КУРСЫ ВАЛЮТ
Для физических лиц
Для бизнеса
Банки
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
реклама

Проще простого под 15%
МТБанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
17%
На мечты
Евроторгинвестбанк
19%

Все кредиты

Капитальный
Банк Москва-Минск
19%
Цептер Соната
Цептер Банк
19%
Цептер Этюд
Цептер Банк
17%

Все вклады

Публичный счет


/ Павел Свердлов,

Если проанализировать речи людей, ответственных за экономическое развитие страны, то станет ясно, что уроки из 2013 года извлечены не были. И это тревожный сигнал.

При этом мировой опыт показывает, особенно на примере Венесуэлы, что рыночные механизмы административными накачками не заменить. Экономики, подобные нашим, долго без кризиса не живут. Так почему же мы снова хотим наступить на те же самые грабли?



Анализ текущего положения в экономике и ее возможные перспективы в очередной программе "Экономика на пальцах" провел Сергей Чалый. Как всегда, помогал ему в этом журналист "Европейского радио для Беларуси" Павел Свердлов.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (61.88 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (385.27 МБ)

На заседании президиума Совмина, где разбиралось постановление №17 с основными положениями социально-экономического развития страны на следующий год. Документ написан весьма либерально. В отличие от президента правительству не нужно думать о выборах 2015 года. Делаются попытки отойти от доведения до предприятий и концернов валовых показателей и сосредоточиться только на показателях экономической эффективности. Имеется в виду прибыль, обеспеченность оборотными средствами, рост производительности труда, выручка. Из выступления Михаила Мясниковича: "Надо смело идти на реструктуризацию убыточных и неплатежеспособных предприятий. Неэффективные предприятия и производства не должны жить за счет бесконечных дотаций хорошо работающих коллег. Предприятия надо освободить от непрофильных вспомогательных видов деятельности".

Обычно такие вещи делают для того, чтобы можно было провести предпродажную подготовку, чтобы было понятно, где деньги зарабатываются, а где теряются. В отличие от администрации президента правительство давно носится с идеей полномасштабной приватизации.

Правительство, очевидно, является лоббистом приватизации. Жива идея Снопкова избавляться от неэффективных и малорентабельных предприятий, уменьшить долю государства в экономике как минимум до 50%. Я думаю, просто уже не страшно: когда ты принимаешь решения на ступеньках эшафота, можно принимать их без оглядки и кричать громко.


Поквартальные параметры социально-экономического прогноза


Учитывается ВВП, производительность труда, экспорт товаров и услуг, прямые иностранные инвестиции на чистой основе, реально располагаемые доходы населения и снижение энергоемкости. Первые два квартала дают слабый рост ВВП к соответствующему периоду 2013 года, и только декабрь-январь дает 3,3%. На фоне роста первой половины 2013 года первая половина 2014 года будет смотреться достаточно бледно. А на фоне слабой второй половины 2013 года вторая половина 2014 года имеет шансы выглядеть хорошо.


Пресс-конференция президента


Президент начал рассказывать об успехах предыдущего периода и о том, что на фоне этих успехов наши трудности выглядят временными. Разговор зашел о том, что статистика не фальсифицируется и не приукрашивается. "Тут я согласен с некоторыми так называемыми оппозиционными СМИ, они талдычат одно и то же из года в год. Но в этом году попали в точку, ставя передо мной вопрос: как так, стали работать хуже, а заработная плата выросла". Речь идет о статистике, и сразу после этого идет переход на зарплату, производительность труда и рост ВВП.

МВФ регулярно советует ограничить рост зарплат, потому что они растут темпами, опережающими производительность труда. Более десятилетия мы слышим об этом. Если бы это был долгосрочный тренд и это было бы правдой, зарплата должна была быть космической. Расхождения должны были бы быть заметны.

Можно предположить, что есть периоды, на протяжении которых темпы роста больше, а потом происходят резкие корректировки. Эта цикличность прослеживается и совпадает с электоральными циклами, но это не объясняет долгосрочную тенденцию. ИПМ высказали гипотезу, что ВВП и зарплаты считаются в сопоставимых рублях. Но инструмент для сопоставления разный: параметр дефлятор ВВП и индекс потребительских цен для зарплаты. Они считаются по-разному, но общий их смысл заключается в том, насколько дешевле стали рубли. Оказывается, что долгосрочное расхождение в этих параметрах практически полностью объясняет этот парадокс. Иными словами, наша статистика все-таки лукавит: индекс потребительских цен оказывается регулярно ниже и показывает нормальные величины для роста зарплат. Сознательного вранья здесь нет.

Чем больше будет расти дифференциация по доходам, тем меньший смысл будет иметь средняя величина. За счет увеличения доходов небольшого количества населения средняя величина растет, но ее никто не чувствует. У более 60% населения зарплата ниже средней величины. Это говорит о том, что вогнутость графика распределения доходов не столь велика, как в России. Тем не менее, понятно, что она будет расти, потому что у нас бурно развиваются только те отрасли, в которых высоки зарплаты.


О зарплате 500 долларов


Президент сказал, что бюджетникам невозможно одномоментно поднять зарплату до 90% реального сектора. "Во время кризиса зарплаты упали до 300-350 долларов. Я сказал: "Нет, мы людям обещали, и мы должны 500 долларов восстановить. Отсюда мое давление". Может оказаться так, что это единственное, чем наша власть может похвастаться в плане облагодетельствования населения. Неисполнение обещаний еще 2010 года будет очень некрасиво выглядеть в 2015 году. Доходы на самом деле выше, чем их долларовый эквивалент. По паритету покупательской способности доллар должен стоить меньше, рубль должен быть крепче. Это классический эффект, когда доходы определяются эффективностью отраслей, которые конкурируют на мировом рынке, а не тех отраслей, которые работают внутри страны. Выяснилось, что наша невысокая конкурентоспособность экспортно ориентированных отраслей либо отраслей, которые чувствуют на себе конкуренцию от импорта, и приводит к тому, что наши цены внутри страны несопоставимы с мировыми. Властям глупо на это ссылаться, потому что сейчас они предпринимают все для того, чтобы устранить этот эффект. Нельзя говорить, что по паритету покупательской способности у нас зарплаты выше, и держать рубль. Это означает, что в неторгуемых секторах цены на товары и услуги ниже, чем в странах торговых партнеров. И одновременно с этим мы говорим о том, что цены на товары и услуги у нас ниже, чем в соседних странах, и поэтому мы должны их повышать. Либо одно, либо другое.

Когда рост главным образом основан на накоплении основного капитала, рано или поздно начинает работать закон убывающей полезности. Отдача на каждый новый вложенный рубль становится все меньше. 2006 год – последний бескризисный рост. Последующий рост достигался накоплением внешних дисбалансов, увеличением дефицита текущего счета, внешнего долга. Обещанное доведение зарплаты до 500 долларов регулярно создает проблемы. Оказывается, экономика не тянет на зарплату, на которую, с точки зрения президента, можно нормально жить и которая доступна меньшинству населения.


Конъюнктурные факторы


По "Беларуськалию" мы недополучили порядка 1,5 - 1,7 млрд долларов. Эта цифра сильно завышена. "Это деньги, о которых шла речь и которых всегда не хватало, и у народа появилась какая-то фобия, задрожали руки, будет девальвация". По официальной гипотезе девальвационные ожидания возникли из-за событий с БКК и развода с "Уралкалием". Это хронологически неверно: резкий спрос на валюту возник в июне-июле, а развод состоялся в августе.

За год "Беларуськалий" экспортировал 5,7 млн тонн калия. В прошлом году было 6,5 млн тонн. Объем экспорта в самые лучшие годы составлял около 3 млрд долларов. Чтобы с 2,5 млрд потерять 1,7 млрд, нужно, чтобы "Беларуськалий" стоял три квартала, чего не может быть. Если считать корректно, эта цифра преувеличена на порядок. Львиная доля этих потерь обусловлена вовсе не тем разовым событием, а тем, что конъюнктура ухудшалась до этого.


О девальвации


Юрий Козиятко задал вопрос о состоянии на валютном рынке. Президент ответил: "Все в стране, кроме президента, ждали девальвации. Все нашептывали, не только люди, но и предприятия. Я им сказал: "Нет, мы не будем искусственно девальвировать национальную валюту под то, чтобы дать свежий глоток МАЗу, БелАЗу. Потому что девальвация национальной валюты – это рост цен, мы это уже проходили, поэтому мы этого делать не будем. Будет у нас возможность – будем поддерживать стабильность, нас за это никто не упрекнет, все государства это делают". Это неверно. Гвидо Мантенья ввел понятие валютных войн, подразумевалась конкурентная девальвация: каждый старается украсть экономический рост у соседа путем занижения своей национальной валюты. Победителем в валютных войнах являются те, кто девальвирует, а не поддерживает.

Это происходит в странах, которые похожи по структуре экономики на нас. "Мы ее девальвировали плавно. Кое-кто хотел на этом поиграть, видя на горизонте парламентские и президентские выборы. Во главе с некоторыми крупными финансистами в так называемых оппозиционных СМИ развернули атаку, подстегнули интерес людей к доллару. Я перед собой поставил железобетонную задачу: показать, что это никчемные финансисты и экономисты". "Я попросил специалистов, так называемых независимых молодых толковых людей. Я говорю: "Ребята. Посчитайте, это же несложно. Я могу сам это сделать, но это займет много времени. Но вы посчитайте, что будет, если мы девальвируем национальную валюту на 5%, 10%, 15%". Они мне в один голос заявили, что пользы никакой не будет. Государство, народ и предприятия сядут в яму. Это подтвердило мои мысли, и я сделал все для того, чтобы не было девальвации национальной валюты. Я добился его исполнения, вы знаете, как. Я ходил, просил недорогие деньги. Нам дали недорогие деньги. Я одолжил эти деньги. Я вам назвал, у кого, и не считаю, что поступил неправильно. Вы сейчас знаете, что происходит на валютном рынке. Население понесло продавать валюту. Есть объективные экономические законы, которые нельзя нарушать. Я их как экономист не нарушил и как глава государства придал некоторую стабильность хотя бы на этом этапе. Я и впредь буду так поступать. Я показал, что все эти рассуждения наших финансистов, которые потирают руки, чтобы было хуже, никчемные. Сейчас люди поняли, посмотрели, золотовалютных резервов достаточно. Мы еще в ближайшее время получим деньги для подкрепления золотовалютных резервов, где-то 1,5 млрд от РФ".

Очевидно, имеется в виду 440 млн пришедших денег и еще около 1,5 млрд из тех обещанных 2 млрд.

Голос форума

shorum 30 января 2014 в 12.30 из Беларуси

Какая экономика может быть, если сейчас предприятия сидят без денег, вынуждают брать кредит на зарплату. А некоторые готовы работать ниже себестоимости ради хоть каких-то денег. На этой почве разгоняется дикая конкуренция, кто бесплатнее сделает работу. Работая без прибыли, можно просуществовать (на что и надеются наши генералы), но в итоге не будет денег даже на бумагу, на которой напишут приказ о закрытии предприятия. НАШ ПАРОВОЗ СИЛЬНО ЗАТОРМОЗИЛ. ВОПРОС В 2015 будут презIдентские выборы или народные? Если кто-то решил добавить зарплату к выбором, то смысла в этой зарплате нету, ее же заберут налогами и ценами. Если бы у нас объявили НЭП, и без всякого контроля и минимальный налог, может быть кого и заинтересовали бы, а так все инвесторы оставив Китай идут в США, там перспектива.

Откуда взялись деньги?


Для президента вопрос чести - опровергнуть никчемных финансистов. Это гораздо более глубокая мотивация, чем рациональные выкладки. Если президент заговорил о некоем горизонте парламентских и президентских выборов с фразой "я буду поступать так и впредь", мы пройдем этот тренд до конца.

То есть победа над девальвацией – личная заслуга президента, против которого были все: и никчемные финансисты, и министр, и даже предприятия. Тренд заключается в том, что мы выбираем срочный поиск денег вместо девальвации. Раз он будет делать так и впредь, то значит, раз в полгода нам нужно будет 1,5-2 млрд.

Мы знаем примерно, каков дефицит внешнего финансирования. Можно прикинуть, на сколько этих денег хватит. Это означает, что когда закончатся 2 млрд, президент пойдет просить недорогие деньги, которые нам дадут друзья.

Я не могу назвать эту модель стабильной.

Она стабильна ровно до тех пор, пока есть возможность находить эти деньги. Это усугубляет проблему долга.

Есть подозрение, что кто-то еще дал кредит, потому что цифры не сходятся. Минфин опубликовал доклад о привлечении внешних займов в 2013 году. Два транша антикризисного фонда – 880 млн, кредиты по банкам КНД – 533 млн, 435,6 млн – по экспортному кредиту правительства РФ на строительство АЭС, МБРР выделял деньги под конкретные инфраструктурные проекты, 440 млн по кредиту банка ВТБ. Есть подозрения, что был бридж-кредит, способ перебиться на полгода. Оказывается, кредит все-таки 440 млн, а не 450 млн. Надежда Ермакова тогда похвасталась, что это российский кредит, но это банковский кредит. 27 декабря надо было срочно получить эти деньги, чтобы банки могли их пристроить и отчитаться за 1 января. Нацбанк как раз очень рано дал данные по золотовалютным резервам, похваставшись тем, что они увеличились.

За месяц золотовалютные резервы выросли на 192 млн долларов. По статистике Нацбанка 252 млн долларов составило обслуживание кредита МВФ, 53 млн – погашение валютных облигаций физлицам, спрос нерезидентов и предприятий был около 100 млн долларов, 475 млн – физлица. Суммарно 880 млн долларов. Приход был всего 60 млн (валютные облигации населения и юрлиц). Расход – 820 млн. Рост на 192 млн. При том, что кредитов пришло 440 млн. Не хватает около 500 млн долларов.



Практически под линейку чистые иностранные активы Нацбанка начинают снижаться со второй половины 2013 года. Мы третий месяц стабильно находимся в минусе.



В структуре чистых иностранных активов Нацбанка (обязательств Нацбанка перед нерезидентами и нерезидентов перед Нацбанком) есть только два больших столбика до этого: своп с Китаем и его закрытие. В декабре 2013 года ровно 500 млн долларов в Нацбанк от нерезидентов. Во-первых, никаких свопов, заимствований Нацбанка у Минфина на межбанковском рынке здесь не могло быть, потому что тогда это было бы поступление от резидентов. Это означает, что Нацбанк где-то получил деньги, которые не являются кредитом государству. Возможно, это межбанковские деньги не на нашем рынке. Очень странный источник средств. Несмотря на то, что президент говорит "вы знаете, как я это сделал", мне очень хотелось бы знать, каким образом нам удалось нарисовать рост в 192 млн долларов золотовалютных резервов. На каких условиях поступили эти таинственные средства? По российскому кредиту мы представляем себе условия, но мы знаем условия только межгосударственного кредита. А условий бридж-кредита ВТБ не знаем, и, несомненно, они гораздо более жесткие, как у любых бридж-кредитов. Вполне возможно, это просто кредит на короткий срок, просто чтобы показать деньги на 1 января. Возможно, этих денег уже нет, их вернули. Тогда я с нетерпением жду данных о золотовалютных резервах в январе, где мы с легкостью можем получить минус 800 млн.

Валютные обязательства госорганов Беларуси сроком погашения до одного месяца на 1 января 2014 года составляют 1 млрд 67 млн долларов. Кредит ВТБ показали, потому что его получателем является государство, эти средства отражаются в бюджете, а бюджет – это закон. Если эти деньги приходят, закон корректируется, их не спрячешь. А эти деньги показаны в отчетности, они пришли в Нацбанк, и эти средства пришли от нерезидентов.


О модернизации


Появился новый лозунг: модернизация с оттенком диверсификации. Под диверсификацией подразумевается развитие ориентированных на отечественное сырье отраслей. Уже всем понятно, что представляет собой наша модернизация. Во всех предприятиях срыв сроков. Везде КГК называет одну и ту же причину, и это всегда человеческий фактор, субъективная вещь. Предполагается, что это разовые случаи. Но если на всех предприятиях, проходящих модернизацию, поголовно проявляется разовая причина, то, может, она не разовая, а системная? По каждому предприятию четыре-пять раз переносились сроки. Стоимость модернизации увеличилась с 1,5 до 2,5 раз. Из-за переноса сроков не может увеличиваться стоимость проекта в долларовых величинах.

Голос форума

KaiserDen 3 февраля 2014 в 15:03 из Беларуси

Да тут и слепому видно, что одна из основных проблем в приватизации. Убыточные заводы находятся на дотации у государства только ради цифры безработицы, реально же эти предприятия было бы проще закрыть и людям выплачивать пособие по безработице, пускай даже как з/п на этом предприятии. Да и в целом на многих предприятиях сильно раздут штат сотрудников, в том числе и бухгалтеров и экономистов. Частник не позволил бы себе нерациольные траты на з/п лишним сотрудникам, на госпредприятии же пристроить невестку, троюродную племянницу и тд не стоит ничего ибо деньги казенные, их не жалко. И как результат неэффективного руководства госпредприятий высокая себестоимость продукции и ее неконкурентноспособность на внешних рынках. Да что там о внешних говорить... в магазине банка огурцов из Вьетнама стоит в 2! раза дешевле местных, сыр из Европы на уровне отечественного, спрашивается откуда такая разница в ценах? Ответ думаю и так очевиден.
Ощущение такое, что наша модернизация используется для многих полезных вещей не для государства. Строго говоря, на многих предприятиях, на которых сейчас происходит модернизация, были предложения иностранных инвесторов. Они готовы были взять на себя обязательства, и я уверен, что они сделали бы это быстрее и лучше. Однако как только появляется такое предложение, от местных органов власти начинают идти гонцы с фразой: "Зачем мы будем отдавать государственное предприятие частнику, иностранцу? Давайте мы сами это сделаем". Внезапно выясняется, что результаты странные, и долго, и дорого. "Ивацевичидрев" - единственное предприятие, которое завершило модернизацию. Новая линия занята на 60%, и склады забиты.

С иностранца ничего не возьмешь, кроме мелочи за выделение неких лицензий и разрешений. А какое здесь поле для маневра! Срыв сроков, увеличение стоимости. Из этой логики понятно, что не просчитан рынок. Себестоимость оказывается такова, что товар не продать в России. Когда пытались продать по конкурентной цене, нарвались на антидемпинговое расследование.

Уголовных дел единицы.

И у них слабые перспективы, потому что в любом уголовном деле надо доказывать умысел, а в данном случае это крайне сложно.

Те, кто проводит модернизацию, делают это, чтобы проводить модернизацию. Они зарабатывают на производстве. Модернизация должна идти как можно дольше, потому что это единственный способ получить относительно дешевое финансирование. Во многом это способ финансирования текущей хозяйственной деятельности, поэтому конечный результат не важен. После того как конечное производство будет построено и предъявлено государству, не останется ничего, кроме как финансировать предыдущее.

У нас по отношению к реальному сектору экономики экономические власти отправляют показатели эффективности, выручка, рентабельность, экономия, оптимизация. Модернизация понимается как вложение средств в оборотный капитал. С другой стороны, президент говорит о том, что значительным фактором спада является схлопывание внешних рынков. Я не понимаю, как эти три вещи могут сочетаться. Если у нас задача заключается в том, чтобы на падающем рынке обеспечить эффективность, то вложение денег в новые производственные мощности полностью противоречит этой задаче. Результаты модернизации нетто отрицательные. Выпускается продукция, которая не находит сбыта.

Во время жесткой кредитно-денежной политики это был единственный способ для государственных предприятий выжить. Им нужны деньги, чтобы просто функционировать, а не зарабатывать. Понятно, что модернизация будет продолжаться, просто невозможно признаться, что она приносит убытки, а не прибыль. Иначе просто не понятно, что делать.

На этапе модернизации предприятия не могут приносить прибыль. Модернизация – это вложение средств, поэтому пока вопрос прибыли не поднимается. Отчетности никто не требует. Мне интересно, как эти предприятия будут работать, когда будет поставлена некая точка, как будут отчитываться директора. Может, тогда будет какая-то ответственность за модернизацию и ее срыв?

О будущем Беларуси


Мало кто понял, о чем был вопрос Юрия Зиссера на пресс-конференции и о чем был ответ. Этот вопрос не о том, будет ли президентом Лукашенко через 30 лет. Вопрос о конечной точке. Чтобы достичь цели, надо знать, где ты находишься и куда хочешь попасть. Президент ответил, что видит Беларусь через 30 лет суверенной и независимой. Ответ ни о чем. Иными словами: "Какой вы видите страну?" - "Страна будет".

Недавно из уст президента, человека, который может приказать, стала звучать фраза "давайте договоримся". Эта фраза стала звучать и в вопросе, что делать с экономикой. Отсутствие стратегического видения приводит к фразе "делайте предложения". В 2015 году надо будет предъявлять план на следующую пятилетку, а его просто нет, его никто не составил. Чтобы прийти к чему-то, нужен фонарик и маяк: то, что освещает тебе дальнюю цель, и то, что будет светить тебе под ноги. С дальней целью серьезные проблемы, и модернизация – это психологическая защитная реакция. Если она провалится, за ней - бездна.

Говоря о сельском хозяйстве, президент с удивлением обнаружил, что деньги мы тратим, а результативности все меньше и меньше. И с модернизацией будет то же, что с сельским хозяйством. "Сейчас комиссия во главе с премьер-министром будет работать по проблемам села. Мы вычленим основные проблемы, подзакрутим гайки на всю катушку, потому что там пошла разболтанность, и с дисциплиной разберемся, обратим внимание на экономику сельхозпроизводств". Через три дня после этого заявления появилась информация, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси рассмотрит предложения по совершенствованию работы агропромышленного комплекса: "Перед рабочей группой стоит задача выработать конкретные предложения решений проблемных вопросов ПК, повышения прибыльности и рентабельности, снижения задолженности и неплатежеспособности, уменьшения себестоимости производства, повышения эффективности использования основных средств и их модернизации, развития племенного дела и семеноводства, структуры посевов с учетом специализации и обоснованности, продуктивности скота, расходов кормов на единицу произведенной продукции, кадрового обеспечения". Здесь перечислены вообще все проблемы, полный цикл. Нужны предложения, как сельское хозяйство вообще может работать. Это вопиющая вещь. Белорусская модель наткнулась на естественные пределы роста.

Мне кажется, модернизация и есть свет, который куда-то ведет.

Модернизация – это как в "Алисе в стране чудес", когда не важно, куда идти. Пока единственным достижением, которым гордится президент, является зарплата в 500 долларов. И с ней возникают проблемы. Внезапно выясняется, что нет направления движения. В краткосрочной перспективе цель - день простоять и ночь продержаться. Президент гордится тем, что удалось достать деньги. Но их приходится искать, потому что проблема не решается, непонятно, куда идти.

Позиция "я хочу доказать экономистам, что они неправы. А задачу нужно решать методом поиска денег, не понятно где и под какие условия" очень опасна. ИПМ сделал макроэкономический прогноз на 2014 год. "Стала очевидной необходимость макроэкономической корректировки. Однако ни один из возможных ее сценариев на основе обменного курса, либо на основе ограничения внутреннего спроса, либо совмещения корректировки обменного курса и внутреннего спроса не видятся приемлемыми для экономических властей. Исходя из теоретических соображений, нам кажется наилучшим вариант корректировки на основе обменного курса. Экономические власти заявляют о неприемлемости этого пункта. Альтернативный сценарий – проведение реструкционной политики в отношении внутреннего спроса – отвергается ввиду негативных социальных последствий, а также угрозы попадания в ловушку бедности". Попытка сохранить стабильность в виде стабильного курса может работать только в том случае, если экономические агенты верят в то, что курс будет стабилен длительное время.

Личные гарантии президента…

Личная гарантия основана на способности в последний момент найти деньги. Я не уверен, что это самая лучшая гарантия. В 2013 году мы получили подтверждение догадкам о том, что корректировка обменного курса неприемлема до выборов. Значит, цель - плавной девальвацией дотянуть до 2015 года. В основе выбранного курса лежит не рациональное размышление или логический расчет, не представление о том, как должна функционировать экономика, а некая личная позиция.