Публичный счет


Кого государство будет считать неработающим и сколько из них должны будут платить налог, - в рамках проекта "Дискуссия TUT" прошло обсуждение предложения премьер-министра Михаила Мясниковича. По расчетам министерства финансов Беларуси государство затрачивает около восьми миллионов рублей на предоставление социальных услуг в расчете на одного гражданина. Сегодня речь идет о возмещении этих затрат неработающими гражданами. Каждый работающий гражданин обеспечивает формирование расходов республиканского бюджета в размере 12,5 млн руб. в год



О том, что с 55-летних женщин, пенсионеров и студентов налог взиматься не будет, а также о том, что в Беларуси в 2,5 раза выгоднее работать, чем не работать, и возможных негативных последствиях введения налога в студии TUT.BY-ТВ говорили Максим Ермолович, заместитель министра финансов Республики Беларусь, Валерий Ковальков, заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь, и Александр Чубрик, директор исследовательского центра ИПМ.

Представляем короткий цитатник эфира, а также полную аудио- и видеоверсию программы.  

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (107.80 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (173.90 МБ)

Об убытках государства от неработающих граждан


Максим Ермолович, заместитель министра финансов: "С точки зрения убытков надо рассматривать этот вопрос в широком смысле слова. Каждый гражданин, в соответствии со Статьей 56 Конституции, должен нести на себе бремя государственных расходов. Понятно, что работающие граждане своим вкладом в создание ВВП страны и уплатой налогов создают тот самый бюджет государства, который финансирует образование, здравоохранение, социальную политику государства, обеспечивает необходимую поддержку экономике и финансирует такие специфические статьи расходов, как правоохранительная деятельность, судебная деятельность, национальная оборона. Каждый работающий гражданин обеспечивает формирование расходов республиканского бюджета в размере 12,5 млн руб. в год. На эту цифру и необходимо ориентироваться. Это вклад работающего гражданина в финансирование государственных расходов.
 
Кроме того, мы понимаем, что работающий гражданин вносит свой вклад в формирование Фонда социальной защиты населения, из которого выплачиваются пенсии. В условиях нашей распределительной системы мы финансируем пенсии в пределах тех доходов, которые получаем из заработной платы работающих граждан. Для сложившейся модели социально-экономического развития страны каждый гражданин должен вносить вклад в формирование совокупного дохода государства, который через бюджетную систему производит финансирование расходов и перераспределение бюджетных услуг среди населения. При социально-ориентированной рыночной экономике, когда каждый гражданин через свой труд формирует бюджет страны, государство обеспечивает бесплатное среднее образование, бесплатные медицинские услуги, в значительном объеме субсидирует услуги ЖКХ и транспорта, реализует социальную политику, оказывает поддержку в субсидировании сельского хозяйства. Все это сказывается на цене конечной продукции, особенно социально значимых товаров.
 
Государство производит бесплатные услуги и предоставляем их гражданам. В отношении неработающего гражданина эта система не срабатывает. Он не вносит своего вклада в формирование ВВП, не платит налогов, но получает бюджетные услуги. В этом и заключается несправедливость системы, которая сложилась в отношении неработающих граждан. В других странах ситуация выглядит иначе. Большинство стран мира не предоставляют бесплатные услуги в области образования и здравоохранения. Человек обязан иметь социальный полис, медицинскую страховку, оплачивать образование для своих детей. Он полностью возмещает услуги ЖКХ и транспорта. То же самое с пенсионной системой: действует накопительная пенсионная система. Вклад гражданина в свою собственную пенсию осуществляется в период его трудовой деятельности.
 

Кого считать неработающим?

Валерий Ковальков 
Валерий Ковальков: Все население Республики Беларусь можно разделить на трудоспособное и нетрудоспособное. Трудоспособных ресурсов сегодня более 6 млн человек. При этом занятых в экономике, которые действительно работают и производят ВВП, уплачивают налоги, порядка 4,5 млн . Не все категории не работающих граждан сразу же попадают в категорию, которую предполагается обложить налогом. Никто не вздумает взять налоги с пенсионеров, хотя женщина в 55 лет еще относится к трудоспособному населению. Никто не будет взимать плату за пользование социальными услугами со студента дневной формы образования. Также никто не будет брать налог с женщины, занимающейся уходом за ребенком и получающей пособие. Есть ряд категорий, которые являются социально защищенными. При любом раскладе налог не может быть к ним применим. Ремесленники уплачивают единый налог, и это свидетельствует о том, что они легализованы на рынке труда.
 

О количестве неработающих

Максим Ермолович: Значительная часть населения (от 100 до 300 тысяч) вообще не работает, не вносит никакого вклада в экономическую жизнь страны, только потребляет государственные услуги, социально значимые товары. Наша задача максимально вовлечь эту категорию населения в качестве трудовых ресурсов в экономическую деятельность страны. А если человек не хочет этого делать, и четко заявляет, что не хочет работать и никогда не будет работать, потому что государство не может предоставить ему достойную заработную плату, это не позиция. С таких людей надо получить компенсацию за те услуги, которые им предоставляет государство и которыми он напрямую пользуется.
 

Как взимать налог?

Максим Ермолович 

Максим Ермолович
: Можно пойти разными путями. Можно с человека, который не имеет никакой отметки в фонде социальной защиты, ни копейки не заплатил в пенсионный фонд, просто брать плату, когда он приходит в поликлинику. Такой человек должен полностью оплачивать обучение, платить полную стоимость за услуги ЖКХ, не получать помощи от государства в виде решения проблемы жилья.
 
Другой путь – установить для такого человека годовой взнос на оплату социальных услуг бюджетного сектора в размере 8 млн руб.. Примерно в эту сумму нам обходится содержание всей бюджетной сферы и социальной политики государства в расчете на одного работающего человека. Это компенсация может быть в форме налога, договорного платежа, оплаты услуг через некую систему. Разовый платеж в размере 8 млн руб. – это самый простой способ. Не работаешь, не хочешь работать, но можешь, значит, заплати 8 млн руб., не занимайся противоправной деятельностью, не занимайся незарегистрированной деятельностью, и государство не будет предъявлять к тебе претензий.
 

О стимулах к работе

 
Александр Чубрик: Стимулы к экономической неактивности в Беларуси очень низкие. Если человек безработный или просто домохозяйка, то риск оказаться за чертой бедности возрастает в 2,5 раза по сравнению с работающим человеком. А если мы будем говорить не про официальную черту бедности, а относительную, то там еще большее увеличение. Стимулы к тому, чтобы не работать, в Беларуси очень низкие. Уровень экономической активности в Беларуси достаточно высок, поэтому, возможно, размер дохода, который получит государство за счет такой меры, не заслуживает такого пристального внимания. 

О моральной нагрузке возможного налога


Александр Чубрик: Существует такое понятие как моральная нагрузка. Я заплатил восемь млн., значит я буду потреблять услуги по полной программе: пройду всех врачей, хотя не планировал. Так же бывает со страховкой. Это может создать дополнительную нагрузку на систему здравоохранения.
 
Максим Ермолович: Я думаю, система здравоохранения выдержит и даже заинтересована в том, чтобы каждый пришел и прошел обследование. Чем потом тратить деньги на лечение человека, лучше его вовремя обследовать. Но работающий гражданин не должен оплачивать предоставляемые услуги неработающему гражданину.
 

Как налог на неработающих может частично компенсировать цена на алкоголь


Александр Чубрик
Александр Чубрик: У меня есть радикальное предложение, как повысить финансирование дошкольных учреждений. В несколько раз поднять акцизы на алкоголь и направить эти деньги на финансирование в детских садах. Эта тема связана с темой неработающих. Практически во всех опросах за последние 10 лет две ключевые проблемы – алкоголизм и инфляция. С алкоголиков будет очень трудно собрать любой сбор. Чтобы не допускать этого, государство должно пойти на более радикальные меры. Алкоголь явно не социально значимый товар. 
 

О негативных последствиях введения налога


Валерий Ковальков: Я не думаю, что это будет миграция. 8 млн в год – это не та сумма, ради которой надо порвать со страной и перебраться в другую. Что даст выход из гражданства? Есть определенная категория, которая не сможет заплатить налог. Если включать механизм принуждения, могут быть определенные вопросы. Но нужно просто все тщательно продумать.
 
Максим Ермолович: У Советского Союза был опыт борьбы с тунеядством. Там было много негативных проявлений этой борьбы и способов уклонения от трудовой повинности. Я думаю, что часть рисков связана с тем, что может быть реализовано у нас в стране. Негативные последствия могут появиться. Могут возникнуть люди, которые будут перескакивать с одной работы на другую, пытаясь решить эту проблему, но на самом деле не работая, не пытаясь проявить себя в жизни. Этого не хотелось бы. Негативный опыт в борьбе с тунеядством есть, но есть и позитивные результаты. Насколько эти риски оправдаются, будет зависеть от искусства чиновников и представителей государственной власти.
Нужные услуги в нужный момент
-35%
-20%
-50%
-51%
-20%
-17%
-40%
-15%
-28%
-18%