А ТВ–программы? Мы платим за 45 штук, а смотрим из них три–пять максимум. Вроде мелочи, но они больше всего и бросаются в глаза. Например, в Литве уже несколько лет действует система залога стеклотары. Покупая пиво, покупатель платит залог за бутылку, а затем забирает деньги, возвращая тару в магазин. Такая практика распространена и в США, Израиле, Чехии, Германии, Бельгии, скандинавских странах. В Швеции уже взялись и за пластиковые бутылки. Зато там и не жалуются на горы мусора. Человеку выгодно — государству проще. А вот когда покупателю муторно, а продавцу хлопотно, вопрос "почему?" неизбежен. Самое обидное, что внятного ответа он пока не имеет. Что ж, вздохну, чертыхнусь и перейду на оплату по факту. А просроченные талончики пусть ждут своего часа — может, разум и умение считать каждую копейку все же возобладают?
-10%
-31%
-10%
-35%
-35%
-5%
-10%
-50%
-15%
0073029