Личный счет


Александр Курец,

Фото с сайта www.bagnet.org
Фото с сайта www.bagnet.org
Кто-то постоянно крутится у границы, создавая на ней очереди и зарабатывая сомнительным бизнесом только для себя, ни копейки не платя налогов...


Лет десять назад на шоссе, ведущем к пункту пропуска "Варшавский мост" на выезде из Бреста, стояли километровые очереди автомобилей. Толпы выезжающих в соседнюю Польшу "челноков" с громоздкими сумками штурмовали двери ныне не существующего стеклянного зала на Брестском железнодорожном вокзале. Сигареты, спирт и другие товары вывозили в соседнюю страну тоннами. Пригородные поезда были переполнены пассажирами, большая часть из которых ехала в Брест, чтобы потом выехать за кордон.

Однажды в вагоне пришлось наблюдать необычную картину: из-под куртки женщины стал выливаться… спирт. "Ой, девочки, авария!" - сказала взволнованно она едущим по соседству подружкам по бизнесу и побежала в тамбур выбрасывать лопнувший полиэтиленовый пакет. В памяти остался и другой случай. В дизель-поезде Ковель - Брест кто-то нечаянно чиркнул спичкой, и переполненный баулами со спиртом и сигаретами вагон вспыхнул как свечка. Он сгорел за считанные минуты, в огне погибла одна пассажирка.
 
Сейчас на пункте пропуска "Варшавский мост" таких бесконечно длинных очередей автотранспорта нет. Когда мы здесь были, на выезд из Беларуси в Польшу ожидали оформления около тридцати автомобилей. Очередь продвигалась достаточно быстро. Кто-то ехал к родственникам, кто-то - по служебным делам или в турпоездку, но были и те, кто вез в соседнюю страну спиртное и сигареты (в рамках установленных норм, как объясняли хозяева товара), ехал за покупками.

К выходным поток транспорта на выезд и въезд возрастает, порой даже очень значительно. Кстати, это характерно не только для польского направления, но и украинского. На пункте пропуска "Мокраны", например, вечером 15 сентября со стороны Украины в очереди стояло около ста автомобилей.
 
- Да это еще нормально, - поделился впечатлениями от пересечения границы житель Брестского района Василий М. - Очередь продвигается достаточно быстро, таможенники как с украинской, так и с нашей стороны работают слаженно.
 
Наш собеседник рассказал, что в соседнюю страну ездил за покупками. Некоторые вещи, особенно одежда, там дешевле. Затоваривался мужчина в основном для своей семьи. По его словам, раньше он ездил и в Польшу, но теперь предпочитает ограничиваться лишь украинским направлением, да и то бывает там не часто. Впрочем, среди его знакомых есть такие, кто посещает украинские торговые точки с завидным постоянством и возит товар, чтобы после его перепродать.
 
Выходные дни - довольно оживленная пора и на Брестском железнодорожном вокзале, где, кстати, сейчас идет масштабная реконструкция. Перрон, с которого в западном направлении отправляются пассажирские поезда, со всех сторон обнесен строительными ограждениями. Впрочем, и таможенникам, и пограничникам, и работникам железной дороги это не мешает работать в штатном режиме.
 
…В зале, где пассажиры проходят паспортный контроль, посадка на поезд, следующий в сторону Варшавы, заканчивалась. Тех, кто ехал в Польшу с товаром или за покупками, были единицы. В скором времени за границу должен был отправиться пассажирский поезд Брест - Тересполь. Попасть на него будет куда больше желающих, рассказали пассажиры, ожидающие, когда настанет время посадки. Пообщаться с журналистом захотели немногие. Например, брестчанку, которая одна воспитывает двух сыновей, выезжать в Польшу в среднем раз в две недели вынуждает небольшая зарплата по основному месту работы. Вот и приходится провозить "допустимую норму" в ту сторону и возвращаться со стиральными порошками, шампунями, трикотажными изделиями, обувью обратно. Правда, нередко качество изделий хромает.
 
- Иностранным покупателям не всегда продают лучшее, - делится наблюдениями и опытом женщина. - И если даже быть предельно внимательным, то все равно того, что находится под яркой упаковкой, не увидишь.
 
В выходные дни желающих выехать на поезде в Польшу на Брестском железнодорожном вокзале иногда бывает столько, что из-за не успевающих с оформлением документов и проходящих таможенный контроль пассажиров поезда нередко отправляются с задержками. В приграничном регионе всегда найдутся люди, которые предпочтут пополнять свой личный или семейный бюджет таким способом, говорят те, кто занимается "челночным" бизнесом.
 
Но есть ведь и другая сторона медали. Получая прибыль, они, как говорится, ни копейки не отчисляют с нее подоходного налога, не тратятся на иные выплаты, как делают это большинство их соотечественников. И тем не менее имеют от государства бесплатную медицинскую помощь и другие социальные гарантии. Когда затрагиваешь эту тему, обычно слышишь в ответ: "Вы бы только знали, как нам тяжело!".
 
На недавней пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов, начальник Брестской таможни Леонид Досов сказал, что с начала текущего года сотрудники возглавляемой им службы оформили пять с половиной миллионов физических лиц, около полутора миллионов легковых и 370 тысяч грузовых транспортных средств, 385 тысяч железнодорожных вагонов. То есть пересечение государственной границы идет в обычном, оживленном ритме. Нарушители законодательства, кстати, тоже не дремлют. При проведении операций таможенного контроля сотрудники Брестской таможни выявили 2718 правонарушений, возбудили 20 уголовных дел. По разным причинам изъято, задержано и арестовано 208 транспортных средств, почти треть из которых конфискована. Эти цифры свидетельствуют о том, что далеко не всегда при пересечении границы граждане соблюдают государственное законодательство, рассчитывая на то, что граница станет для них источником сверхприбыли. Реальность доказывает, что это обманчивый путь.
 
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-15%
-20%
-20%
-15%
-35%
-10%
-20%
0058345