Личный счет


Дмитрий Исаёнок,

На рынке труда Беларуси количество вакансий уже не первый год превышает число граждан, желающих их занять. В стране нет серьезной безработицы, но есть значительная прослойка экономически несостоятельной молодежи с очень туманными (без поддержки родителей) перспективами.

В кадровых службах отмечают, белорусы теперь ищут не работу как таковую, а желаемый уровень дохода, причем представления о стоимости у работника и его нанимателя могут не совпадать кардинально. Современный работник покидает рабочее место легко и может провести какое-то время "в поиске", пополнив армию нигде не занятых и не зарегистрированных.
 
Причины такого положения дел капитаны белорусской экономики объясняют просто - в Беларуси меняется поколение. Новое поколение хочет красиво тратить легкие деньги. А если молодого человека не устраивает заработная плата, он либо будет часто менять место в поисках "работы мечты", либо не будет работать вовсе.
 

Поколение Y

Теория поколений появилась в 1990-х годах в США и стала прикладным инструментом в руках маркетологов. Общий смысл ее прост - взгляды на жизнь у разных поколений разные, формируются они в подростковом возрасте, когда дети схватывают наиболее эффективные и поощряемые модели поведения, которые затем, сами того не замечая, проносят через всю жизнь.
С некоторыми региональными и временными отличиями эта схема применима к любой стране мира, и грамотный управленец должен знать и умело использовать поколенческие "заморочки".
 
Если верить этой теории, на смену настроенным на погоню за "длинным рублем" индивидуалистам из поколения "икс", родившимся до середины 1980-х, приходят "игреки" - дети конца 1980-х-начала 2000-х. Черты этой генерации - нарциссизм, лень и нежелание вступать во взрослую жизнь. Зато они "продвинутые пользователи" всего, что связано с информационными технологиями.
 
Значительная часть проблем современного рынка труда под таким углом видится как естественное следствие смены поколений: с трудолюбивого на чудаковатое. Надо приспособиться, переждать и, возможно, следующая генерация выйдет более удачной.
Исследования белорусских социологов подтверждают эту теорию хотя бы отчасти. Любую работу белорусская молодежь воспринимает как временную. 56% молодых людей хотят покинуть свое нынешнее рабочее место. У старших возрастов аналогичный показатель - 35%. Конкретное место работы определяется методом "проб и ошибок", ориентируясь на желаемую оплату. Самым эффективным способом трудоустройства считается "блат", а в случае конфликтных ситуаций с руководством молодежь ориентирована на уход, поскольку не верит в возможность добиться справедливости.
 

Вершки и корешки

Наши западные соседи уже успели узреть в этой проблеме вполне отчетливые экономические корни. В конце нулевых европейские СМИ заговорили о "Поколении 1000 евро" (по названию одноименной книги молодых писателей Антонио Инкорвия и Алессандро Римасса и снятого по ее мотивам фильма). Его американским аналогом стали boomerangers или boomerang - generation — поколение-бумеранг. Хотя в обоих случаях речь идет о сходном феномене, названия выражают разные стороны проблемы.
 
С началом рецессии уже самостоятельные дети из американских и европейских семей начали бумерангом возвращаться в родительские семьи. В 2008 году рекордное количество американцев (почти 50 миллионов или 16% населения) жили в семьях, состоящих из двух и более поколений, что сопоставимо с уровнем конца 1950-х годов. Особо важным показателем в этом отношении является доля детей в возрасте от 25 до 34 лет, проживающих с родителями. В 2010-м году в США она составила 21,6% против 15,8% в году 2000-м.
 
Массовое возвращение взрослых детей в семьи стряслось и в Европе. В затронутых кризисом регионах в 2011 году больше половины 30-летних детей жили с родителями в Греции, Болгарии, Словакии. Сейчас такая ситуация складывается в Италии, Испании и Португалии.
 
Молодежь, которая все еще живет с родителями. По данным Spiegel
 
Отчасти массовое появление детей-бумерангов объясняются резким ростом молодежной безработицы. Но есть среди них и те, кто получил неплохое образование, но не имеет достаточных доходов, чтобы начать в полном смысле самостоятельную жизнь.
Все молодые люди, бесконечно работающие на временных работах или на условиях стажировки, и есть то самое "поколение 1000 евро". В условиях кризиса они могут вернуться жить к родителям или организовать со сверстниками что-то вроде советской "коммуналки", снимая жилье на нескольких человек, в складчину. Но приобрести собственное жилье и завести семью они объективно не могут.
 
Европейские правительства последние несколько лет реализуют многомиллиардные программы по борьбе с безработицей, которые в основном сводятся к экономическим стимулам для бизнеса создавать рабочие места для наиболее уязвимых категорий - молодежи и людей предпенсионного возраста. Но проблема "поколения 1000 евро" – работающей, но при этом малообеспеченной молодежи с неясными жизненными перспективами – пока что представляется нерешаемой. По сути, она является следствием распространения низкоквалифицированного низкооплачиваемого труда в связи с "бегством производства" из ЕС и США в конце XX века и попыток поднять конкурентоспособность бизнеса во время последнего экономического кризиса.
 
Из этих проблем и произрастает неадекватная оценка себя на рынке труда, отказ от планирования своей жизни и прочие фрустрации западной молодежи.
 

Джентльмены удачи

Белорусская молодежь во многом сталкивается с теми же проблемами, что и ее европейские и американские сверстники (правда, в нашем случае добавляется еще и не характерный для западных стран определенный процент нелегальной занятости).
 
Как и все наши соседи, Беларусь переживает довольно странные трансформации в социально-экономической структуре. Самая неприятная из них - рост низкооплачиваемого труда.
 
Если в 1985-м году в БССР количество получавших высшее и профессионально-техническое образование было примерно равным (158 и 181 тыс. человек соответственно), то в 2012-м на одного белорусского "пэтэушника" приходилось аж четверо получающих высшее образование студентов.
 
При этом нельзя сказать, что у нас развиваются высокотехнологичные отрасли, которым требуются высокообразованные кадры. С некоторого времени главным создателем рабочих мест является торговля и сфера услуг.
 
Торговля и услуги — одни из самых молодых (36% молодежи в трудовых коллективах, при среднем показателе по стране 26%) отраслей. По количеству людей с высшим образованием они уверенно обходят промышленность, транспорт и связь, при этом по оплате труда вместе с бюджетниками устойчиво плетутся в хвосте (особенно если выделить отдельно розничную торговлю), давая показатели ниже среднего по стране.
 
Статистика по живущим с родителями взрослым детям в Беларуси не публикуется. Но согласно опросу НИСЭПИ, 66% молодых людей заявляют, что в случае предоставления работодателем жилья готовы сменить работу, не задумываясь.
 
В Беларуси нет серьезной безработицы, но есть проблема "поколения 1000 евро" - огромной прослойки экономически несостоятельной молодежи, с очень туманными (без поддержки родителей) перспективами. Разумеется, в нашем случае речь идет не о тысяче. В заголовок вынесена набившая оскомину сумма "500 долларов", но читатель может прикинуть нужную цифру для своего региона самостоятельно, отталкиваясь, например, от средней стоимости аренды жилья. В Минске она составила порядка 400 долларов для однокомнатной квартиры, продемонстрировав за два последних года двукратный рост. И, любопытства ради, сравнить с публикуемой Белстатом средней начисленной заработной платой в указанных отраслях.
 
Впрочем, есть и еще один момент психологического свойства - низкая социальная мобильность. В условиях, когда самым эффективным способом трудоустройства и карьерного продвижения считаются "блат" и знакомства - довольно случайные, не зависящие от человека факторы, ценность упорного труда снижается сама собой. Цепляется за место зубами и демонстрирует показатели человек, который верит, что это проложит ему путь к благополучию.
 
Но когда он уповает на удачное стечение обстоятельств, нужно просто чаще кидать кости - показал себя в одном месте, и если сходу не получилось, пробовать в другом.
Нужные услуги в нужный момент