102 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Тихановская рассчитывает на уход Лукашенко весной
  2. Читаете канал «Советская Белоруссия»? Говорим с его автором (нет, это не то же самое, что газета)
  3. С 1 марта заработал обновленный КоАП. Новшества затронут почти всех белорусов
  4. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  5. «Личная инфляция»: лекарства и отдельные продукты в феврале подешевели, но в целом цены растут
  6. МВД добилось своего: свидетели по административным делам могут настаивать на закрытых судах
  7. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  8. Приход весны, борьба с частниками и акции солидарности. Что происходит в Беларуси 1 марта
  9. Убийца 79 белорусов, сжег пять деревень. Вспоминаем о Буром — в память о нем в Польше проводятся марши
  10. Суды над журналистами, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  11. С 2 марта снова дорожает автомобильное топливо
  12. Витеблянину с онкозаболеванием за насилие над милиционерами дали 3,5 года колонии
  13. Весна наступила, но зима не сдается. К выходным вновь похолодает
  14. «Подошел мужчина в одежде рыбака». Как судили пенсионерок, задержанных на выходе из электрички
  15. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  16. «Тут мы ощущаем жизнь». Как семья горожан обрела счастье в глухой деревне и открыла там бизнес
  17. «Желающих помочь белорусам в их „хлопотном дельце“ много». Чем заняты «Народные посольства» за границей
  18. В Беларуси ввели очередные пенсионные изменения. Что это означает для трудящихся
  19. «Меня потом знатно полили шампанским!» Первая белоруска с COVID-19 — о том, как прожила «коронавирусный год»
  20. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  21. Экс-президента Франции Саркози признали виновным в коррупции и приговорили к тюремному заключению
  22. Виктор Лукашенко стал генерал-майором запаса
  23. Минчанка из списка Forbes отсидела 20 суток и рассказала о «консервативном патриархате» в Жодино
  24. «Жесточайшим образом останавливать». Чиновники взялись за аптеки, которые подняли цены из-за НДС
  25. «Первый водитель приехал в 5.20 утра». Слухи о «письмах счастья» за техосмотр привели к безумным очередям
  26. Лукашенко — главе КГК: Необходимо ввести ответственность и для тех, кто берет в конвертах деньги
  27. «Думал, что это простуда. Оказалось, нужна пересадка сердца». История Вячеслава, пережившего трансплантацию
  28. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  29. Тихановский о приговорах журналистам и активистам: Ложь и несправедливость порождают озлобленность
  30. В Новогрудке кто-то расстрелял из пневматики собаку. Пес умер, волонтеры обратились в милицию
реклама


Дмитрий Заяц,


 
На будущий год белорусские власти запланировали серию серьезных изменений. И НДС увеличить, и налог на прибыль снизить, и зарплаты повысить, и… цифры в "жировке" поднять. По информации БелаПАН, предполагается существенный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. Если планы реализуются, сегодняшние тарифы население будет вспоминать с большой ностальгией.

Фото с сайта nnm.ru
Фото с сайта nnm.ru

Доходы и расходы населения

В первом полугодии средняя зарплата в Беларуси составила 4 млн 770 тыс. рублей, что эквивалентно (в пересчете по среднему курсу за январь-июнь) 551 доллару. Экономические власти Беларуси ожидают, что средняя зарплата в нынешнем году составит 561 доллар, а в 2014-м - 625 долларов.
 
Однако это вовсе не означает, что покупательная способность вырастет на 64 доллара в будущем году. Для связывания денежных доходов населения (чтобы снизить инфляционное давление денежной массы на экономику) власти намерены предпринять ряд мер, в том числе заметно увеличив тарифы на жилищно-коммунальные услуги в 2014 году.
 
По информации БелаПАН, экономические власти поставили на будущий год задачу довести размер возмещения населением стоимости жилищно-коммунальных услуг до уровня не менее 30%.
 
В настоящее время тарифы населения, судя по официальным данным, покрывают заметно меньшую долю затрат. Министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Шорец в июле этого года во время прямой линии в газете "Звязда" сообщил, что население покрывает 16,3% стоимости услуг, оказываемых жилищно-коммунальными организациями. Правда, если посчитать по всему комплексу жилищно-коммунальных услуг, включая услуги энергетиков (теплоснабжение от теплоисточников ГПО "Белэнерго", а также газо- и электроснабжение), уровень возмещения выходит несколько выше.
 

Цены, которые не учитывает инфляция

Значительное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, если таковое состоится, подстегнет инфляцию вверх. Подобное развитие событий совершенно не вписывается в планы правительства на будущий год, которые предусматривают замедление инфляционных процессов.
 
Впрочем, механизм, который может позволить и тарифы ЖКХ повысить, и инфляцию удержать в нужном коридоре, нашелся.
В Научно-исследовательском экономическом институте (НИЭИ) Минэкономики, который принимает непосредственное участие в подготовке прогнозных документов на будущий год, нашли способ, как можно и стоимость жилищно-коммунальных услуг поднять, и скачка потребительских цен (инфляции) не допустить.
 
Оказывается, нужно всего лишь… не учитывать тарифы на жилищно-коммунальные услуги при расчете инфляции.
 
"Представляется возможным вынести изменение данных тарифов за пределы рассчитываемого органами статистики индекса потребительских цен, применяемого в качестве показателя инфляции", - полагает первый заместитель директора Научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) Минэкономики Виктор Пинигин.
 
В статье, опубликованной в июльском номере издаваемого НИЭИ "Экономического бюллетеня", Пинигин аргументировал свое предложение. Ученый считает, что одновременно с повышением тарифов необходимо принять меры "по компенсации возможных потерь для населения путем передачи средств бюджета" непосредственно пользователям жилищно-коммунальных услуг.
 
"Поскольку инфляция является отражением изменения покупательной способности денег, передача их из бюджета населению для оплаты указанных услуг не меняет совокупной покупательной способности денежных средств, функционирующих в экономике, изменяя лишь субъекты, которые будут осуществлять эти платежи", - полагает Виктор Пинигин.
 
Вместе с тем белорусские экономисты, опрошенные БелаПАН, считают, что исключать тарифы на жилищно-коммунальные услуги при расчете инфляции нельзя.
 
"Во всех странах считается, что индекс потребительских цен – главный показатель для отражения стоимости жизни населения, так как он основан на потребительской корзине. Если мы из корзины что-то исключаем, инфляция перестает выполнять свою ключевую функцию – отражать стоимость жизни", — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
 
Схожего мнения придерживаются и другие эксперты. "Индекс потребительских цен обязательно должен отражать изменение потребительских цен, в том числе и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги", - полагает экономист Екатерина Борнукова.
 

Тарифы ЖКХ: повышать нельзя сдерживать

О том, что реформировать белорусскую систему финансирования жилищно-коммунального хозяйства, необходимо, известно давно и говорилось об этом много раз.
 
Аргументы в пользу реформ очевидны. Низкий уровень возмещения населением стоимости жилищно-коммунальных услуг приводит к тому, что предприятия оплачивают энергоресурсы по завышенным тарифам, а это подрывает конкурентоспособность последних. Кроме этого, как отмечает Минфин, "бюджетное субсидирование жилищно-коммунальных услуг для населения достигло критического уровня":

"Завышенные тарифы на энергоресурсы для предприятий бьют по их конкурентоспособности и не способствуют развитию экономики. Поэтому важно провести реформы в системе финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Рост тарифов ЖКХ – то, к чему мы вынуждены будем прийти", - полагает Екатерина Борнукова.
 
По мнению экспертов, решение о значительном повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги может быть принято в 2014-м году, несмотря на президентские выборы, которые должны пройти в стране в 2015-м.
 
"В прежние времена за год до выборов такие вещи не делались. Однако, учитывая ожидаемый дефицит бюджета и произошедший рост зарплат, решение о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги вполне возможно", — полагает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
 
Правда, добавляет эксперт, если тарифы вырастут существенно, "данное решение необходимо тесно увязывать с минимизацией негативных последствий".
 
По мнению экономистов, для ряда категорий граждан такое развитие событий может иметь весьма болезненные последствия. "Увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги наиболее чувствительно для таких категорий граждан, как одинокие пенсионеры, многодетные семьи и те семьи, где один родитель", - считает Екатерина Борнукова.
 
По оценкам экспертов, в случае, если рост тарифов не будет сопровождаться адекватной помощью уязвимым слоям населения, значительно увеличится количество бедных. "По нашим расчетам, в случае увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в два раза количество малообеспеченных граждан вырастет на 30%", - отмечает экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.
 
Таким образом, планируемое повышение тарифов ЖКХ (если соответствующее решение одобрит президент) должно в обязательной мере сопровождаться компенсационными мерами наиболее уязвимым категориям граждан.
 
Впрочем, в данном случае необходима не только адресная социальная поддержка.
 
Реформы должны быть комплексными. Экономические власти запланировали на 2014 год много чего: и меры по привлечению иностранных инвестиций, и шаги по развитию малого и среднего бизнеса, и решения по созданию так называемого высокопроизводительного сектора, в котором будет высокой производительность труда.
 
Похожие идеи были у властей на 2013-й год. Однако к настоящему времени можно констатировать, что планы по созданию высокопроизводительного сектора остались только на бумаге, условия для быстрого развития частного сектора (малого и среднего бизнеса) не созданы.
 
В такой ситуации нет оснований полагать, что экономическая активность и доходы населения в белорусских регионах будут расти. А раз так, значительный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги снизит и без того невысокую покупательную способность граждан в регионах, заставив последних активно заниматься подсобным хозяйством… 
-5%
-10%
-10%
-30%
-15%
-20%
-12%
-15%
-30%
-33%