Эксклюзив


/

Говорят, что белорусские продукты самые качественные, вкусные и натуральные. Это мнение живо уже долгие годы и, казалось бы, обжалованию не подлежит. Но столичное общество потребителей решило: "Доверяй, но проверяй", - и устроило масштабную проверку продукции отечественного пищепрома. Сначала они накормили ею экспертов, потом – простых людей. По вкусу как одним, так и другим пришлось далеко не все. Но передовикам производства со всей страны воздали по заслугам. Для раздачи почестей их собрали в богемном минском клубе. Среди приглашенных оказался и корреспондент FINANCE.TUT.BY.



Оркестр, на столах – тарелки с белорусскими яствами, в бокалах – алкоголь с пометкой "Сделано в Беларуси", на сцене выступают организаторы с приветственными речами.
 
- Никогда заранее не знаешь, кто станет лучшим. Из конкурса в конкурс первые места и Гран-при достаются разным производителям. Это свидетельство того, что предприятия конкурируют между собой по качеству, которое и без того высокое, - говорила заместитель начальника главного управления продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Мария Климова.

 
Вслед за этим начался марафон раздачи дипломов и сертификатов. Один за другим производители продуктов-победителей выходили на сцену за наградами. Что интересно, среди лучших в той же "молочке" практически не было замечено представителей флагманов отрасли, к которым традиционно относят "Бабушкину крынку" и "Савушкин продукт".
 
В так называемом молочном блоке почти все "сливки" собрал их конкурент из Витебска. У него оказался и самый вкусный пломбир, и сыр, и молоко топленое, и кефир… А вот лучшую простоквашу и сметану, как оказалось, делают в Гродно.



Процесс выбора победителя очень долгий. Сначала "Минское общество потребителей" закупает в обычном магазине шесть образцов продукции одной товарной линейки. Затем ее изучает и оценивает экспертная комиссия. В нее входят специалисты Академии наук, санитарных служб, общества потребителей…
 
- Опираясь на свои рецепторы, знания и опыт, они выбирают четыре образца, которые отправляются на народную оценку качества. Это открытая дегустация, в которой потребители голосуют. Стоит отметить, что на всех этапах конкурса продукты обезличены, - объясняет условия конкурса председатель ОО "Минское общество потребителей" Ирина Астафьева.

 
Всего было протестировано около полутора сотен образцов продукции. И, что интересно, только в одном из десяти случаев мнение экспертов совпадало со вкусами потребителей. Но сейчас профессионалы участвуют лишь в предварительном отборе – окончательная судьба продуктов определяется только на народном голосовании. Для чистоты эксперимента со следующего года голоса будут суммировать.
 
- Мы сначала были в недоумении, почему происходит такое расхождение. Но потом поняли, что дело, скорее всего, в так называемой "индустрии пищевой ароматики", которая уводит наши вкусы немного не туда. Из-за этого сейчас колбаса натуральная кажется потребителю некрасивой и не такой вкусной, как та, что с добавками. Эксперты оценивают все по-другому, - считает главный редактор журнала "Продукт.by" Андрей Киреенко.
 
В этом году потребители проголосовали за могилевскую "Мортаделлу" и колбасу "Докторскую" из Бреста. К слову, там же делают и самые вкусные пельмени.

 
По словам организаторов, отечественная продукция иногда обходила и своих зарубежных конкурентов. Причем даже сыр "Голландский", произведенный в Голландии, показался белорусам не таким вкусным, как тот, что делают на заводе в Новогрудке.
 
- Весной мы тестировали сыры голландского типа. Было пять образцов белорусского производства, один – сыр "Гауда" производства Нидерланды. Он прошел в финал, но не стал победителем. Я не говорю, что сыр голландского производства плохой. Он качественный, но просто вкусы у нас другие, - говорит Андрей Киреенко.

 
Идею проведения подобного конкурса "Минское общество потребителей" подсмотрело у своих зарубежных коллег. Там общественные объединения уже давно держат производителей в тонусе и устраивают подобные проверки.
 
- За первое место даем товарный знак общественной организации "Потребительская оценка – качество". Мы его передаем по лицензионному договору, - рассказывает руководитель общества потребителей Ирина Астафьева. - В течение трех лет это качество должно поддерживаться. Если будут жалобы, мы имеем право от имени потребителей отозвать знак и громко заявить об этом общественности. В этом новизна нашего конкурса в отличие от коммерческих аналогов.


 
- Стоимость товара - это тоже один из конкурентных компонентов. Но наши производители здесь не очень соревнуются, - говорит сопредседатель "Ассоциации розничных сетей" Сергей Смольский. - Да, цены той же "Коммунарки" обоснованы. Но те зарубежные производители, которые приходят к нам на рынок, они просто демпингуют. Но не секрет, что наши производители, особенно молочные, в той же России делают точно так же. Тогда и внутри страны им нужно снижать издержки и при необходимости тоже демпинговать.

Правда, пока оргкомитет решил не брать в расчет стоимость товаров. Но такое новшество обещают ввести уже в следующем году. Возможно, тогда некоторые из сегодняшних победителей потеряют место в топе.


Нужные услуги в нужный момент
-20%
-18%
-10%
-15%
-10%
-37%
-20%