Эксклюзив


/ Фото: Александр Васюкович,

"И во весь дух пошли зайчишки. А я им: "Ух!". Строчки из стихотворения про дедушку Мазая довольно точно описывают картину, которую каждый день видят контролеры. FINANCE.TUT.BY понаблюдал за их работой, расспросил о штрафах и безбилетниках и удивился терпению "санитаров общественного транспорта".

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Один контролер в поле не воин

Светлана Дудкина, Алла Андрейчик и Наталья Лепетухина надевают синие жилеты, берут наряд-задание – свой отчетный документ – и выходят в декабрьский холод. За восьмичасовую смену им предстоит проверить маршруты общественного транспорта от Партизанского проспекта до Малиновки. Они бригада контролеров и, как герои известного сериала, тоже друг за друга горой.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
 
- У нас плохо работает механизм привлечения к ответственности за безбилетный проезд. Контролер находится один на один с пассажиром, не имеет полномочий установить его личность. Милицию контролеры вызывают в крайних случаях: с ней по объективным причинам сложно организовать более оперативную работу. Если бы механизм был налажен лучше, число зайцев сократилось бы, неважно, какой был бы штраф, - уверена психолог контрольно-ревизорской службы филиала "Агентство Минсктранс" Галина Катковская.


Должность психолога в службе ввели почти два года назад, с тех пор Галина Геннадьевна отвечает за душевное равновесие минских контролеров. Любой штраф платить неприятно, но оскорбляют их чаще, чем, например, защищенных погонами сотрудников ГАИ. Хотя для некоторых ГАИ тоже не авторитет.
 
Первый безбилетник попадается в районе старого Червенского рынка. Мужчина едет в троллейбусе без талона, на все вопросы контролера отвечает возмущенным: "И что?". На штраф, по его словам, денег нет, паспорт тоже отсутствует. Контролеры высаживают его на ближайшей остановке. Недовольный пассажир выходит со словами: "Я в ГАИ не платил и вам платить не буду".
 
В отличие от нарушителя, контролеры остаются невозмутимы. Профессия обязывает соблюдать спокойствие.
 
- Бывает, что несправедливо обзывают разными словами. Но у нас правило – что в транспорте ни делается, ничего не выносится ни домой, ни даже в следующую машину. Что бы ни случилось – вышел и забыл, - учит профессиональной мудрости Алла Андрейчик.
 
Очередной стресс-тест случается в Малиновке. Ситуация типичная: пассажирка пробила талон после того, как контролеры вошли в автобус. По правилам, за это нужно штрафовать, но кто из нарушающих с такими правилами согласится?

Фото: Александр Васюкович, TUT.BYФото: Александр Васюкович, TUT.BY

- Талон, который вы прокомпостировали в присутствии контролера, не считается действительным проездным документом, - подходит к девушке Светлана Дудкина.
 
-У меня проездной документ есть, я просто не успела...

- Девушка, вы пробили талон в присутствии контролера. Пожалуйста, 65 тысяч.

- У меня пробитый талон.

- Вы пробили его во время контрольной проверки.

- У меня была одна остановка.

- Пассажир обязан оплатить проезд до начала поездки. Дверь была открыта, мы уже были в салоне. Мне надо было бросаться к вам, стучать по компостеру руками? Я же не буду применять силу. Вы должны как гражданин соблюдать законы. Вы пользуетесь транспортом, значит, обязаны оплатить транспорт.
 
Диалог длится около трех минут, примерно столько же времени уходит, чтобы высадить девушку из автобуса. Она передает деньги на штраф, но квитанцию об оплате брать не хочет, вместо этого вглядывается в бедж контролера:
 
- Я запомнила вашу фамилию, я почитаю о своих правах…
 
Нарушители часто пишут жалобы на контролеров, но после проверки многие претензии признаются необоснованными.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
 

Безбилетные, но дружелюбные

Несмотря на то что каждый рабочий день контролер рискует услышать грубость и получить жалобу, Наталья, Алла и Светлана не теряют веры в людей. Без нее в этой неблагодарной профессии не продержаться.
 
- Единицы хулиганят и ругаются. В основном попадаются люди хорошие. Бывает, что не получилось у человека, он заплатит штраф и скажет: "Извините", - говорит Наталья Лепетухина. - Большинство пассажиров порядочные.
 
- Есть зайцы преднамеренные, есть непреднамеренные, - Светлана Дудкина объясняет разницу: – Преднамеренные выпрыгивают, когда мы заходим.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Многодетную мать Ольгу относим к непреднамеренным нарушителем правил проезда. Она просит извинения за то, что не пробила вовремя талон, и обещает впредь так не поступать. Контролеры входят в положение, хотя знают, что такая лояльность чревата недовольством со стороны пассажиров, которые оплатили проезд.
 
- Стыдно так себя чувствовать, - объясняет безбилетница. - Обычно покупаем проездной, а тут не успели. Про талоны как-то забылось, обычно проездной в сумке лежит, и ты едешь спокойно.
 
У Ольги трое детей, и отдать 65 тысяч рублей штрафа для нее непозволительная роскошь. Женщина говорит, что в последнее время услуги транспорта серьезно подорожали.
 
- Если бы каждый оплачивал, то проезд был бы дешевле, - добавляет она.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
 
Примерно того же мнения придерживается и Светлана Дудкина: если бы все безбилетники отбросили приставку "без", то все платили бы меньше. К слову, последнее повышение тарифа произошло с 1 декабря. Отныне одна поездка стоит 3 тысячи рублей. При себестоимости 6400 рублей контролеры уверены, что это дешево. Впрочем, от цены талона число нарушителей не зависит.

Директор филиала "Агентство Минсктранс" Александр Ераховец говорит, что за месяц выявляется около 10 тысяч зайцев, но точно оценить их количество можно будет только в 2014 году, когда в Минске заработает система электронных проездных билетов.

Следующий безбилетник, точнее безбилетница, тоже из разряда непреднамеренных. Элегантная женщина Людмила Васильевна едет на день рождения к племяннику. За неоплаченный проезд ее высаживают из автобуса, но штраф не дают. В отличие от первого зайца, высаженного в районе бывшего Червенского рынка, она полна благодарности:
 
- Спасибо, что вошли в мое положение. Не все могут понять жизненные перипетии человека, - с чувством говорит женщина. - Я знаю, что такое работа контролера, особенно с нашими людьми, нашими условиями и нашими зарплатами.
 

Идеальный контролер

Зарплата контролера зависит от того, выполнил ли он задание: за смену рекомендуется "ловить" не менее трех безбилетников. При этом одни сотрудники получают 3 миллиона, а другие все 7, а средняя зарплата колеблется в районе 4-4,5 миллиона. С учетом всех нюансов профессии людей для работы в контрольно-ревизорскую службу найти не так просто.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

- Существует миф, что в контролеры идут люди, которые больше никуда не смогли устроиться. Это такая же работа, как и все остальные, у нее есть требования, - рассказывает Галина Катковская. – Существуют этапы профотбора. Сначала в отделе кадров проверяются документы кандидата, его отправляют на беседу с начальником контрольно-ревизорской службы, а потом он сопровождает контролеров на линии, наблюдает за их работой. После такого ознакомления из трех человек возвращается в лучшем случае один.
 
Образ идеального контролера таков: мужчина старше 40 лет, стрессоустойчивый, общительный и наблюдательный, семьянин, имеет хорошую физическую форму, не курит и не пьет. Ни Алла, ни Наталья, ни Светлана в рамки идеала не попадают по гендерному признаку, но выносливости им не занимать. Спустя 4 часа после начала смены они не жалуются ни на усталость, ни на плохое настроение.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
 
- Проверили 19 машин, выписали 3 квитанции на оплату штрафа и 1 постановление. 5 пассажирам было отказано в поездке, - члены бригады подбили промежуточные итоги и готовы проинспектировать очередной автобус: - Мы закаленные.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров216. Пассажир обязан:

своевременно приобретать билет и в полном объеме оплачивать проезд, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь, у водителя, в кассе пассажирского терминала или других местах продажи – до начала поездки, у кондуктора (при его наличии) – до следующей остановки;
Нужные услуги в нужный момент
-50%
-18%
-15%
-40%
-20%
-15%
-20%
-10%