Личный счет


/ Фото: Вадим Замировский,

"Дорогу!" – кричит грузчик-таджик и несется с тележкой и "горбом" тюков за спиной. Свет ламп настолько яркий, что, кажется, в пуховике расплавишься. Лишь чуть кислый запах кожи и завлекающие продавцы-азиаты возвращают в реальность. А она сурова – торгово-ярмарочный комплекс "Москва" в районе Люблино.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Корреспонденты TUT.BY провели бессонную ночь в дороге, объехали оптовые рынки российской столицы и узнали, что значит "быть белорусским "ипэшником".

Дорога в Москву: запах "ссобоек", закрытый придорожный туалет и предстоящий сон в диагональном положении

В районе 16.00 в воскресенье на стоянке у Министерства торговли автобусы забирают предпринимателей на шоп-туры в Москву. По совету бывалых оделась просто – в спортивный черный пуховик, серую шапку, джинсы и кроссовки.

- Мы с вами уже когда-то ездили? – прищурившись, спрашивает усатый мужчина с клетчатой сумкой "челнока" и удочкой в чехле.

"Вот, что значит правильно подобранный гардероб", - думаю я, отрицаю знакомство и честно говорю, что журналист.

Мой собеседник Иван работает предпринимателем. В этот раз "на Москву" он решил поехать, потому что слышал, что, возможно, уже с 1 января на привезенный товар должны быть сопроводительные документы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Проект указа "О некоторых вопросах реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами" не касается документов, подтверждающих безопасность и качество товаров. Об этом сегодня на онлайн-конференции БЕЛТА рассказала Ирина Наркевич, заместитель министра торговли.

Напомним, на прошлой неделе появилась информация о том, что данный документ подготовлен и направлен членам Совета по развитию предпринимательства. Согласно ему, с 1 января 2014 года индивидуальным предпринимателям нельзя продавать ввозимые с этой даты товары без сопроводительных документов. На 1 января ИП должны заявить остатки продукции, после описи которых их разрешается допродавать до 1 июля 2014 года. Документ находится на обсуждении, и в какой редакции выйдет, пока неизвестно.

Подъезжает белый автобус. У нас с фотографом по два места на каждого, чтобы ехать с комфортом. Одно в обе стороны стоит 35 долларов. То есть всего с нас за поездку 140 долларов. Группу сопровождают двое мужчин. Автобус делает еще несколько остановок в городе, чтобы забрать оставшихся участников. На одной из них к нам заходит женщина с высокой прической и предлагает поменять валюту. За один доллар дает 32,3 российского рубля. Говорит, что хороший курс. Как выяснится уже в Москве, в обменниках сдать доллары можно по 32,7-32,9 рубля.

Мы сидим в хвосте автобуса. Всего в нем 20 пассажиров. Кроме "ипэшников", мы и несколько человек, которые таким образом добираются до Москвы. Большинство пассажиров - женщины. По словам Андрея, сопровождающего группы, в воскресенье на рынки чаще всего едут индивидуальные предприниматели, которые работают без наемных лиц. Сегодня они работали, завтра – то есть в понедельник и свой выходной – закупятся товаром в Москве и уже во вторник снова выйдут на работу.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Андрей считает, что за 11 лет сопровождения таких автобусов количество людей, которые ездят в шоп-туры в Москву, уменьшилось.

- Если раньше от нашей фирмы уходило в день по четыре-пять автобусов, сейчас хорошо, если один. Возможно, многие пересели на микроавтобусы или личный транспорт, - говорит он.

Одна из женщин в автобусе переобулась в тапочки, поставила в проходе сумку и на нее для удобства положила ноги. Иван сидит передо мной и сразу же предупреждает, что по пути будут две санитарные остановки: в Беларуси и России. У нас туалет бесплатный, в России - нужно заплатить 10 рублей.

Некоторые начинают распаковывать "ссобойки". Пахнет мясом с сыром. Звонят телефоны. Слышен хруст семечек. По телевизору включили сериал "Ясмин".

Знакомимся с предпринимателями. Виктория рассказывает, что работает на рынке с 2001 года, до этого трудилась на часовом заводе, немного работала уборщицей. А затем по примеру соседки по подъезду решила пойти на рынок. За товаром она в основном ездит в Москву. Причем все эти годы на одном и том же автобусе. Несколько раз закупалась в Украине, но на границе таможня, по словам Виктории, стала более детально досматривать, и она остановилась на Москве.

- В первый раз закупалась на Черкизовском рынке на маленькую сумму – 400 долларов. Сейчас бы уже понадобилось порядка 3000 долларов, чтобы начать и заполнить точку товаром. По рынку меня водила подруга, подсказывала, что брать. Было тяжело и страшно. Но закупилась, привезла, немножко еще поездила, продалась, - вспоминает она.

Виктория говорит, что хотя и проработала предпринимателем уже 12 лет, но не разбогатела. Квартиру не купила, сын с невесткой живут у нее. Единственное, чем обзавелась, – грыжей позвоночника и болью в руках и суставах.

- Люди видят, что ты стоишь на рынке, думают, спекулянт! Но уже сколько раз предлагала: поедем со мной, все покажу, расскажу. За все годы два раза была в отпуске. В месяц – один выходной, потому что один-два понедельника тратишь на закупки, еще один понедельник – на поход в налоговую. И вот в последний понедельник можешь заняться домашними делами, - объясняет она.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

По словам женщины, даже во время болезни, если нет больничного, приходится выходить на работу. Потому что торговое место должно быть открыто. У нее небольшая точка – два на два метра. Рынок не в центре города, поэтому аренда в месяц около 1 млн рублей. А еще ежемесячный НДС – 1 020 000 рублей, единый налог – 1 020 000 рублей, отчисления в пенсионный фонд – 540-570 тысяч рублей.

В наш финансовый разговор включается еще один предприниматель - Ольга. Рассказывает, что у нее на точке, тоже не в центре города, аренда 50 долларов за 1 квадратный метр. Ее "бокс" - 19 квадратов. Год назад платила по 10 долларов за квадрат. То есть сейчас ежемесячно за аренду девушка отдает 950 долларов.

Виктория не знает, как будет делать документы, подтверждающие качество и безопасность товара. Она торгует обувью и трикотажем, сертификаты и декларации лишь трех фирм из тех, с которыми работает, женщина нашла в реестре о соответствии Таможенного союза. Подход к выбору товара из-за техрегламента предприниматель не изменила, потому что ей хочется закупаться товаром, который нравится. По ее словам, "особых нареканий на ее товар у покупателей не было".

- Но покупатель разный. Если действительно брак, то товар поменяешь или деньги отдашь. Некоторые, наоборот, жалуются на магазины. Говорят, что обувь одной из белорусских фабрик неудобная. Сетуют, что детские товары – неяркие, - отмечает она.

Наша первая остановка - пятисотый километр трассы Брест - Москва. Туалет ДЭУ-8 РУП "Витебскавтодор" закрыт. На двери - извинения и объявление, что там нет воды. Пассажиры из семи автобусов, здесь остановившихся, идут в лес. Там тоже нет воды, к тому же еще темно и практически возле каждого отдаленного дерева места заняты. Десятиминутная остановка закончена. Дальше - чай-кофе в автобусе, тот же сериал "Ясмин". Из него в памяти остается неоднозначный разговор актрис о мужчинах:

- Относись к ним, как к собаке. Ты же не обращаешь внимания, если твоя собака съела сосиску у соседки?

Оптовый рынок в Люблино: сертификат можно купить за 1000 рублей, накладную и закупочный акт - за 100

Практически у всех пассажиров – по два места. У некоторых с собой пледы и подушки. Попробовать уснуть можно в чуть диагональном положении, приткнув подушку к окну и положив ноги на соседнее кресло через проход. У меня получается плохо: то и дело ноги врезаются в фотографа. Он же спит в позе младенца. Видимо, у коллеги хорошие данные для занятий йогой.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

У многих пассажиров глаза закрыты. Кое-кто из них при этом сидит. В районе 03.00 по белорусскому времени автобус уже на стоянке около торгово-ярмарочного комплекса "Москва". В народе его называют "Люблино". Помимо белорусов сюда приехали предприниматели со всей России. На автобусах таблички - "Липецк", "Нижний Новгород", "Волгоград".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

До 4 утра "по минскому" большинство в нашем автобусе спит, затем выдвигается за покупками. Мы договорились с Викторией, что какое-то время походим с ней, привыкнем к обстановке. Некоторые "ипэшники" достают из автобуса сумки и тележки. Ольга, с которой немного общались по пути, советует нам ходить осторожно, сторониться таких тележек, чтобы не отбить ноги. Спрашиваю, сколько здесь берут грузчики. Девушка называет их "бача" (грузчик-таджик. – TUT.BY) и ориентирует нас на 50-70 рублей (14 130 – 19 789 белорусских рублей. – TUT.BY) при условии, что товар легкий и его мало. В то же время Виктория говорит, что восемь коробок с обувью грузчики довозят до автобуса за 150 рублей (42 380 белорусских рублей. – TUT.BY).

Из утренней темноты попадаем на рынок, который больше напоминает азиатский, если судить по национальности продавцов. Они же ходят здесь в спортивных костюмах, трикотажных свитерах или майках. Через минут пятнадцать понимаешь почему – в куртке и шапке жарко.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
Наша гид Виктория покупает сапоги. Документов о безопасности и качестве товара у продавцов-азиатов нет. Но они выписывают бумажку, где указывают артикул и количество купленного. Оставляем Викторию за приклеиванием акцизных марок на товар и отправляемся в индивидуальную прогулку по рядам.

- Сколько стоят эти? – спрашиваю у китаянки по поводу малиновых ботинок.

- 650 рублей.

- А сертификаты у вас есть?

- Хороший вопрос задаете, - подходит к нам еще одна женщина-покупательница славянской внешности.

- Нет, но можно купить, - не растерялась китаянка. – Около "Выхода 7".

Поначалу не веришь: как это - купить сертификат? Но на улице у "Выхода 7" правда находит тебя сама. Мужчина предлагает за 1000 рублей (282 500 белорусских рублей. – TUT.BY) купить сертификат. Нужно подготовить список фирм, с которыми работаешь, но не больше десяти, и заранее ему отдать. В тот же день готовую бумагу можно забрать. В законности такого сертификата сомневаемся. Но мужчина в спортивном костюме и с пакетом в руках гарантирует, что все фирмы есть в реестре соответствия Таможенного союза, и помимо сертификата предлагает приобрести проштампованную накладную за 100 рублей (28 250 белорусских рублей. - TUT.BY). От предложения отказываемся, но визитку мужчины берем. На ней надпись "Деловая бумага", мужское имя, в скобках после него – женское, номер телефона и адрес электронной почты.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Вернувшись на рынок, все-таки делаем еще одну попытку найти продавца с нужными нам документами. Торговцы обувью, по их словам, пекинской фабрики готовы дать документы, также как и те, кто продает обувь "Росвест", которую почему-то здесь позиционируют как белорусскую. Зимние сапоги стоят 1500 – 1800 рублей (423 750 – 508 500 белорусских рублей. - TUT.BY) за пару. Уже по приезде в Минск в коммерческом отделе российской компании "Росвест" нам объяснили, что бренд – российский, но несколько цехов выпускают товар в Витебске, а на самом предприятии в России в том числе работают белорусы.

На одной из точек, где турок торгует трикотажем, ради эксперимента пытаюсь сделать покупку. Три понравившихся мне свитера продают за 1400 рублей (395 500 белорусских рублей. – TUT.BY). Документов о безопасности и качестве товара не выдают. Но продавец обещает, что в двадцатых числах полетит в Стамбул, возьмет их и уже в следующий раз выдаст.

- На турецком языке будет написано, как будто ты сама в Турцию слетала, - говорит.

На самих свитерах из маркировок только та, где указан состав. Понять размер свитера можно только на глаз. В одном из пакетов нахожу этикетку, на которой указано название фирмы. Google компанию именно с таким названием "Mayis" на первых страницах поиска не выдал. Однако это не значит, что ее не существует. В то же время поисковик выдает компанию по производству изделий из текстиля с похожим названием "Maya".

Цены на товар оптом на "Люблино" отличаются от того, за сколько продают такой же товар в Минске, примерно в два раза. Например, трикотажные женские свитера с блестками и бантиком сзади в Москве можно купить за 500 рублей (141 250 белорусских рублей. – TUT.BY), в торговом центре "Силуэт" такие же продают по 300 тысяч белорусских рублей (1062 российских рубля. – TUT.BY).

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BYФото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
На рынке помимо китайского товара продают и белорусское белье Milavitsa. Например, один из бюстгалтеров в розницу предлагают за 600 рублей (169 500 белорусских рублей. - TUT.BY), оптом по пять штук – по 300 рублей (84 750 белорусских рублей. – TUT.BY) за единицу.

На выходе с рынка нам снова предлагают купить сертификат, накладную или закупочный акт. Говорят, что белорусы берут закупочные акты. Приобретаем последний за 100 рублей. На нем пустая таблица из четырех колонок: "наименование товара", "единицы измерения", "количество", "цена (рубли, копейки)". Все колонки предприниматель может заполнить самостоятельно. На бумаге стоит фиолетовая печать. Правда, даже на ней орфографическая ошибка: указано "торгово-ярмОрочный комплекс "Москва".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В 07.40 по белорусскому времени у нашего автобуса группа пассажиров обсуждает техрегламент Таможенного союза.

Предприниматели говорят, что смысла на рынке покупать сертификаты и накладные нет. Все – подделка. Одна из девушек говорит, что готова на 1 млн больше платить налог, только чтобы ей дали спокойно работать.

Грузчики развозят по автобусам коробки и обвязанные скотчем тюки с товаром, в одном из российских автобусов водитель дремлет на руле, а мы ровно в 08.00 выезжаем на рынок "Садовод".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 

Основной поставщик товара - Китай

От "Москвы" до "Садовода" на автобусе порядка 20 минут. От одного рынка до другого также примерно каждые 10 минут, по словам руководителя нашей группы, ходит бесплатный автобус. На "Садоводе" предлагают практически такой же товар, что и на "Москве". Правда, здесь еще есть отдел комнатных растений, куда и направляется часть нашей группы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Один из продавцов, по национальности азербайджанец, соглашается с нами побеседовать на условиях анонимности. 23 года он работает на рынках России. Сейчас торгует бельем. Если лет десять назад у него затаривалось около 30 белорусов, каждый из которых покупал товара за раз на 20-30 тысяч рублей (5 650 000 – 8 475 000 белорусских рублей. - TUT.BY), то сейчас осталось два-три человека из Беларуси. Заводит нас в бокс и шепотом говорит, что основные поставщики товара – китайцы.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

- Среди продавцов – тоже китайцы, вьетнамцы, таджики, украинцы… Никаких документов, подтверждающих качество и безопасность товара, поставщик не дает. Сертификаты, которые продают на рынке, ненастоящие. Но они напечатаны, как положено, может, где-то проходят, - говорит он.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Собеседник отмечает, что накладную на свой товар выдает. Она представляет собой разлинеенную бумажку, на которой указаны его контакты, артикул товара, количество и цена.

- А что будете делать, если у вас начнут проверять наличие сертификатов?

- Когда будут проверять, тогда и посмотрим, - говорит он.

В Минск выезжаем в 10.30 по белорусскому времени. Автобус забит коробками даже в салоне. Передвигаемся тоже по коробкам. Впервые в жизни при росте 164 сантиметра головой достаю до потолка автобуса.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

По дороге домой одни дремлют прямо на сумке с товаром, другие доедают "ссобойки". По телевизору идет уже знакомый аудитории сериал "Ясмин". В автобусе - тишина и усталость. Через проход сидит парень лет 35, читает книгу. Говорит, что работает дизайнером интерьеров, а в Москву на рынок ездит за шторами, потому что можно купить дешевле, чем у нас.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Отрезок дороги почти в восемь часов проходит в полудреме, с санитарной остановкой на российской стороне и покупкой жареных пирожков по 30 рублей. Минск встречает темнотой. На первой же остановке из автобуса выходит большинство пассажиров. Вместе с ними выгружается большая часть товара. По полу салона автобуса уже можно ходить. Завтра этот товар покупатели увидят на предпринимательских точках. И не каждый узнает, какая поездка стоит за всеми кофточками, ботиночками, платьицами из этого автобуса.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
Все имена героев материала изменены по просьбе собеседников.

Перевод российских рублей в национальную валюту осуществлен по курсу Нацбанка на 13 ноября этого года.
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-50%
-15%
-20%
-15%
-40%
-10%
-20%
-50%
-25%