Личный счет


Елена Мисник,


 
В народе бытует выражение: "Два раза переехать — все равно, что один раз погореть". Ремонт жилья чем-то сродни переезду. Хлопотно и затратно, особенно если делать все "с нуля". Главное, пережить основной фронт работ — выравнивание стен и их оклейку обоями, укладку полов и облицовку кафелем ванной комнаты. Остальное — приятные мелочи вроде установки дверей или покупки новой мебели. Однако и этот финальный аккорд может растянуться на неопределенный срок и заставить понервничать. Например, как минчанку Татьяну Кожарину, которая, вместо того чтобы спокойно жить за добротными дверями, несколько месяцев не может вернуть свои деньги за них.


 

Три вместо четырех

— Помогите разобраться в ситуации, — обратилась в "Р" Татьяна Кожарина. — В январе я заказала межкомнатные двери. Однако до сих пор дверные проемы в моей квартире зияют дырами.

Предыстория проблемы такова. В прошлом году женщина построила квартиру, отремонтировала ее и начала готовиться к переезду. Тем более что для новой жизни все было подготовлено. Оставалось лишь купить и установить межкомнатные двери. Вот из-за них-то новоселье сдвинулось на неопределенный срок.
 
— В ООО "Мастер 24" я заказала четыре двери, которые обошлись мне почти в 7 миллионов рублей, — продолжает Татьяна. — Сначала я внесла предоплату в 700 тысяч рублей, оставшуюся сумму оформила в кредит. Двери должны были быть у меня через 25 дней после заключения договора. То есть 15 февраля. А привезли их 7 марта.
Однако встретить праздник в хорошем настроении у женщины не получилось.
 
— Вместо четырех дверей мне почему-то привезли три, две из них, на мой взгляд, бракованные, — продолжает Татьяна Ивановна. — Если точнее, то одна с некачественно обработанной кромкой, а вторая со сколами на средней и нижней части полотна. Разумеется, от такого товара я отказалась и попросила вернуть мне мои деньги.
 

Суд да дело

Женщина обратилась в суд с иском о расторжении договора и возврате денежных средств. В начале июня Татьяна Ивановна и представитель фирмы заключили мировое соглашение, согласно которому организация обязалась в срок до 20 июня 2013 года вернуть деньги за двери, процент за использованный кредит, пеню, а также компенсировать истице моральный ущерб. Она в свою очередь отказывалась от остальной части исковых заявлений.
 
Все ясно и понятно. На бумаге. На деле же вопросов больше, чем ответов. Мировое соглашение выполнено в одностороннем порядке — Татьяна Ивановна от искового заявления отказалась, а вот своих денег так и не увидела. Поэтому вновь обратилась в суд, на этот раз с заявлением о понуждении выплатить ей эти средства. За дело взялись судебные приставы…
 
Звоню в суд Смолевичского района — по месту юридической регистрации фирмы.
 
— Мы возбудили исполнительное производство о взыскании денежных средств в пользу истицы, — рассказывает "Р" судебный исполнитель Алена Иващенок. — В нюансы своей работы посвящать не буду, скажу только, что сейчас идет стадия принудительного взыскания денежных средств с фирмы. Сможет ли истица вернуть свои деньги? Да. Правда, для этого потребуется время.
 
От уверенности специалиста Татьяне Ивановне не легче. Потому что она, как ни крути, все равно "в минусе". Дверей нет, денег на покупку новых тоже — они уходят на погашение реального кредита за отсутствующий товар. Круг замкнулся. И дело даже не в товаре, про который женщина и думать забыла. А в деньгах, которые на несколько месяцев зависли в безвоздушном пространстве.

 

Ответчик платит дважды

Интересно, как видят конфликтную ситуацию представители компании? Набираю номер телефона фирмы. На другом конце провода мне объяснили, что это не та проблема, которую стоит поднимать в СМИ. Более того, журналисту "Р" запретили всякое упоминание о компании на страницах издания без письменного согласия последней. И порекомендовали "написать статью на более актуальную сегодня тему".
 
— Заказчица двери не приняла, договор мы с ней расторгли, — скупо объясняет директор по развитию. — Сразу выплатить требуемую сумму с компенсацией мы не смогли. И женщина подала в суд. Хотелось бы обратить внимание на то, что вся поставляемая нами продукция производится белорусскими предприятиями и имеет государственный сертификат качества. Поэтому претензии к качеству изделия будет логичнее предъявлять производителю. Что касается денег, то платежное требование полностью будет исполнено после уплаты квартальных налогов.
 
Очень интересно. Неужели продавец не несет никакой ответственности за качество товара, который поставляет? Звоню в ОО "Минское общество потребителей". Узнаю, что несет, причем наравне с производителем. И все равно случаев, как у Татьяны Ивановны, меньше не становится.
 
— Жалобы на качество дверей и окон, а также качество их монтажа поступают к нам довольно часто, — рассказывает Елена Борисенок, эксперт по строительству Минского общества потребителей. — Таких обращений больше половины из общего числа.
 
Люди попадают в различные ситуации. Одни из-за невнимательности заключают изначально невыгодные для себя договоры, других привлекают различного рода акции, и они вносят предоплату в 100 процентов, а потом не могут вернуть деньги. Третьи оформляют отношения с продавцом распиской.
 
К сожалению, не всегда удается решить вопрос в досудебном порядке. Очень часто продавцы открещиваются от своего же товара. Свежий случай. Семья заказала несколько дверей из массива сосны в трехкомнатную квартиру. Сразу их не установили, а через два месяца обнаружили, что двери рассохлись до такой степени, что в щели на полотне вполне можно просунуть палец.

Продавец решил, что это не его проблема, и от дверей отказался. Дело дошло до суда. Покупатели его выиграли и вернули свои деньги. Хотя, по словам специалиста, такие вопросы лучше решать полюбовно. Потому что после суда ответчик платит дважды. Первый раз, когда возвращает деньги потребителю, второй — когда в таком же объеме выплачивает штраф государству.
 
Еще вопрос. Почему все чаще возникают ситуации, когда продавец не спешит возвращать деньги за некачественный товар или услугу? Потому что, по словам специалиста, многие продавцы поставляют товар российского производства. Понятно, что на месте никто его качество не проверяет, товарную упаковку не вскрывает. Расходы же по возврату ложатся на плечи продавца. А это довольно внушительные затраты. Поэтому те же двери или окна, как говорится, лежат мертвым грузом: ни вернуть обратно, ни продать. Хорошо, а как же покупателю вернуть свои кровно заработанные? Выхода два: либо уповать на сознательность продавца, либо на решение суда.
 
Всех "ловушек", конечно, не предусмотришь. Универсальный совет от специалистов — грамотно составляйте договор и, конечно же, прежде чем подписывать, внимательно его прочитайте. Непонятные моменты сразу уточняйте у поставщика услуг. Если он юлит, уходит от ответа или требует стопроцентную предоплату, задумайтесь, нужен ли он вам...
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-50%
-15%
-20%
-15%
-40%
-10%
-20%
-50%
-25%