Личный счет


/ Павел Свердлов,

События в Украине притягивают внимание не только новостями политики и сбежавших руководителей, но и ситуацией в экономике. ? . Экономика не протянет без ? Кошмар и катастрофа?..

Но в потоке отрицательных новостей нельзя не заметить и позитивные тенденции, изучение которых, как это ни странно, весьма полезно нашим экономическим властям.



Этой теме посвящена очередная программа Сергея Чалого "Экономика на пальцах". Как и всегда, помогал ему в этом журналист Павел Свердлов.

Подробнее рассмотрели ситуацию с белорусскими предпринимателями.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (62.21 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (342.93 МБ)

У нас уникальная экономическая модель, в которой отдельное место отводится предпринимателям. В странах с развитым индивидуальным предпринимательством они платят сами себе зарплаты. Единственный налог – на доходы физических лиц, если нет дохода корпорации.

Наши ИП были аналогом работы на зарплату и не более того. Строго говоря, наши ИП не вполне предприниматели. Доля малого бизнеса у нас сейчас 24% ВВП, это притом что в экономике порядка 30% ВВП в целом создается в частном секторе.

Пошли навстречу ИП и разрешат им брать на работу людей не из числа родственников. При всей компромиссности этих решений, я думаю, это связано и с тем, что стало понятно: без попыток развития частного бизнеса экономика не работает.

Система управления оказалась неэффективной, не выполняет поставленные задачи. Когда в результате девальвации улучшалось финансовое положение предприятий, это были 15-20% роста. Сейчас же 40%-е падение. А между процентами вниз и вверх есть асимметрия: чтобы скомпенсировать 50% падение, нужен двукратный рост.

Все эти годы под экономикой подразумевалась исключительно вертикально управляемая структура. Все остальное – по остаточному принципу: львиная доля ИП и небольшая прослойка средних и крупных частных предприятий.

В представлении государства экономика – это крупные промышленные предприятия. Их проблемы волнуют государство в первую очередь. Это было видно во время кризиса 2011 года, когда начались проблемы с доходами, зарплатами и доступом к валюте. Частные компании моментально были лишены доступа на биржу. Как только начинались намеки на минимальные социальные волнения, проблема точечно заливалась деньгами, чтобы это не получило широкого распространения.

Крупные частные предприятия на самом деле часто аффилированы с властью. Существование такого рода "предпринимательства" - часть соцпакета для чиновников. В феодальные времена существовала система кормлений, с которой добирали сверх зарплаты. Зарплата в госаппарате невелика и зачастую не компенсирует личные риски, поэтому были созданы такие делянки.

Чиновник производит разрешения и запреты, бумажки. Эти разрешения и запреты выстроены таким образом, чтобы способствовать определенному бизнесу. Одно время боролись с киосками, закрыли их, потому что нужен был приход гипермаркетов. Во всем мире приходят крупные торговые сети и за счет великолепно выстроенной логистики, системы управления, экономии на масштабах устанавливают такие цены, что мелкая торговля разоряется.

У нас был обратный процесс: людей направили в гипермаркеты, убрав альтернативу. Во всем мире это считалось бы коррупцией: когда чиновник получает доход от того, что производит на своей государственной службе. У нас это не является коррупцией. Во всем мире коррупция – это антисистемный механизм, у нас же это часть системы, позволяющая функционировать вертикали власти. Коррупцией у нас является то, что называется воровством не по чину. На каждом уровне вертикали есть негласная иерархия доходов. Коррупционер превышает этот предел.

Задача - сделать так, чтобы мелкие предприниматели не представляли серьезной экономической угрозы социальному благополучию, которое регулируется в рамках крупных государственных предприятий. ИП позволено существовать в некой резервации в условиях, когда хватает на поддержание штанов. Фактически это самозанятое население.

Чтобы работала система кормления, необходимо, чтобы настоящие частные предприятия постепенно включались в эту систему. На какое-то крупное частное предприятие приходят воспитанные люди и вежливо объясняют, что теперь схема его бизнеса будет работать немного по-другому: в цепочке появляются другие включенные туда предприятия, львиная доля прибыли оседает там, а тебе на поддержание штанов хватит. Огромное количество примеров людей, которые не поверили этим вежливым людям и теперь находятся в Прибалтике.

Голос форума

victoria57 28 февраля 2014 в 12:49 из Беларуси

- Уважаемая, не оглядывайтесь на другие страны. Мы должны заниматься своими проблемами, а у нас их очень много. Промышленность практически не развивается даже при постоянном огромном вливании иностранных средств. Руководство в большинстве своем непрофессионально, что приводит к выпуску некачественной продукции во многих сферах. Мы живем не по Законам, а по указам, декретам, прихотям, желаниям и т.д. ... в результате чего наращиваем никому не нужный ВВП и затариваем склады, практически нет условий для развития бизнеса. Мы 20 лет живем в долг, который мы уже и отдать не сможем, все переляжет на плечи наших детей и даже внуков. Нам нужно решать свои проблемы! А если жить с оглядкой "у соседа еще хуже", то мы никогда не вырвемся из нищеты и долговой ямы и так и останемся второсортным придатком России. Да и это бы ладно. Но ведь они ж нас за страну не считают.
Альтернативой было полностью потерять предприятие. К ИП не придут, потому что усилия по включению их в эту систему не стоят результатов.

Проблема этой модели кроется в том, что она создает неестественные пределы роста для частной экономики. В других случаях, когда государство предпринимает какие-то действия, оно само себе через те или иные механизмы ставит пределы. Распределение неравномерное: большая доля ИП, среднего бизнеса, который действительно инвестировал бы прибыль, а не тратил на потребление, практически нет и небольшое количество крупных предпринимателей. В строгом смысле слова ни мелкий, ни крупный бизнес не являются предпринимателями, потому что доходы, которые они получают, фактически являются рентными. Предпринимательская прибыль – это плата за риск, рента – то, что создается с помощью решений чиновников о монополизации рынка. Но это автоматически означает, что настоящих капиталистов практически нет.

В этой системе существуют неестественные пределы роста. Невыгодно подниматься до той сферы, где ты становишься заметным для системы, которая обеспечивает функционирование кормовой базы. В любой другой экономике, которая стимулировала бы развитие частного бизнеса, было бы логичным развиваться, а не ограничиваться определенным уровнем развития. Отсюда и развитие демонстративного потребления: сверхдорогие машины, особняки.
Но такая же ситуация у тех, кто встроен в эту систему. На самом верхнем уровне тоже не капиталисты. Это временные управляющие активами. Одним росчерком пера временно управляющим активами становится кто-то другой. Если у малого бизнеса нет возможности развиваться, то крупному бизнесу нет никакого смысла улучшать свою работу. Есть некая точка перелома, когда кормящаяся на частном бизнесе система приводит к тому, что пирог начинает уменьшаться. Как в этих условиях создавать экономический рост, чтобы не отстать от наших соседей?

Ускорение закончилось, пора начинать перестройку


Поначалу мы говорили о пределах роста в государственном секторе. Экономический рост может быть обеспечен интенсивно или экстенсивно. Либо растет население, рабочая сила, и вкладывается больше труда, либо улучшается производительность. Производительность у нас сейчас не просто не растет, а снижается. Деньги вкладываются в экономику, а отдача падает.

Разрешение ИП нанимать не только членов семьи выводит ИП из резервации. Постепенно этих решений будет больше, иначе откуда взять экономический рост. Очень много других проблем, которые сдерживают функционирование ИП. Даже элементарный вопрос: где брать производственные площади. Если практически все частные предприятия арендные, поневоле горизонт планирования – срок этой аренды. Любой бизнесмен на Западе знает, что будет с его предприятием даже после его смерти. Это системные ограничения.

Приватизация


Мы так долго думали, что у нас так много хотят что-то купить, что в итоге выяснилось, что не так многим что-то у нас интересно. Теряет привлекательность даже то, что когда-то интересовало. Кузнецов признал недавно, что сложно идет объединение МАЗа и КамАЗа. А почему сложно? Уже обо всем договорились, цены установили, определили структуру управления. Внезапно выяснилось, что в России не просматривается экономический рост, и в мире говорят о новой нормальности – низких темпах экономического роста на десятилетия вперед.

Современная структура экономики такова, что части карандаша, которым ты пользуешься, несколько раз объездили весь мир. В случае локального производства нет потребности в перемещении такого большого количества товаров. Работают над развитием беспилотных автомобилей, которые будут доставлять товары. А если не нужно ничего никуда возить, то и МАЗ не очень-то нужен.

Чем дольше мы торгуемся, тем более устаревают наши предприятия и тем менее интересными они становятся для приватизации.

И вообще, они могут оказаться в той отрасли, которая сама по себе будет депрессивной в будущей экономике. Можно было все продать в "золотой" 2006 год. Тогда и цены были другие, и интерес был гораздо больший. Можно было найти конкурирующие предложения на покупку. Продавать надо на пике.

Сравнение экономики Беларуси и Украины


Несомненно, у них масса и хронических, и острых проблем. У Украины все-таки нет механизма директивного и квазибюджетного кредитования. По ставкам у них ситуация значительно легче: учетная ставка 6%. Стоимость обслуживания внутреннего долга государства – 14-15% годовых в собственной валюте.

У нас правительство не занимает денег в собственной валюте. Если дают деньги под 14-15% в условиях немалых рисков изменения курса, это говорит об определенной степени доверия к национальной валюте.

У нас Минфин пытался разместить очередные валютные минфиновки на 50 млн, но спрос даже на такую доходность в валюте падает. Было только 3 заявки на 8 млн, это капля в море.

Говорят о том, что в Украине люди потеряли депозиты, устраивают набеги на банки. В январе население сняло 3%, в феврале - 2% банковских депозитов от величины депозитной базы. У нас за один месяц может быть 10-12% потери депозитов населения. Я бы не назвал украинские проценты катастрофой. Но там в банковской системе много плохих долгов, существенно больше, чем у нас.

Дефицит ликвидности в Украине оценивается в 3 млрд долларов, у них такие оттоки, что это представляет определенную проблему. Нацбанк принимает экстренные меры по предоставлению ликвидности. С другой стороны, ситуацию там можно назвать панической: снятие депозитов, потребительский ажиотаж. Мелкой частной торговле проще переждать, чем в неопределенности продолжать бизнес.

Украина однажды уже переживала серьезные валютные ограничения. Свежее решение в Украине – отказ от фиксированного курса. Недавно была официальная девальвация, и там функционирует межбанк. Доходит до того, что коммерческие банки обращаются в Нацбанк Украины с просьбой активнее участвовать в ограничении колебаний. У них курс более гибкий, чем наш. Золотовалютные резервы у них сокращаются и составляют около 18 млрд долларов. Инфляция у них два года практически равна нулю.

Голос форума

gost33_best 28 февраля 2014 в 12:16 из Беларуси

я согласна, что должен быть контроль, но только наро,д чтобы требовать отчёта от власти, куда потрачены уплаченные государству, должен честно их уплатить... ну или хотя бы уметь правильно соизмерять тот мизер налога, который идёт государству со своих мизерных зарплат или вообще не идёт туда,потому что многие получают зарплату в России и ту социальную программу, которая есть в государстве и которой пользуются все без исключения, даже те, кто ничего не платит, и вот тогда требуйте отчитаться, когда сами начнёте честно к этому подходить. И ещё я за то, чтобы уметь правильно определить, кого казнить, а кого миловать, а наш народ так недоволен одним человеком, а крадут сотни в местных властях вашего города, как и ваши работодатели-частники обворовывают вас не меньше...так с чего искать контроля эффективнее? Может, начать демонстрации не с предъяв президенту, а для начала забастовками на своих организациях и требованиями честной работы, митингами перед администрацией местной власти вашего города, митингами против воровства жкх...а то, убрав одного человека, который так промозолил глаза вам за свои 20 лет правления, вы не уберёте весь тот арсенал воров, который за эти 20 лет правления так и продолжает воровать и наживаться, и не поменяете ментальность народа, который должен учиться говорить и защитить свои права для начала перед вором-работодателем.
Все эти параметры очень похожи на нашу стабильность. Почему у них коллапс, а у нас стабильность?

В СМИ пишут о дефолте Украины. Оказывается, есть и рыночная оценка вероятности наступления неисполнения обязательств по облигациям. Грубо говоря, это примерно то же самое, что страховка. В случае если наступает дефолт, деньги платит страховщик, но до этого инвестор каждый год платит некую величину. Понятно, что эта сумма связана с рыночной оценкой вероятности наступления дефолта. Чем выше страховая премия, тем выше эта вероятность. Сейчас произошел возврат в среднее значение прошлого года. Еще одни из стран, в которых есть волнения и которые печатают нефтедоллары, Венесуэла и Аргентина. По сравнению с ними у Украины ниже риски невозврата внешних долгов.

В действительности проблема Украины – это не проблема платежеспособности. Платежный баланс у них в целом профицитный. Долги, которые выпущены сейчас в пользу России, это погашение 2015 года. Первый платеж наступает в июне 2014 года. Проблема Украины сейчас не в том, что она не рассчитается с долгами в целом, это проблема ликвидности. Грубо говоря, им сейчас не хватает денег. В принципе задача стоит в том, чтобы рефинансировать долг. Либо надо найти внешнее финансирование, чтобы преодолеть пик погашения кредитов, либо реструктурировать задолженность. За исключением российского долга, остальные – рыночные. С частными инвесторами можно договариваться.

В Украине есть вопросы с бюджетной дисциплиной, коррупцией, теневым сектором. В отличие от нас, у них ситуация структурно хуже, потому что там есть депрессивные отрасли. Угольные регионы ничего не дают в бюджет, с них сняты рентные платежи, и туда еще приходят дотации. Львиную долю бюджетных субсидий получает как раз таки промышленно "развитый" восток страны, потому что там находятся депрессивные регионы. Все они составляют базу Партии регионов, спонсорами которой были олигархи, завязанные на этих отраслях.

Когда Партия регионов не была правящей, ситуация была обратной. Потом основная доля бюджетных субсидий шла в те регионы, эта система была сильно завязана на политике. Если у тебя есть структурная проблема, очень сложно ее решить, когда основные лоббисты, не заинтересованные в реформировании этих отраслей, фактически являются спонсорами этой власти. Потеря власти политическими силами и их спонсорами является очевидным положительным знаком. Их влияние на принятие решений существенно ослабло.

Арсений Яценюк заявил, что казна пуста. Это хорошее стартовое заявление, должно быть ощущение серьезного разлома. Наконец появилась возможность взяться за вещи, которые тяжкой гирей висели на ногах.

Голос форума

Дмитрий_Фёдоров 1 марта 2014 в 14:47 из Беларуси

Мне кажется, наивно верить, что Украина может служить моделью для подражания, аргументируя, что там сейчас честные политики. Есть мнение, что причины украинских событий в том, что в 2010 в правительстве Януковича было до 9 групп, представлявших интересы различных олигархов. Но очень быстро многих Янукович выгнал, оставив только две из девяти. Одновременн, в его правительстве появилось много молодых министров и экономистов, которые очень тесно дружили со старшим сыном Януковича. Выходит, что события в Киеве - это борьба в "трухлявом шкафу" украинской экономики одних червей с другими. Ну, а чтобы кому-то биться с Беркутом, нужны были люди со дна социальной пирамиды. Так как у взбунтовавшихся олигархов нет никакой идеологии, объединяющей массы, вот днепропетровская группировка обратилась к национализму. Тут и памятникам Ленина и даже Кутузова досталось. И конечно бей русских, во всём евреи виноваты. А для запада - сказка о незасисимой от русских Украине и избавление от кукольного президента, управляемого Москвой. Украина, Беларусь, Россия в начале 90ых тупо скопировали американскую систему управления. Которая на самом деле в США представляет лишь внешнюю оболочку системы власти. США на самом деле масонская страна и управляется масонством по своему алгоритму. Приэтом сам мезанизм не видим для всех. Обама лишь номинально главнокомандуюший, но в действительности он говорящая голова, напоминая цыганского барона. Как известно, у цыган главные - старейшены, а барон - представительный цыган, который выполняет их волю. Я хочу сказать, та система, скопированная с США, сама по себе неустойчивая и склонна к воспроизводству цветных революций и конфликтов на национальной почве. Прижтом очевидно, Западу нравятся подобные конфликты. Тем более, что чем нестабильнее регионы, тем более востребованы наличные доллары и евро в местах конфликта и противостояния.
Для Беларуси можно сделать печальный вывод, что структурные реформы не начинаются в стране раньше, чем для этого не сложится некая политическая конъюнктура.

Позитивным является список правительства, в котором романтики Майдана – в основном в гуманитарной сфере. Технические должности возглавляют знающие специалисты, адекватные люди. Есть специалисты, понимающие ситуацию, но иногда складывается момент, когда просто нужно позволить. Внешняя оценка того, что происходит, вовсе не катастрофическая. Катастрофической являются заголовки СМИ, но чем страшнее воспринимается угроза, тем более решительными могут быть действия.

Пока в Украине нет порочного круга, когда каждый думает, как отнять у других. В России ситуация существенно хуже, потому что там всегда будут силы, которые будут говорить, что приватизация прошла несправедливо и надо отнять и переделить. Таким образом, интрига в том, сможет ли Украина воспользоваться сложившейся политической конъюнктурой. Многое зависит от действий России по поводу договоренностей 17 декабря, а именно 15-миллиардного пакета помощи. Понятно, что это была попытка спасти Януковича, но и некрасиво будет потерять лицо, сказав: "Мы это давали не Украине, а Януковичу".

Очередной выпуск программы появится в прямом эфире 13 марта. 
Нужные услуги в нужный момент