Публичный счет


/ Павел Свердлов,

В прошлую пятницу произошло событие, которое, возможно, станет поворотным моментом в новейшей экономической истории Беларуси. , который с изумлением наблюдала вся страна, показал, что чиновники позволяют себе саботировать выполнение распоряжений президента страны.

Но самое главное, , что модернизация потерпела фиаско, не показав результата, вернее, отрицательный результат - деньги освоены, а отдачи не видно.

Фото: TUT.BY
Фото: TUT.BY

Этой теме Сергей Чалый посвятил основное время очередной программы "Экономика на пальцах". Также мы говорили о том, как поживает совместный план Совмина и Нацбанка, исполнение которого наткнулось на противоречия в подходах между... Совмином и Нацбанком! Что повлекло за собой рождение непонятных и антирыночных действий, таких как и .

Помогал Чалому анализировать эти темы журналист "Европейского радио для Беларуси" Павел Свердлов.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (55.32 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (319.71 МБ)

Банковские кредиты под гарантии правительства будут предоставлены 8 предприятиям деревообрабатывающего концерта "Беллесбумпром". Это дополнительные кредиты на общую сумму 214 млн евро для реализации ряда инвестпроектов. Почему так важна деревообрабатывающая отрасль? Все плодотворные дебютные идеи относительно того, что представляет собой модернизация, были сформированы во время посещения этих предприятий. Мало того что останавливается экономический рост и нужно создавать новые рабочие места, добавляется наша хроническая проблема с дефицитом текущего счета платежного баланса. Как только мы начинаем директивно требовать роста производства, спрос на инвестиционный и промежуточный импорт увеличивается. А если продукция не находит сбыта и оседает на складах, нет и поступлений валюты, которые оправдали бы увеличение спроса на импорт.

Деревообработка является идеальным кейсом, потому что использует отечественное сырье. Вторым таким примером является только сельское хозяйство. Все идеологи говорили, что данные планы – продолжение модернизации, и мы проводили ее и раньше в сельском хозяйстве.

Во время посещения "Могилевдрева" объяснялась идея большого рывка: "Однозначно у нас уменьшится объем программы по культуре, спорту. У нас уже это есть в достаточном количестве. Мы перебрасываем главные усилия на модернизацию промышленности". Эта модернизация понимается как аналог ускорения социально-экономического развития до перестройки, как первичная индустриализация: закупка технического оборудования, и не более того. Когда модернизация преобразовалась в комплексную, подразумевалось повышение трудовой и технологической дисциплины. Фактически сталинские времена: закупка импортного оборудования, исходя из этого автоматически должны создаваться новые рабочие места.

Система стимулов у руководителей отраслей – угроза не просто увольнения, а судебного преследования. В смысле стимулов работников именно на "Борисовдреве" родилась идея Декрета №9. "Мы должны работать, как в военное время, день и ночь. Пришло время напрягаться", - сказал президент и затем добавил: "Я, может быть, жестко, признаюсь, обошелся с деревообработчиками. Фактически этот декрет запрещает увольняться работникам, специалистам, руководителям, по крайней мере, до ноября, пока они не закончат модернизацию". Но на самом деле он был распространен не только на работников этого предприятия, но еще и смежников, включая строительные и подрядные компании, которые не принадлежат этому предприятию.

"Мы выделили огромные ресурсы из бюджета, гарантировали иностранные кредитные линии на миллионы, на сотни миллионов долларов закупили оборудование, и трудовые коллективы вместе с руководителями провалили эту программу". То есть в качестве виновных предыдущих модернизационных неуспехов называются трудовые коллективы. Президент говорит про проваленную модернизацию, которая шла к тому времени уже 4 года под гарантии правительства. На "Борисовдреве" за 4 года ничего не было завершено. Оборудование для этой модернизации купили на 5,5 млн евро. Тогда же президент возмутился, почему до сих пор не построено здание, в которое предполагается ставить это оборудование. Прошел год – а здания снова нет.

После посещения "Борисовдрева" по итогам первого квартала Госконтроль отчитался за работу, наказал штрафными санкциями на сумму 23 млн бел. руб. В мае глава администрации Кобяков посещает "Борисовдрев" и остается доволен. В июле там был Мясникович – тоже все в порядке.

В таком случае руководство "Борисовдрева" может проводить мастер-класс, как построить потемкинскую деревню для чиновника. Вероятно, они не отклонялись от линии экскурсии.

Модернизация у нас – это даже не потемкинская деревня, а потемкинские холсты, картинки, планы, графики. Тогда же было сказано о переводе всех на контрактную систему. Фактически законы военного времени. Сама идея модернизации отрасли, основанной на собственных ресурсах, которая потенциально может давать нормальную экспортную выручку и производительность труда, хороша. Но единственный удачный пример – "Ивацевичидрев", однако это и так было хорошее предприятие. 8 из 10 предприятиям деревообработки подписан указ о предоставлении дополнительных ресурсов, потому что они потрачены не туда. Что еще можно сделать в рамках той системы управления экономикой, которая у нас выстроена?

Что должно заставить чиновника приводить не свое собственное предприятие к успеху? Есть та система мотивации, которую ты описал, а другой нет.

Другая, когда руководитель получает бонусы в том или ином виде от результатов финансовой деятельности.

Полномочия КГК


Результата нет, но председателю КГК было дано поручение создать контролирующую комиссию. Якобсон рассказал, как она будет функционировать, у нее пять направлений работы: сроки, кадры, финансы, перспективы и порядок на территории. Состав комиссии: представитель Генпрокуратуры, Министерства внутренних дел, архитектуры и строительства, природных ресурсов, здравоохранения, по чрезвычайным ситуациям, и включили еще санэпидемстанцию. В регионах будут созданы областные комиссии во главе с областными председателями КГК. Выстраивается целая контрольная вертикаль по деревообработке!

Комиссия должна провести ревизию установленных сроков, разработать помесячные графики их реализации, согласовать их с областными комиссиями. Александр Якобсон обратил особое внимание на перспективы предприятий после завершения модернизации: "Бывая на местах, общаясь с директорами, вижу растерянность и неясность по предстоящему сбыту продукции. Мы вводим огромные мощности и можем столкнуться с проблемой реализации продукции. Уже сегодня нужно видеть, куда ее сбывать. Но пока у предприятий нет ни протоколов намерений, ни тем более договоров с потребителями на внутреннем и внешнем рынках". Вот это наша модернизация. Мало того что оборудование закупили, а оно не влезает в цеха, как на льнокомбинате. 4 года стоит котельное оборудование, которое некуда поставить. И даже предположим на минуту, что результат будет достигнут, внезапно оказывается, что некуда сбывать то, что будем производить. Может, надо было с этого начать? Это туземная логика: все производят, и все продают - значит, если мы сделаем то же самое, купим станки, то у нас будет все так же, как у них. А оказывается, нет.

Вспомним, как проходила модернизация: каждое предприятие разрабатывало бизнес-план. Разве не там должен был быть ответ на вопрос рынка сбыта? Разве не начинается бизнес-план с маркетингового исследования? Предприятия разрабатывали бизнес-планы, защищали их в местных органах власти, затем исполкомы защищали их в Совмине. Фильтр был огромный, и что?
Идея проводить модернизацию, как сталинскую индустриализацию, неверна по двум причинам. Во-первых, мы давным-давно индустриализированная страна. Во-вторых, модернизация такого масштаба требует серьезных денежных ресурсов. Львиной долей сталинской индустриализации были отечественные источники, а именно: ограбленное крестьянство. У нас крестьянство и так ограблено предыдущей модернизацией, внутренних источников нет. К тому же модернизация, проводимая, как сталинская индустриализация, может работать только сталинскими методами. Иногда нужно и применять угрозы, совершать действия. Но кем заменить посаженного чиновника?

К началу модернизации мы уперлись в стену по эффективности старой экономической модели. Внезапно выяснилось, что не работают даже методы внеэкономического принуждения. Оказывается, даже проблемы, которые мы пытаемся решить, наткнулись на пределы своей эффективности. Идея была, что ТС станет в некотором смысле таким же рынком сбыта, каким был Советский Союз. Но после того как Россия вступила в ВТО, эта идея умерла.

Посещение "Керамина"


Из обращения президента к руководителям во время посещения "Керамина": "Чего на меня обижаться? Сказал – делайте. Пока вы меня избираете, позвольте мне принимать решения, а вы их исполняйте. Это не президентское дело (ездить по предприятиям и проверять свои поручения), но если правительство не работает, то что делать".

Семашко на следующий же день после выволочки начинает действовать проактивно. На текущей неделе посетит ряд предприятий Минпрома в Минске и Минской области и проверит технику безопасности. Закупать оборудование поздно, но можно проверить трудовую дисциплину. В Минпроме пишут: "Никаких суперподготовительных мер к этому визиту на предприятиях не будет. Понятно, что траву за два-три дня не покрасишь. Какие-то масштабные мероприятия по уборке территории провести нереально. Можно только нанести внешний лоск на фасадную сторону производства". Создана рабочая группа по проверке порядка на территориях промышленных предприятий. Сюда же относим информацию о том, что школьников отправляют на уборку на "Борисовдрев".

Ситуация становится совсем смешной. Сколько было поставлено на эту модернизацию. Президент уже вынужден говорить "пока вы меня избираете" - репутация на кону стоит. И модернизация не дает и не даст никаких результатов, а вырождается в уборку территории. Нужно было взять кредиты под гарантию правительства, купить станки, благополучно держать их в грязи, чтобы потом отчитаться, что территория убрана и трава покрашена! Это у нас модернизация, что ли?

Если бы модернизация завершилась в ноябре, завершилось бы и действие Декрета №9. По логике надо проверять и его исполнение. Однако в стране планируют доработать правила приема на работу, вернуть нечто вроде характеристики с прошлого места работы. "Уволился – вот характеристика. Директор предприятия открывает, смотрит, и там написано: уволился по пьяни (интересная оговорка: не "из-за", а "по")". И решено перевести всех на контракты. Тема Декрета №9 забыта, потому что он не работал. Эта фраза говорит о том, что нашли способ уволиться: по нарушению трудовой дисциплины.

Но работник может и отказаться подписать новый контракт…

Контракты могут быть способом как избавиться от работника, так и удержать его. Указ по укреплению трудовой дисциплины – это превращенная форма Декрета №9.

"Керамин" только на 60% государственное предприятие. "Это предприятие народное, было создано на средства народа и принадлежит народу. Было принято решение вернуть акции государства, но не забирать их, а заплатить по минимальной цене". Догадка была верна: любое предприятие, когда-то имевшее долю государства, легко сделать снова полностью государственным.

"Борисовдрев" - государственный и убыточный, а "Керамин" государственный только на 60% и на плаву. Зачем делать его государственным?

Чтобы он работал так же эффективно, как "Борисовдрев".

О дорожном сборе


Собираются ввести налог за допуск к участию в дорожном движении. По нынешнему законодательству единственным документом, который предоставляет право допуска машины к дорожному движению, является сертификат техосмотра. Никакого дополнительного сбора на эту тему не предусмотрено. Сам способ взимания денег не нов, он привязывается к литражу автомобиля. Чем больше вреда окружающей среде ты наносишь, тем больше платишь. В нашем случае это иначе и не назовешь как допуском к участию в дорожном движении. Можно не ограничиваться автомобилями и подумать про велосипедистов, пешеходов. Налог на право доступа к тротуару, их же тоже ремонтировать надо. Можно перенести методологию и платить в зависимости от веса пешехода. Вот вам и стимул к здоровому образу жизни.

Если серьезно, то у нас нет дорожного фонда. Получается, это будет не адресный налог. Будет ли он идти в защищенную статью расходов и останутся ли деньги именно у дорожников для целевого использования – ремонта дорог. Иначе они будут проедены, как все остальное.

О налоге на безработных


Судя по переписи населения, у нас 6% безработных. Сама идея борьбы с тунеядством – та же попытка административного пришпоривания неработающей старой советской модели. Но одно дело бороться с тунеядством, когда это было административное правонарушение в Советском Союзе, у нас же по Конституции труд является правом, а не обязанностью. Если эту идею будут применять, вырастут расходы на администрирование. Но ведь есть люди, с которых мало что можно взять. Бюджет получит некие лишние доходы, но и задолженность перед собой. Как заставить платить тех, с кого нечего взять? Предполагается усилить ответственность, вплоть до административного ареста в отношении должников по взысканным судами суммам. Будем вводить долговую яму.

Но за содержание человека в изоляторе тоже надо платить. Если мы сажаем человека в изолятор за то, что он не платит долги, он нам должен еще больше.

Следующий прямой эфир состоится 20 ноября в 15.00.
20170717