Личный счет


/

Реклама наподобие "Придите к нам и за полчаса без всяких документов мы дадим вам денег до зарплаты" теперь висит чуть ли ни в каждом вагоне метро, на подъездах многоэтажек, в магазинах. 57-летний пенсионер Сергей Шуляковский из Минска ощутил на себе, каково это "взять до пенсии": за пару минут лишь с наличием паспорта он оформил кредит, взял 460 тысяч на две недели под 3% в день. И пошел их тратить на лекарства да другие нужды. А через 2 недели, получив пенсию, он добросовестно пошел отдавать насчитанные ему 648 тысяч, но… не нашел кому их вернуть.

В результате пенсионер обратился в милицию с просьбой помочь найти ему место для возврата денег, ведь каждый просроченный день - это пеня уже в 6% от взятой суммы. В милиции провели проверку и ответили, что связаться с кредиторами... не представляется возможным. С трудом их удалось найти, но пенсионеру пришлось заплатить почти в 4 раза больше, чем он взял.

 

Пенсионер: "Лохотрон это все!"

Сергей Шуляковский рассказал TUT.BY, как все было. "30 апреля, проходя мимо универсама "Родная сторона", я увидел небольшую будочку с названием потребительского кооператива финансовой взаимопомощи на первом этаже, в которой предлагали взять кредит под 3%. Условие - паспорт с собой. Я смотрю - очередь небольшенькая, спросил, что нужно, спросил, какую сумму можно взять. Сказали, что до 1,5 млн дают. Я так подумал, что 12-го пенсия, мне как раз нужны были деньги, таблетки навыписывали и другое, и я оформил 460 тысяч. Через 2 недели я должен был им отдать 648 тысяч, - говорит Сергей Павлович. - 12-го мая я получил пенсию, пошел в этот универсам, чтобы отдать, но там этой будки не оказалось! Пришел домой, стал искать договор, увидел, что каждый день просрочки – плюс 6% от суммы, то есть еще 28 тысяч в день! Стал обзванивать все контактные телефоны, которые были в договоре. Постоянно звонил на номер агента. Ни один мне не отвечал: или номер не существует, или номер заблокирован!"
 
Так пенсионер звонил неделю. Не дозвонился, и пошел с заявлением в милицию. "Сначала не хотели принимать, но я настоял. Попросил: ну люди, ну помогите, должно же быть место, куда мне деньги вернуть! При мне майор милиции звонил по всем номерам, по юридическому адресу этого кооператива, и нигде не взяли трубку".
 
Но вскоре кооператив объявился сам: Сергею Шуляковскому пришло на домашний адрес уведомление о задолженности. Там был указан еще один номер - службы взыскания задолженности. "По нему мне ответили! Сказали, что есть какой-то универсам "Магнит", а там есть банк, где я могу оплатить. Только оплатить мне уже пришлось почти 2 миллиона! Это что за развод? Я смотрю в договор, а там написано, что вернуть деньги можно только на два расчетных счета какого-то "ИнтерПэйБанка" и "ЦептерБанка". Я в своем возрасте, не владея интернетом, без посторонней помощи найти их не мог. Я привык так: пошел в ближайший банк и заплатил. Но в ближайшем Беларусбанке у меня платеж не взяли – сказали у них счета не открыты".
 
"Это лохотрон! Они специально отключают свои номера, специально оттягивают время",- уверен Сергей Павлович.

В договоре у Сергея Шуляковского, который возмущенный пенсионер показал TUT.BY, сказано также, что вернуть деньги кооперативу можно через платежные терминалы PayNET. Что это за терминалы – пенсионер тоже, говорит, не знает. Уж слишком это что-то новое для человека его лет, отмечает он.
 
Но есть в договоре еще один пункт – вернуть деньги можно через… "любое отделение Белпочты". "Так я ходил на нашу почту, в 136-е отделение, не взяли у меня платеж!" - негодует Сергей Павлович.

Так что это: реальный обман или обычная невнимательность?
 

Эксперимент



Корреспондент TUT.BY решил самостоятельно проверить пути возврата денег. Первым делом мы открыли список всех почтовых отделений "Белпочты". Наугад обзваниваем несколько, в том числе – 136-е, куда обращался Сергей Павлович. Называем номер счета, код банка и УНП (учетный номер налогоплательщика). Все это указано в договоре. Везде ответили, что прийти и оплатить платеж можно.

Проверили мы и то, как работают контактные номера потребительского кооператива, который выдавал кредит. Первый номер оказался заблокированным, второй - почти сразу переключился в режим голосовой почты. Зато по третьему ответили практически сразу. Девушка представилась помощником директора Анастасией Шевчук. Мы попросили ее прокомментировать ситуацию с Сергеем Шуляковским.

"Мы не занимаемся вытягиванием денег из людей! В договоре прописано, что можно вернуть займ через отделение Белпочты, так что проблем вернуть не было на самом деле. Да, есть два расчетных счета в двух банках. Но не надо искать эти банки, можно просто обратиться на Белпочту. С ними заключен договор на прием платежей. Клиенты у нас так делают", - говорит Анастасия.

Однако, признает она, что какое-то время, несмотря на наличие договора, "Белпочта" по непонятным для них причинам не принимала платежи. "Мы долго бились над этой проблемой, но в этом не было нашей вины. Теперь мы ее решили. На окошках в почтовых отделениях даже уже висят наклеечки "Здесь вы можете оплатить займ". В прошлом месяце мы подключили и систему ЕРИП, т.е. уже через любой банк можно будет оплатить кредит".
 

Кооператив: "В Беларуси этот бизнес только начинает развиваться"


По словам Анастасии, недовольные клиенты встречаются редко. Наоборот – уже есть постоянные: взяли деньги, отдали, снова приходят. Бизнес по выдаче займов только набирает обороты, считает девушка.
 
"Но бывает, люди придумывают, что мы специально их хотим обмануть,- говорит Анастасия, подчеркивая, что зарабатывают они не на том, чтобы затянуть время и взять бОльший процент, а просто на высоких, отличных от банковских, процентах. "Они у нас не банковские, высокие, я согласна. Но мы, выдавая кредиты намного быстрее, чем в банках, рискуем. Люди к тому же не все возвращают, и приходится через суды деньги выбивать. А капитал у нас всегда должен быть, чтобы выдавать новые кредиты". Да и почему бы не выдавать, если люди сами берут? – задается вопросом девушка.
 
"К концу месяца многим не хватает до зарплаты и приходят больше, чем обычно. В России, в Украине такой бизнес очень развит, а у нас только начинается". При этом уже сегодня клиенты, говорит Анастасия, есть практически всегда: в среднем приходит 3-4 человека в день в каждую точку. Всего в Минске 7 точек (таких, куда обращался Сергей Павлович). В планах у организации увеличить их количество до 10.

"Скоро мы открываем еще филиал в Бресте, - говорит Анастасия. – Но знаю, что скоро выйдет приказ, Нацбанк будет курировать наши организации. Это значит, что к таким структурам, как наша, будут предъявляться особые требования. Какие конкретно, нам еще не сообщали".
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-50%
-45%
-41%
-25%
-50%
-50%
-20%