Личный счет


Геннадий Беспалов, юрист,

В письме, опубликованном под заголовком "Не трогайте наши пенсии", В. Новикова из Минска пишет: "...как только устраиваешься на работу, сразу же начинают вычитать из пенсии... Куда смотрят в Минтруда?.. Дайте нашим пенсионерам спокойно жить и работать, если они этого хотят. Ведь работают те, кто был специалистом, кто еще может принести пользу нашему государству. И не трогайте наши пенсии: они нам нелегко достались".
 
К истории вопроса

Пенсионеры "со стажем", полагаю, помнят, что происходило с пенсиями накануне и в первые годы после распада СССР в связи с обесцениванием зарплат. Было время, когда пенсии зависели только от трудового стажа. Влияние зарплаты на их размер было восстановлено лишь в 1993 году с введением механизма, основанного на индивидуальном коэффициенте предпенсионного заработка: соотнесения ежемесячного заработка "кандидата" в пенсионеры и средней зарплаты работников в республике в установленный период. Инструментом при учете заработка для исчисления пенсии вначале была минимальная зарплата, а с 1997 г. – коэффициент 1,3 (130% средней зарплаты в республике).
 
Более высокий коэффициент "заработал" с 1 апреля 1999 г. на основании декрета президента (его нормы содержатся в статьях 56 и 83 Закона о пенсионном обеспечении), в соответствии с которым были поддержаны неработающие пенсионеры, имеющие коэффициент заработка свыше 1,3. Для них стал учитываться заработок в размере 10% в пределах до коэффициента 4,0. (У лиц с длительным стажем подземных и открытых горных работ доля учитываемого заработка несколько больше). В целом право на усиление дифференциации в размерах пенсий возникло у 32% пенсионеров (у остальных - коэффициент ниже 1,3). Размер повышения пенсии у прекративших работу составил от 1,4% (при коэффициенте 1,4) до 37,8% (при коэффициенте 4,0 и больше).

Поскольку среди пенсионеров с коэффициентом заработка более 1,3 преобладают лица, имеющие коэффициент до 2,0, средний размер добавки составил 6-7%. В связи с серьезными проблемами в экономике и, как следствие, сложностями в обеспечении своевременной выплаты пенсий не могло быть и речи о работающих пенсионерах (исключение сделано лишь для лиц, занятых в производстве сельхозпродукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства). И сегодня положение дел как в экономике, так и с финансированием пенсий весьма сложное. Ведь неспроста при последней индексации пенсий процент их повышения вопреки закону урезан более чем в два раза.
 
В СССР пенсия вместе с заработком ограничивалась суммой в 150 рублей с некоторыми исключениями для отдельных категорий. Так, для рабочих и младшего обслуживающего персонала ограничение составляло 300 рублей (при средней зарплате в БССР в 1990 году 269 рублей). При этом пенсионеры, работавшие в качестве служащих, могли получать лишь 15 рублей пенсии. И то - при зарплате менее 100 рублей.
В развитых государствах выплата пенсий в период работы, как правило, производится с учетом получаемой зарплаты. Так, в Германии выплачивается 2/3, 1/2 или 1/3 полной пенсии по старости в зависимости от величины получаемого заработка. В полном размере пенсия выплачивается при невысоком заработке (примерно до 15% средней зарплаты в стране). Если пенсионер зарабатывает больше суммы, позволяющей получать 1/3 пенсии, то он теряет право на пенсию до прекращения работы или до сокращения размера заработка. В США, если заработок превышает определенную сумму, пенсия сокращается в следующем порядке: пенсионерам в возрасте до 65 лет она уменьшается на 1 доллар за каждые 2 доллара сверх установленного уровня, а лицам старше 65 лет – на 1 доллар за каждые 3 доллара "лишнего" заработка.

Право на труд и на пенсию

Конституция страны не ограничивает права на труд для лиц пенсионного возраста. Главное – востребованность на рынке труда. Сегодня работают почти 600 тыс. получателей трудовых пенсий, около 70% из них – женщины. Этот факт свидетельствует о том, что нынешний возраст выхода на пенсию - далеко не старость, ограничивающая трудоспособность. Многие благодаря профессионализму, опыту и мастерству продолжают трудиться (по мнению геронтологов, старение как фактор снижения функциональных резервов организма проявляется, как правило, после 65–67 лет, да и то далеко не у каждого человека в одинаковой мере). Польза здесь взаимная – и для общества, и для самих пенсионеров. Для последних – не только в материальном плане: посильный труд, как считают медики, повышает жизненный тонус человека и способствует активному долголетию.

Кстати, среди ныне работающих пенсионеров 90 тысяч старше 65 лет, более половины из них – женщины.
 
Что касается выплаты пенсии в период работы, то здесь возникает вопрос. Статьей 47 Конституции гражданам страны "... гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае... инвалидности...", то есть когда теряется или существенно снижается трудоспособность. Должно ли государство при выплате пенсий подходить с одинаковой меркой ко всем пенсионерам – и к тем, кто, реализуя свое право на труд, чаще всего продолжает работать за полновесную зарплату, и к тем, кто такой возможности уже не имеет? Если исходить из основного Закона, а также сути социального (пенсионного) страхования, то предназначение пенсии – заместить (компенсировать) утраченный трудовой доход (примерно как при выплате пособий по временной нетрудоспособности), а не быть дополнением к зачастую весьма приличному заработку. Ведь на выплаты работающим пенсионерам идет более 20% средств пенсионного страхования, что не может не ограничивать возможности для более справедливых выплат тем, кто уже не в состоянии работать и живет лишь на скромную пенсию.
 
Главное – экономический аспект

Трудовые пенсии, как известно, финансируются за счет целевых ежемесячных взносов работодателей (28% фонда зарплаты) и работников (1% личной зарплаты). Взносы первых как часть затрат на рабочую силу вместе с другими составляющими непосредственно влияют на себестоимость и конкурентоспособность товаров и услуг.

Разумеется, и работодателям, и обществу в целом небезразлично, какой является пенсионная нагрузка на экономику. Тем более что у нас она одна из самых высоких в мире. Основная причина такого "лидерства" – нерациональность нашей пенсионной системы, суть которой в том, что она в числе лишь единичных систем, которые, по оценке международных экспертов, дают "слишком многим, слишком рано и слишком мало".
 
В частности, почему вопрос о выплате полной пенсии в период работы в развитых странах не стоит? Прежде всего потому, что там возраст выхода на пенсию гораздо выше, чем у нас (на 5–7 лет для мужчин и на 5–12 лет для женщин). Заметно ниже доля пенсионеров по отношению к работникам (плательщикам взносов), а значит, и больше возможностей для выплаты приемлемых пенсий неработающим при меньшей пенсионной нагрузке на экономику. Уместно также отметить, что в связи с более ранним наделением наших граждан статусом пенсионера вне зависимости от того, продолжают ли они успешно трудиться и прилично зарабатывать, период получения пенсии по возрасту в Беларуси в среднем составляет 20 лет (у мужчин 14,2, у женщин – 24,6 года) – с тенденцией роста. Этот показатель у нас выше, чем в развитых странах. А ведь чем дольше пенсионный период, тем больше средств требуется для финансирования пенсий, и чем больше претендентов на пенсионный бюджет, тем меньше достается каждому из них.
 
И если бы, допустим, государство пошло на снятие ограничения пенсии работающим пенсионерам, то пришлось бы либо повышать пенсионную нагрузку на экономику, либо урезать индексацию пенсий, обделяя всех получателей пенсий, включая неработающих. Но им же прибавка нужнее! Ведь работа на пенсии, как правило, - дело временное...
 
Закон Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", статья 83. Порядок выплаты пенсий:
"....часть пенсии, исчисленная с учётом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера..., в период работы (службы) либо предпринимательской деятельности (за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства) не выплачивается".
 
0058415