Эксклюзив


Фото с сайта avto.goodfon.ru
Фото с сайта avto.goodfon.ru
Декрет №9, который временно запретил работникам деревообрабатывающей отрасли расторгать контракт без согласия нанимателя, наделал много шума в конце 2012 года. Его даже называли "крепостным". На Белорусской железной дороге тоже существует документ, который, как считают машинисты, косвенно лишает их возможности уйти на другое место работы.

В распоряжении FINANCE.TUT.BY оказался приказ начальника БЖД от 24 сентября 2013 года. Внимания заслуживает пункт 3.22, в котором прописан порядок изъятия свидетельства на право управления локомотивом, если машинист, который его получал, увольняется с БЖД.
 
"При увольнении машиниста локомотива (…) копия свидетельства на право управления локомотивом (…) изымается и уничтожается (…). Оригинал свидетельства направляется в службу локомотивного хозяйства Управления Белорусской железной дороги, где хранится в течение года, а затем уничтожается".


 
Смысл и последствия нововведения пояснил один из сотрудников БЖД.
 
"У каждого машиниста локомотива есть документ, который называется "свидетельство на право управления локомотивом". В нем указывается, какими типами локомотивов данный работник имеет право управлять, на каких участках имеет право ездить, когда и где проходил переподготовку или курсы повышения квалификации.

Свидетельство машинист должен постоянно возить с собой. Несколько лет назад оригиналы были изъяты, их заменили копиями во избежание утери. При увольнении свидетельство выдавалось вместе с трудовой книжкой.

Сейчас, если машинист увольняется, копия свидетельства у него изымается и уничтожается сразу, а оригинал уничтожается через год. А без свидетельства ни один машинист никуда на работу по специальности не устроится. Это примерно так же, как если бы при увольнении из автопарка у водителя автобуса изымали права", резюмировал источник FINANCE.TUT.BY.
 
Машинист из Гомеля, попросивший не называть его имя, рассказал, что ни он, ни его коллеги лично приказ от 24 сентября не видели. Что в нем написано, разнесло железнодорожное "сарафанное радио".
 
- Я против этого приказа. Многие машинисты возмущены. У вас была профессия, вы уволились, и у вас ее забрали. Хотя раньше все документы при увольнении отдавали. Человек отучился на права управления локомотивом, и это по жизни его права, которые могут отобрать только за грубейшие нарушения, - возмущается машинист. - Как при коммунистах: если ты в деревне живешь, то паспорт хранится у председателя колхоза. А если человек привязан, то платить могут сколько угодно, хоть 100 рублей.
 
У него самого зарплата около 9 миллионов. Не сказать, что машинисты БЖД зарабатывают мало, но собеседник считает, что приказ призван не допустить оттока кадров. Например, некоторые из его коллег перешли на работу в РЖД, потому что там больше платят (как узнал FINANCE.TUT.BY, средняя зарплата работников, занятых на перевозочной деятельности, чуть больше 11 миллионов рублей в пересчете). СМИ не так давно писали, что после 2011 года, когда упала зарплата, увольнения стали массовыми. С другой стороны, на днях 27% служащих РЖД перешли на неполную рабочую неделю, что говорит о стремлении руководства сократить расходы.

FINANCE.TUT.BY обратился в Российские железные дороги, чтобы получить информацию из первых рук. В пресс-службе говорят, что о массовом трудоустройстве на работу белорусских машинистов речи не идет. В "кадрах" нет конкретных данных, сколько бывших работников БЖД перешли к ним.
 
- Если бы это (трудоустройство.Прим. FINANCE.TUT.BY) было тенденцией, конечно, об этом было бы известно. А единичные случаи не рассматриваются.
 
При этом в РЖД подтвердили, что без свидетельства на право управления локомотивом машиниста на работу не возьмут.
 
- На РЖД такие же строгие правила, как и на БЖД. Но на работу помощником машиниста, где не требуется такое свидетельство, может претендовать человек, если у него есть разрешение на работу или регистрация.

На Белорусской железной дороге в свою очередь заявляют, что изъятие и уничтожение свидетельства на право управления локомотивом никак не ограничивает права машинистов, поскольку при увольнении выдается другой документ - свидетельство о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии. Согласно постановлению Совмина от 15 июля 2011, оно и подтверждает право на выполнение работы машиниста моторвагонного подвижного состава, говорится в официальном ответе БЖД.
 
Что касается свидетельства на право управления локомотивом, то на БЖД действует приказ от 23.07.2007 № 297Н, в котором обозначено, что оно выдается только работнику организации в составе "Дороги".

"Соответственно, если гражданин уволился из организации Белорусской железной дороги, то у него отсутствуют правовые основания для использования свидетельства на право управления локомотивом, которое было выдано в соответствии с Приказом", - уточняют в БЖД.
 
Юрист, экономист, основатель и руководитель группы бизнес-консультантов Alliance Group Владимир Несмашный, однако, считает, что свидетельство о присвоении разряда удостоверяет квалификацию работника, но не дает допуска к специальным видам работ.
 
- Свидетельство на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным средством - это документ установленного образца, при наличии которого гражданин имеет право допуска к управлению соответствующими транспортными средствами. Он является его собственностью и не может удерживаться нанимателем, в частности БЖД. Удержание нанимателем документа, свидетельствующего о праве гражданина, его специальных познаниях и рабочей квалификации, по моему мнению, противоречит не просто законодательству, но и смыслу и нормам Конституции. Удержание с возможностью уничтожения документа означает, что право работника, основанное на его квалификационных данных, не может быть реализовано нигде, кроме как у данного нанимателя и в определенный срок (не более 1 года с момента увольнения), тем самым косвенно ограничивая право гражданина на выбор места работы.
 
Вопрос ущемления прав следует рассматривать двояко - как прав нанимателя установить правила для подчиненных работников и как отношение работника к труду у данного нанимателя. Обеспечивая внешне формальное соответствие отношений законодательству, наниматель не обеспечивает тем самым соответствующее отношение работника к комплексу своих прав и обязанностей. Установленные правила использования свидетельств о праве на управление подвижным составом не могут восприниматься со стороны работника иначе, как ограничение его права на свободный выбор места работы. 
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-15%
-50%
-40%
-10%
-10%
-80%
-10%
-20%
-20%
-20%
0058345