Личный счет


Дмитрий Заяц,

Фото с сайта vladnews.ru
Фото с сайта vladnews.ru
Новый год начался с заявлений о необходимом повышении зарплат работникам скорой помощи. Тема оказалась настолько актуальной, что и витебские, и брестские медики присоединились к требованиям о повышении заработной платы. Интернет-газета Naviny.by решила разобраться, почему в бюджетной сфере появились социальные волнения и где выход из сложившейся ситуации.


Год повышения зарплат бюджетники не почувствовали


В 2013 году много говорилось о высоких темпах роста заработной платы в стране, однако этот процесс наблюдался не у всех работников. В промышленности, строительстве реальная (с учетом инфляции) заработная плата действительно заметно выросла.

"В реальном выражении к январю-ноябрю 2012 г. заработная плата (за аналогичный период 2013-го.БелаПАН) выросла на 17% (прогноз на 2013 г. — на 7,1%), в том числе: в строительстве — на 30,3%; в торговле — на 20,8%; в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве — на 20,0%; на транспорте и в связи — на 19,8%; в промышленности — на 15,3%", — говорится в январском обзоре Министерства экономики.

При этом высокие темпы роста зарплат в перечисленных видах экономической деятельности не были подкреплены адекватным повышением производительности труда.

"По-прежнему сохраняется значительный разрыв в темпах роста производительности труда и реальной заработной платы — 14,9 процентного пункта в январе-ноябре 2013 г. Опережающий рост реальной заработной платы по отношению к производительности труда обеспечивается в ущерб финансовой эффективности предприятий", — поясняют специалисты Минэкономики.

А вот увеличивать зарплаты бюджетникам "в ущерб" казне государство не стало. Реальная заработная плата бюджетников в январе-ноябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла незаметно: у врачей — на 3,6%, у учителей — на 2,7%.

Учитывая, что рост зарплат в реальном секторе существенно превосходил темпы увеличения зарплат бюджетников, доходы последних на фоне других работников снижались. По отношению к средней зарплате в стране доходы бюджетников достигли "дна", если проанализировать ситуацию за последние годы.

"Соотношение зарплаты в бюджетной сфере к ее уровню в целом по экономике имеет тенденцию к снижению: в 2011 году — 83,9%, в 2012 году — 80,9%, в январе-ноябре 2013 г. — 74,5%", — говорится в последнем обзоре Министерства экономики.

Динамика изменения зарплаты бюджетников
и средней зарплаты в 2013 году

(в тыс. рублей)



Тренд, свидетельствующий о постоянном снижении доходов бюджетников по отношению к другим работникам, привел в конце концов к тому, что медики стали настаивать на повышении зарплат. К настоящему времени о таких требованиях заявили работники скорой помощи Минска, к их требованиям уже присоединились медики из других областных городов — Витебска и Бреста.


Непрофильные расходы высасывают деньги из казны


Проблема заключается в том, что для повышения зарплат бюджетников денег в казне… нет. Бюджет на 2014-й, принятый белорусским парламентом в конце декабря, не предполагает повышение доходов работников бюджетной сферы.

"Бюджет на текущий год предусматривает, что рост номинальной заработной платы бюджетников возможен только на уровень инфляции, а рост реальной зарплаты — только в случае сокращения количества бюджетных организаций и бюджетников", — констатирует экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.

Замминистра финансов Максим Ермолович, выступая в парламенте осенью, отмечал: критически важно, чтобы средняя зарплата в бюджетном секторе была не ниже 80% от средней зарплаты по стране. Иначе, пояснял Ермолович, начинаются неблагоприятные процессы, связанные с оттоком кадров из бюджетной сферы.

Тем не менее к настоящему времени это соотношение, как мы отмечали выше, уже опустилось ниже 75%. Вместе с тем Минфин констатирует, что денег в казне для повышения реальной зарплаты бюджетникам на 2014 год не предусмотрено.

За счет каких тогда источников увеличивать зарплаты работникам бюджетных организаций?

Деньги для повышения зарплат работников системы образования находятся, если говорить о высшей школе, за счет расширения приема студентов на платное отделение. В последние годы, как свидетельствует статистика, количество студентов-платников постоянно растет. Правда, наблюдателей настораживает тот факт, что вслед за увеличением стоимости обучения не увеличивается качество образовательных услуг.

"Доля платных услуг в нашей системе образования постоянно растет. Это касается и дошкольного, и высшего образования. Однако качество нашего образования оставляет желать лучшего. О его низком качестве свидетельствует тот факт, что специалисты, которых готовит наша система образования, далеки от требований рынка труда", — говорит заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.

Что касается среднего образования, то повышать зарплаты учителям Минфин предлагает за счет сокращения (официально это называют "оптимизацией") количества школ. Аналогичные рекомендации Минфин подготовил и в отношении системы здравоохранения.

Однако реализация планов по сокращению численности учреждений образования и здравоохранения может привести к ухудшению качества услуг.

Белорусские экономисты высказывают мнение, что найти средства на финансирование социальной сферы можно, если сократить непрофильные расходы бюджета.

"Если мы сократим непрофильные расходы бюджета, найдутся средства и на образование, и на здравоохранение, — убежден директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик. — В качестве непрофильных расходов бюджета сегодня выступают субсидии госпредприятиям, например, компенсация за счет казны процентных ставок по кредитам. Любая активность государства по финансовой поддержке предприятий должна подвергаться существенному сокращению".

Однако сокращение субсидий госсектору неизбежно приведет к тому, что некоторые госпредприятия не смогут поддерживать объемы производства, своевременно выплачивать заработную плату и рано или поздно окажутся на грани закрытия.

Чтобы избежать отрицательных социальных последствий, связанных с переводом госсектора на рыночные условий функционирования, должна быть программа действий по структурному реформированию экономики. Такой программы пока нет и, судя по стремлению правительства сохранить существующую модель экономики, она вряд ли появится.
 
Нужные услуги в нужный момент