Эксклюзив


В минских магазинах стало сложно купить второй по значимости социальный товар – молоко. Разговоры об этом пошли в соцсетях еще в конце прошлой недели. Продавцы и реализаторы объясняют дефицит "молочки" увеличением поставок в Россию, а производители кивают на торговлю. Покупатели тем временем пытаются найти на полках привычный товар – и не всегда успешно.

"Молока мало, а кефира совсем нет в магазинах", "Оно обычно бывает, но его становится все меньше, и выбор скуднее с каждым днем" - такие сообщения появились в социальных сетях. В понедельник вечером корреспондент FINANCE.TUT.BY отправилась на поиски пустых холодильников с "молочкой".
 
Из восьми магазинов, которые мы "проинспектировали", в четырех ассортимент вызывал вопросы. В лучшем случае на полках было представлено два наименования молока (одно из них с длительным сроком хранения), как в универсаме "Рублевский" на Немиге, в худшем случае его не было вообще, как в магазине "Тропинка" по улице Веры Хоружей. С кефиром и другой молочной продукцией, по нашим наблюдениям, все было в порядке.
 
Пустующая полка в магазине "Тропинка" на Веры Хоружей
В "Соседях" в конце рабочего дня осталось несколько пакетов молока
 
Невелик выбор молока и в универсаме "Рублевский" на Немиге
 
Пустые контейнеры в "Рублевском" на Розы Люксембург
... и в "Океане" на Площади Победы

Покупатели недоумевают: куда исчезло молоко? В Россию, пишет один из пользователей Facebook.
 
"…Так вот, сегодня вечером я не нашел молока в трех магазинах по дороге с тренировки домой. Его просто не было. То есть вообще не было молока в трех крупных магазинах. На мой недоуменный вопрос к продавцу в третьем из них, получил замечательный ответ ментально перенесший меня лет эдак на двадцать назад:

- Молока нет! И не будет. Хотите купить молоко - приходите с самого утра. Сейчас его дефицит.

Увидев мое возмущенное лицо и что я набираю воздух, чтобы выдать уничижительную тираду, усталая продавщица выпалила на опережение:

- Нет, ну а что вы хотите? Нам минские заводы дают по десять пакетов в день плюс из регионов приходит несколько ящиков и всё.

- А куда уходит остальное? - выдыхаю я.

- Как куда? В Россию конечно. - гордо отвечает она" (орфография и пунктуация автора сохранены. – Прим. FINANCE.TUT.BY).
 
То, что белорусские молочные реки утекли в Россию, FINANCE.TUT.BY подтвердил более информированный источник, чем продавец в магазине, – реализатор одного из минских молочных заводов.
 
- Как нам объясняет руководство, сырье подорожало, а на готовую продукцию нельзя поднимать цену. Завод работает, но вся продукция идет на Россию, где нет такого жесткого ограничения по ценообразованию. Производителю невыгодно работать на родное государство, - сообщил источник, попросивший не называть его имя. - Ограничения распространяются на всю молочную продукцию: творог, масло, сыр и сметану…

Что говорят сами производители? Руководство минского ГМЗ № 1 дало краткий комментарий, что конкретно для их предприятия информация о "перебросе сил" на российский рынок не соответствует действительности. Давать более подробные комментарии по телефону на ГМЗ № 1 отказались.

ГМЗ № 2 обеспечивает молоком закрытые учреждения: детсады, столовые, воинские части. Работает он и с торговлей, но в меньшей степени, чем ГМЗ № 1. Заместитель директора ГМЗ № 2 Виктор Мещанинов сообщил FINANCE.TUT.BY, что предприятие не изменило объемы поставок в минские магазины, но те почему-то стали просить больше молока.
 
- Магазины стали ни с того ни с сего требовать больше. Мы видим: что-то произошло. Я предполагаю, что какие-то партнеры этих торговых объектов отказали им в поставках, - сказал собеседник. - У нас в Минске происходит так: если на молочном рынке все складывается благополучно, торговля находит причины не брать нашу продукцию. А как только основные поставщики снижают объемы поставок или вообще перестают поставлять, торговля говорит, мол, вы городские предприятия и обязаны поставлять в Минск. У нас 1500 торговых точек, мы по их заявкам закрываем их потребности. А те, что "прыгают", - извините.
 
Виктор Мещанинов заявил, что объемы поставок в магазины остались прежними. Из разговора стало ясно, что у завода нет ресурсов увеличить их по просьбе торговли: это риск потерять полку на российском рынке.
 
- Я вам не скажу, что мы увеличили экспорт. У нас спланировано все. Даем молоко в тех объемах, что и раньше. На экспорт уходит 48% (от общего объема производства. – Прим. FINANCE.TUT.BY). У нас там тоже есть партнеры, которых нельзя подводить.

В Министерстве торговли и Мингорисполкоме пока не дали комментарий насчет дефицита молока, замеченного покупателями. Вопросы, почему ассортимент в магазинах оскудел и действительно ли производители переориентировались на российский рынок, остаются открытыми. FINANCE.TUT.BY будет следить за развитием событий.
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-10%
-15%
-20%
-10%
-10%
-30%
-15%
-15%