Личный счет


Наталья Невидомая,

Писать об этом ярком человеке и легко, и сложно. Успешный бизнесмен, с нуля создавший свое дело, сегодня является деловым партнером известных в Европе и СНГ компаний. Президент корпорации Volvo дарит ему игрушечные модели большегрузов с личной подписью, а продюсер "Ласкового мая", друг семьи и крестный папа дочери Вячеслава Довнара Илоны, частый гость в его доме.
 
Достаточно посмотреть на снимки, которые украшают кабинеты холдинга, чтобы понять: со многими известными людьми председатель правления группы компаний "Белинтертранс", а еще талантливый ученик известного конструктора автомобильной техники Михаила Высоцкого, на короткой ноге. Вячеслав Иванович – личность масштабная. С особой харизмой и притягательностью, острым умом. Этот человек быстро принимает решения и никогда не переживает, если что-то сорвалось или не получилось. И за свои решения и ошибки привык отвечать только сам. Перечисление его общественных должностей займет много места на газетной странице. "Народной газете" было интересно узнать: каждый ли из нас может стать успешным бизнесменом? И что для такого человека дом и семья?
 

Вот така-а-а-я щука!

— Все мы когда-то были детьми. Проказничали, озорничали. Детство вообще для большинства людей — это светлые воспоминания. Каким оно было у вас?

— Лето и все каникулы я, городской мальчишка (мы жили вчетвером в однокомнатной квартире), с удовольствием проводил в деревне. Вот это была вольница! (Глаза Вячеслава Довнара загораются от теплых воспоминаний). — Родственники всегда охотно оставляли меня в деревне, потому что хватался за любую работу и никогда не отлынивал от труда.
 
Но я ведь сын рыбака, потому одно из самых ярких воспоминаний, — как отец впервые взял меня, шестиклассника, на рыбалку на лодочную базу Крыжовка на Минском море. И я сразу поймал двухкилограммовую щуку! Поскольку был я пареньком невысокого роста, эта рыбина показалась мне просто громадиной. Потом возле деревни Лапаровичи поймал трехкилограммового окуня. Рыбалка так увлекла меня, что от улицы Пулихова в Минске до водохранилища в Дроздах я знал каждый метр реки Свислочь.
 
Когда у меня спрашивают, с чего начинался мой транспортный бизнес, я говорю: с незамысловатого устройства, которое помогло мне в детстве не получать от родителей нагоняев. Мы жили тогда в Минске на улице Витебской. В то время все мальчишки гоняли на тачках с четырьмя подшипниками. Когда на улице Короля положили новый асфальт, мы катались на них с горы до Немиги. И всегда была проблема — как остановиться внизу и не выехать на проезжую часть дороги. Конечно, приходилось тормозить ногами, отрывая каблуки и протирая обувь до дыр. И, понятно, за это мы получали дома по заслугам. Тогда я первый в районе соорудил тачку с тормозом. С этого, наверное, и началась моя автомобильная карьера.

— Как вы заработали свои первые деньги?
 
— Моя бабушка выращивала пионы, а я продавал их на рынке на Юбилейной площади, она разрешала часть денег оставлять себе. Во мне всегда была предпринимательская жилка. Отец ловил много рыбы. У нас в доме всегда была вобла. На Юбилейном базаре я обменивал у бабушек рыбу на семечки. Такой вот бартер.
 

И стал рабочим...

— Правда ли, что в бизнесе много людей, которые не сильно напрягались в школе и вузе...


— Не думаю, что это так. Лично я всегда хорошо учился. Но в 8-м классе едва не остался на второй год из-за двойки, которая грозила мне по физике. Не поладил с учителем, хотя всегда был лучшим учеником школы. Любил точные науки, что до сих пор помогает в бизнесе. После школы подал документы на автотракторный факультет Белорусского политехнического института. Но родители в это же время получили новую трехкомнатную квартиру. Я успешно сдал экзамены, прошел по конкурсу и... забрал документы из вуза, потому что не хотел сидеть у родителей на шее, а решил помочь обставить новое жилье: в семье не было никаких накоплений. Маме тогда сказал, что не прошел по конкурсу — не хватило полбалла. А отец устроил меня на завод имени Орджоникидзе, где работал сам.

— Какой была тогда жизнь рабочего класса?

— Судите сами. Работая в инструментальном цеху в экспериментальном отделе завода, я получал по тем временам хорошую зарплату — до 300 рублей в месяц, а когда мне присвоили разряд, то и больше. Из общего семейного бюджета мы быстро обставили новой мебелью и всем необходимым полученное жилье.
 

Деньги — все?

— А учиться в вуз вы все-таки пошли?

— Когда я стал получать хорошие деньги, необходимость в учебе пропала. Умом понимал — нужно, но деньги, как говорят, грели карман и без образования. Я даже одолжил огромную по тем временам сумму — две тысячи рублей, чтобы купить “горбатый” "Запорожец". Потом менял машины. А в 1986 году появилась возможность заниматься частным бизнесом. Поскольку я всегда работал не только на заводе, но еще и подрабатывал в разных местах, у меня родилась идея заняться перевозкой мелких грузов для населения (мебель, телевизоры, холодильники, стройматериалы). Хотелось зарабатывать хорошие деньги, чтобы моя семья лучше жила. Я рано женился, тогда мне не было и 21 года. Получал зарплату на заводе, а также подрабатывал грузчиком в продовольственном магазине и спорттоварах. А еще раз в месяц объезжал со знакомым Мядельский район, скупал меха, шил шапки и продавал их. С еще одним приятелем закупал дефицитные стиральные машины “Мара”, колеса, прицепы “Зубренок” и возил продавать в Херсон. Получал хорошие деньги, твердо стоял на ногах и подумывал о строительстве жилья для своей семьи. И вот уже более двадцати лет живу в деревне, где находится одно из моих предприятий.
 
— Большой бизнес ждал вас впереди?

— Именно так. Когда появилась возможность получить патент на перевозки грузов, я одолжил 15 тысяч рублей, а зарплата многих была тогда 250-300 рублей. Долг удалось вернуть довольно быстро. В Советский райисполком пошел с заявлением, не имея нормального автомобиля. Меня засмеяли, услышав, что собираюсь приделать прицеп к "Запорожцу" и перевозить грузы. Но это ничуть не охладило мой пыл. Появилась идея купить автомобиль “Нива”, для которого я построил самодельный прицеп... на военном заводе. Буду немногословен: этой технике было непросто пересечь проходную предприятия. А потом я еще полгода ходил на комиссии ГАИ, чтобы оформить этот прицеп. Там задавали простые вопросы: где взял болт, гайки, ось, колеса, сцепное устройство? Ну где взял? Понятно, что... на рынке (смеется). Из-за этих неувязок полгода работал без номеров. Меня останавливали гаишники и серьезно предупреждали, что это в последний раз. Отправляли восвояси, когда я делал очередную попытку узаконить мой прицеп. В конце концов, один сердобольный лейтенант ГАИ сильно проникся, узнав, что мне нужно кормить семью, отдавать кредит, и посоветовал получить справку в комиссионке, что я там приобрел для своего транспортного средства дефицитные запчасти. На мое счастье, нашелся знакомый человек, который после очень долгих уговоров выдал мне заветный документ (о чем я всегда помню и мысленно благодарю его за это). В конце концов, мне разрешили перевозить и грузы, и пассажиров.
 

Учиться и еще раз учиться

— Значит, учебу вы забросили?

— Нет. Я поступил в техникум на вечернюю форму обучения, но закончить его не дала работа. Тогда было не до учебы. К тому же в то время я встретил свою будущую жену — Жанну. Она была жизнерадостной умницей и красавицей, и я сразу понял, это тот самый человек, который мне нужен. Но кем в то время был я? Предприниматель, грузчик, торгаш, приезжавший на мебельную базу за товаром, где Жанна работала заведующей складом. Чтобы завоевать ее симпатию, пришлось проявить настойчивость и оригинальность. На тот момент я был женат, у меня было две дочери, но мои инициативы в предпринимательстве совсем не поддерживались, а условием сохранения семьи было возвращение на завод, что меня однозначно не устраивало. В сложившейся непростой семейной ситуации Жанна поставила условие — десять лет мы не будем жениться, чтобы не наносить травмы детям — ее сыну и двум моим дочерям от первого брака. Они должны вырасти. Но жизнь распорядилась иначе... Вот уже более 25 лет мы вместе, у нас есть общая дочь Илона, которая мне сегодня очень помогает в бизнесе, поддерживает меня в моих идеях, и все мы счастливы.
 
Жанна стала настаивать, чтобы я пошел учиться. И не понарошку, а всерьез получил высшее образование. Так совпало, что в то время у меня был деловой спор с очень известным немецким бизнесменом. Этот судебный процесс шел больше десяти лет в Беларуси и Германии. Некоторые чиновники, не вникнув в суть проблемы, оказались на стороне инвестора. Но мне удалось доказать, что немецкий бизнесмен пришел в нашу страну с мошеннической схемой. Когда начался процесс, я почувствовал, что мне не хватает знаний и образования, чтобы защищать интересы своего бизнеса. И я заочно поступил на юридический факультет и получил диплом с отличием. Кстати, я выиграл все эти суды. В 1997 году стал лучшим предпринимателем Беларуси в сфере транспортных услуг. Получил награду за создание новых рабочих мест, был избран в Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь.
 
— В вашем фотоархиве есть снимки, на которых вы с генеральным конструктором МАЗа Михаилом Высоцким...

— Судьба подарила мне счастье быть знакомым с этим удивительным человеком. Помню, когда Михаил Степанович со своей любимой супругой Валентиной Николаевной были у нас в гостях, моя жена спросила его: “А нужно ли Вячеславу получить еще и техническое или экономическое образование?”. Конечно, сказал знаменитый конструктор, это в жизни пригодится. И действительно, пригодилось: вместе мы создали Научно-технический центр магистрального автомобилестроения и логистики. Вскоре я поступил в аспирантуру БНТУ. Вначале моим научным руководителем был Михаил Степанович Высоцкий, а теперь Роман Болеславович Ивуть — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой “Экономика и логистика”. Я начал серьезно изучать логистику на автотракторном факультете. Публиковать научные статьи. У меня сегодня 34 печатные работы, две монографии. Надеюсь досрочно защитить кандидатскую диссертацию к своему 55-летию, а к 60-летию — докторскую. Кстати, руководство БНТУ приняло решение на базе частного предприятия ООО “Белинтертранс” открыть филиал кафедры “Экономика и логистика” и назначить меня директором филиала кафедры. Мне легко найти общий язык со студентами, потому что читаю лекции о деле, которым я занимаюсь уже более 27 лет.
 

Неистребимое желание

— В жизни вы ведомый или ведущий за собой человек?

— Как и в детстве, я могу вести за собой людей, потому что не боюсь рисковать. Теперь у меня есть опыт и необходимое в бизнесе чутье. Наш бизнес — только семейный. Мне не нужно утверждать многие вопросы с учредителями. Получилось? Хорошо! Нет — сам виноват. Я постоянно открывал новые производства — выпускал глазированные сырки, макаронные изделия и мороженое, европоддоны, занимался ремонтом автомобилей. И никогда не унывал, если что-то не получилось. Бизнес — это своеобразное движение “вверх — вниз”. Нужно только постоянно думать над тем, что еще следует развить, создать и открыть, чтобы не остаться “внизу”. Я легкий на подъем человек. Как только вижу хорошие идеи, пробую их реализовывать. Сегодня весь мой бизнес сосредоточен на международной транспортной логистике — это складская логистика, экспедирование, перевозки, биржевая торговля. Открыли филиалы в Германии, Казахстане, Швейцарии.
 
Теперь в нашей группе компаний работает более 800 человек. Под крышей нашего холдинга четырнадцать компаний. Моя жена и младшая дочь — первые советчики во всех делах. Еще ни разу ни одну инициативу они не зарубили на корню. Всегда меня во всем поддерживают, за что я им очень благодарен. Хочу сделать очень многое. У меня долгосрочные планы, и бизнес свой я планирую передать в надежные руки своих внуков.
 

Принципиальная позиция

— Вы успешный бизнесмен. Знаю, что являетесь активным членом общественного объединения “Белая Русь”. Зачем вы пришли в эту организацию?

— Я очень уважаю политику Президента нашей страны. Помню, какой была жизнь до того, как избрали Александра Лукашенко. Видел, как глава государства взялся за наведение порядка в стране. Мне импонирует, что Президент всегда поддерживает тех, кто занимается производством, созданием новых рабочих мест, но не любит “купи-продай”, посредников. Если государство будет идти в таком направлении, чего хотеть больше? Как гражданин и патриот, я не мог остаться в стороне от создания движения, объединяющего в своих рядах людей, которые связывают собственную судьбу с будущим Беларуси. На момент создания общественного объединения “Белая Русь” я состоялся как предприниматель. Как никто другой был заинтересован в поддержке курса государства, позволяющего реализовывать все мои планы и замыслы.
 
— Вы занимаетесь благотворительностью?

— Конечно, и призываю это делать других бизнесменов. Чтобы быть успешным, нужно честно работать, вести прозрачный бизнес, платить налоги и заниматься благотворительностью. Бизнес должен быть социально ориентированным. Не можешь сделать солидных отчислений? И не надо. Начни с маленькой суммы. Помоги в этом месяце школе, детскому саду, детдому, в следующем — пожилым людям и т. д. Достигнув успеха, живи не только для себя. Моя семья решила постоянно оказывать помощь католическому костелу около нашего транспортно-логистического центра в поселке Раков, а также православной церкви в деревне Касынь. Вы же знаете, что Бог дает творящему и идущему вперед.
 
— Чего вы ни при каких обстоятельствах не сделаете?

— Считаю себя честным и порядочным человеком, бизнесменом. Я никогда никого не подведу, не брошу в трудную минуту и не предам.
 

Голова-компьютер

— Вы когда-нибудь отдыхаете? Ведь у вас голова работает как компьютер.

— Тружусь двенадцать часов в сутки. Мой рабочий день начинается в 7.30 утра. Восемь часов отведено на бизнес. Еще четыре часа — на общественно-социальную и спортивную работу. Тринадцать лет я был членом Совета по развитию предпринимательства в нашей стране, являюсь депутатом районного Совета, членом Правлений БАМАП и БАМЭ. Но моя жена знает, что без пяти восемь вечера я всегда должен быть дома. Нужно успеть посмотреть новостные программы и прочитать свежие газеты. Суббота и воскресенье — время для моей семьи. Мы католики. В субботу работаем, в воскресенье отдыхаем.
 

Какое оно, счастье?

— У счастья много определений. Одно из них: счастье, это когда хочется возвращаться домой.

— Бизнесмен будет успешен только в том случае, если ему хочется возвращаться домой. Моя жена — уникальная женщина! Мы любим друг друга и счастливы. У мужчины желание творить и создавать что-то новое будет только тогда, когда у него хорошая семья.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-20%
-30%
-30%
-10%
-20%
-10%
-35%