Личный счет


Алла Верстова,

Фото с сайта forbes.ru
Фото с сайта forbes.ru
Незнание закона, как известно, от ответственности не освобождает, а вот знание его нередко помогает отстоять собственные права в случае их нарушения. При рыночном изобилии высокая цена товара, к сожалению, вовсе не является гарантом его качества. Посему быстро может прийти в негодность даже очень дорогая вещь.
 
Ниже речь пойдет об обуви, которая вскоре после покупки, как говорится, запросила каши, деформировалась, потеряла цвет... Словом, оказалась совершенно непригодной к эксплуатации. Как же в таком случае защитить свои права потребителя? Или, может, махнуть на все рукой и смириться с тем, что денежки плакали?! Ни в коем случае!
 

Не наступайте на одни и те же грабли!
 

Если приобретенный вами товар оказался некачественным, необходимо в экстренном порядке предъявить претензии продавцу или хозяину-предпринимателю. Надеюсь, история, приведенная ниже, поможет вам не наступать на те же грабли, что ее героиня. Ей изрядно навредили именно незнание своих прав и излишняя доверчивость.
Приобретенные на одном из городских рынков туфли брестчанка Анна носила всего две недели. За этот совсем незначительный срок они успели расклеиться. На новые туфли у девушки не было денег, это и стало основным мотивом ее похода на рынок. Там она сделала попытку вернуть продавцу купленную у него расползшуюся обувь, а себе - уплаченные за нее деньги.
 
Мельком взглянув на то, во что превратились туфли за две недели эксплуатации, женщина-продавец заявила Анне, мол, та сама виновата, потому как носила их неаккуратно. Теперь, дескать, не нужно продавца делать крайней, потому что у товара есть хозяйка… Пусть она и решает, как быть в этой ситуации.
 
Разговор с владелицей торгового павильона по телефону поверг Аню в настоящий шок, поскольку у той цензурными были разве что предлоги да междометия. Однако после того как оскорбленная девушка пригрозила судебным иском, ипэшница, казалось, все же сменила гнев на милость и предложила уладить дело полюбовно. Она выразила готовность забрать злополучные туфли, ставшие яблоком раздора, а Анне вернуть всю затраченную на них сумму.
 
Встретились уже на следующий день. Предпринимательница долго вертела в руках запросившие каши туфли, выясняла, не попадала ли в них Анна под дождь, как будто это обстоятельство могло что-либо решить. Брак в обуви был виден даже невооруженным глазом, без всякой экспертизы.
 
Наконец, обмен все же состоялся. Девушка отдала коробку с туфлями, товарный чек, а ипэшница протянула ей деньги. Но, когда Аня развернула купюры, оказалось, что это только часть того, что она заплатила за туфли. Торговка рассмеялась ей в лицо: "Ну и кому ты теперь что-либо докажешь?! Нет обуви - нет проблемы! Давай топай отсюда!"
В случившемся Анна винит только себя. Но ведь ей впервые в жизни пришлось столкнуться с подобным. В итоге она понесла изрядный материальный ущерб. Однако он ни в какое сравнение не идет со стрессом, полученным ею от этой истории.
 
А вот мне, к примеру, удалось недавно безо всякой нервотрепки вернуть свои "кровные" за туфли, у которых на третий же день эксплуатации отвалился каблук. Правда, продавец (она же владелица товара) сначала предложила мне выбрать в ее павильоне что-нибудь взамен из имеющегося ассортимента. Но, когда мне так ничего и не приглянулось, она скандалить не стала. Просто вернула полную стоимость товара.
 
Но так, увы, бывает далеко не всегда. Обычно, прежде чем решишь проблему, приходится выслушивать "веские" доводы торговца о его непричастности к сложившейся ситуации, а то и доказывать, что некачественная обувь никак не должна становиться головной болью одного лишь потребителя.
 

Закон сохранения нервов и денег
 

Наверное, каждый находил в коробке с обувью памятку для покупателя с рекомендациями по уходу за товаром. В ней достаточно четко прописано, что с претензиями по поводу качества обуви следует обращаться лишь в 30-дневный срок со дня приобретения, то есть в течение гарантийного срока. Мол, месяц истек, а с ним и все гарантии. Заверяю, такая постановка вопроса не имеет под собой основы, потому что противоречит белорусскому законодательству.
 
В законе РБ "О защите прав потребителей" написано: "В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены либо составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи товаров покупателю". При этом следует учитывать, что для сезонных товаров, к коим относится и обувь, гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона.
Чтобы застраховать себя от проблем в случае приобретения некачественного товара, всегда требуйте у продавца кассовый чек. Ведь неприятные сюрпризы порой могут поджидать даже там, где по вашему неискушенному мнению, да и по логике вещей, их появление - чистейшей воды нонсенс. Кстати, выдача чека является для продавца не личным одолжением, а прямой обязанностью.
 
Думаю, многие видели рекламный ролик, в котором мужчина убеждал телезрителей: "Если чека у вас нет, то и прав тоже нет!" Так вот, смею утверждать, он вводил народ в заблуждение. Ведь в соответствии с законом "О защите прав потребителей" в том случае, когда товар оказался с изъянами, добрую службу для отстаивания своих прав пострадавшему покупателю могут сослужить надпись на коробке о дате и месте покупки с автографом продавца, свидетельские показания и даже упаковочная бумага. Но лучше все же сохранить чек, ведь это совсем не трудно.
Не зная собственных прав, потребитель порой соглашается на любые условия, предложенные ему продавцом, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. А зря! Мой вам совет: еще до того, как что-то предпринять по защите своих прав, обратитесь за консультацией в общественное объединение "Белорусское общество защиты прав потребителей".
 
Лично для меня остались в прошлом времена, когда, к примеру, обувь или нечто другое, еще более дорогостоящее, с не истекшим гарантийным сроком ремонтировалось за мой же счет. Знание законодательства приносит мне практическую пользу. Советую всем научиться ее извлекать. В итоге гораздо меньше денег будет выбрасываться на ветер.
 
Комментарий председателя областной организации ОО "Белорусское общество защиты прав потребителей" Ирины МАРКОВОЙ:

- Особенно много обращений от потребителей по поводу некачественной обуви нам поступает в осенне-зимний сезон. Это и неудивительно, ведь обувь - предмет первой необходимости, а ее качество порой все же оставляет желать лучшего. Люди иногда не очень-то и вникают, подходят ли приобретенные ими, к примеру, импортные сапоги для нашего климата. А потом возникают проблемы… Нередко конфликтные ситуации возникают из-за недопонимания с обеих сторон, накала эмоций. Случаи бывают самые разные, но до судебных инстанций такого рода дела доходят редко. В основном разрешаются на стадии написания пострадавшим заявления и отправки владельцу товара письменной претензии. Торговцы относятся к ним по-разному, одни - достаточно здраво, другие, скажем прямо, не совсем… Прежде чем конфликт разрешится, с ними приходится некоторое время работать. Посоветовала бы потребителям, прежде чем приобретать обувь, всегда получать полную информацию о товаре. А если конфликт все же случился, то вести себя корректно, разрешать его цивилизованно, путем диалога с владельцем товара.

 

 

Нужные услуги в нужный момент
-20%
-10%
-10%
-40%
-10%
-50%
-15%
0058415