Публичный счет


Елена Спасюк,

Долгожданное увеличение зарплат работникам сферы дополнительного образования произошло фактически одновременно с переходом работы значительной части кружков и секций на коммерческие рельсы.
 
"Мы же должны как-то зарабатывать на развитие, государство выделяет средства только на скромные зарплаты сотрудникам, вот и вводим плату за кружки", — в один голос говорят в центрах дополнительного образования детей и молодежи, когда звонишь туда как родитель.

Если же обращаешься как журналист, напоминают, что с сентября увеличена тарифная ставка первого разряда, оклады увеличатся, но реальные деньги на это увеличение еще предстоит заработать, поэтому и растет количество платных услуг.

В начале августа увидело свет постановление Совета министров, согласно которому оклады учителям были увеличены на 25%. С сентября на 4% выросла и тарифная ставка первого разряда. В результате в крупных центрах дополнительного образования зарплата с 2,5 миллиона рублей увеличится до 3 миллионов рублей, ожидают педагоги.

Справедливости ради отметим, что Министерство образования сообщило о планах сделать платным участие детей и молодежи в кружках и секциях в учреждениях дополнительного образования еще в феврале 2013 года. Решение перевести внешкольные занятия на платную основу связано с необходимостью экономии бюджетных средств.

Часть кружков и секций, которые Минобразования посчитает социально значимыми, останутся бесплатными. Однако кто именно получит бюджетное финансирование, пока не определено.

Любопытно, что в сентябре прошлого года заместитель министра образования Беларуси Виктор Якжик отмечал, что "дополнительное образование детей и молодежи в Республике Беларусь является важным сегментом системы образования, благодаря которому учащимся обеспечивается возможность занятий в свободное время различными направлениями творческой деятельности".

Замминистра сослался на разработанную Концепцию развития дополнительного образования детей и молодежи на 2013-2017 годы, на основе которой будет разработана соответствующая государственная программа. Этот документ, по словам Якжика, предполагал существенное расширение спектра предлагаемых образовательных услуг учреждениями дополнительного образования. В соответствии с этими задачами предполагалось определить пути качественных, структурных и содержательных преобразований в системе дополнительного образования, а также их финансово-экономического и материально-технического обеспечения.

Однако этот документ свет так и не увидел, что еще раз продемонстрировало, с одной стороны, отсутствие у ведомства стратегии развития дополнительного образования, а с другой — недофинансирование сферы.

В учреждениях дополнительного образования на вопрос, по какому принципу одни кружки становятся платными, а другие — нет, отвечают, что, как правило, платными сделали те, которые пользуются большей популярностью. И подчеркивают: выбор бесплатных кружков есть. Другое дело, что если вы хотите заниматься у педагога с именем, за это, скорее всего, придется платить.

Директор Минского государственного дворца детей и молодежи Галина Шкляр отметила, что в Кодексе об образовании прописано, что услуги дополнительного образования предоставляются бесплатно для детей и молодежи, на что выделяется государственное финансирование. Однако проводятся занятия и на основе хозрасчета:

"Например, расчетная цифра в нашем дворце — 5 тысяч детей, которые занимаются на бесплатной основе. Мы открываем дополнительные кружки для детей дошкольного возраста, которые пользуются большой популярностью, и предоставляем эти услуги платно. Кроме того, у нас на тех же условиях есть курсы для взрослых. Поэтому около 3,5 тысячи человек у нас занимается платно и 5 тысяч бесплатно".

Галина Шкляр подчеркнула, что цена обучения определяется, исходя из реальных затрат на коммунальные услуги, заработную плату педагогам, налоги. Плата за обучение позволяет заинтересовать педагогов и мотивировать детей и родителей. Дети становятся более дисциплинированными и ответственно подходят к занятиям. С теми, кто платит, заключается договор, на основании которого в случае уважительной причины для пропуска занятий оплата не берется.

Директор дворца отметила, что социально незащищенные слои населения не ущемляются в связи с распространением платных услуг. Так, дети из многодетных семей, дети с инвалидностью при посещении платных кружков вносят только половину стоимости. А тарифы, кстати, колеблются от 95 до 300 тысяч рублей в месяц в зависимости от объема учебной нагрузки.

В Национальном центре художественного творчества детей и молодежи в прошлом учебном году работало более 170 секций, кружков, коллективов, где занималось более двух тысяч детей. В большинстве своем кружки для детей были бесплатные. Цена в сравнении с прошлым учебным годом увеличилась на 4% и зависит от количества часов занятий в неделю. Например, уже не первый год на коммерческой основе работает Студия современной хореографии "Вдохновение". Планируется, что занятия (четыре раза в неделю по полтора часа) будут стоить около 200 тысяч рублей.

Зарплаты сотрудников небольшие, многие работают в нескольких местах.

"Понятно, что за 2,5-3 миллиона работают энтузиасты, — сказала руководитель студии одного из центров дополнительного образования. — Хотя руководство доплачивает за активные выступления, успехи воспитанников, если есть средства в фонде экономии заработной платы. С детьми работать интересно, но и трудно. Понимаете, их всегда было непросто заинтересовать, а теперь, когда досуг дети проводят за компьютером, — тем более. Да и не у всех родителей есть возможность водить детей несколько раз в неделю на занятия. Дети интересуются кружками танцев, ИЗО. В музыкальные коллективы идут с меньшей охотой. Мне кажется, если занятия в них сделать платными, родители выберут музыкальные школы".
Нужные услуги в нужный момент
-50%
-15%
-20%
-91%
-30%
-50%
-99%
-30%
20170626