Публичный счет


Евгений Олейник,

Недавно пытался доказать своей подруге – любительнице шопинга в Литве, что и у нас в стране производят достаточно качественные вещи по относительно скромной цене. Другое дело, что найти их в Беларуси почему-то очень сложно. В качестве примера привел случай из жизни.

Моя сестра, живущая в Украине, попросила привезти ей из Беларуси нижнее белье производителя "N". В поисках желанного качества, размера и фасона обежал все фирменные магазины этого "N", но ничего пристойного не нашел.

Чтобы хоть как-то исправить положение, оказавшись в Киеве, заскочил на один из местных рынков. И что вы думаете, уже в первом павильоне с женским интимным убранством отыскал кучу шикарных бюстгальтеров и прочих прелестей. Товар не шел ни в какое сравнение с ассортиментом на прилавках города Минска. Думаете, украинский павильон был забит зарубежными брендами? Отнюдь – товаром все того же белорусского производителя на букву "N". Только качество у него почему-то оказалось много выше, чем на родине, а стоимость ниже.

Позже этот феномен мне объяснил один из сотрудников предприятия "N": просто в этой фирме для зарубежного покупателя белье шьется на специальном оборудовании и из других материалов. Для родного же товар похуже, а цена повыше.
 
Конечно, ориентироваться на экспорт хорошо, но не стоит забывать и о внутреннем рынке. Иначе в скором времени над нами начнут смеяться в других странах. А поводы, как выяснилось, уже есть. Как-то мой литовский друг Саулис застыл у отлично оформленной витрины ГУМа, где ему приглянулась вязаная серая шапка на манекене.
 
Поинтересовались ею в магазине у продавца, на что девушка невозмутимо ответила: "Вы что, читать не умеете? Там же написано, что образцы товаров, использованные как элементы композиционного оформления, продаже не подлежат".
 
– А почему на витринах нет той одежды, которую вы продаете? – удивился литовец.
 
Однако становится не до шуток, когда узнаешь, как еще одна отечественная компания, "К", поставляет чудесные пижамы, сорочки, майки во Францию. В Синеокой таких моделей не продают, поэтому родному потребителю приходится идти на хитрость. Городок, где разместилось это предприятие, небольшой, все друг друга знают. Люди, выбрав модель, дают водителю фуры Степану или другому дальнобойщику иностранную валюту и просят понравившуюся вещицу. Тот приезжает во Францию с товаром марки "К", сдает его в магазин, а потом из этого же ассортимента приобретает заказанное знакомыми и возвращает на родину.
 
На вопрос, почему за рубежом наша продукция дешевле и намного разнообразнее, чем в Беларуси, отечественные производители в большинстве своем отвечать отказались. Побеседовать удалось лишь с заместителем генерального директора СП ЗАО "Милавица" Игорем Бабком. Он уверил, что в их швейных цехах не делают продукцию отдельно для внутреннего и внешнего рынка.
 
– А с вопросом, почему некоторые модели белья отсутствуют в магазинах города, лучше обратитесь к заместителю генерального директора Сергею Юрьевичу Кусонскому, – продолжил Игорь Бабок. – Он более компетентен в этом.
 
К сожалению, сам Сергей Юрьевич отказался общаться с представителем СМИ. Но в приемной руководителя пояснили, что вряд ли продукция марки "Милавица" в той же Москве стоит дороже, чем в Минске, потому как русские – частые покупатели в белорусских фирменных магазинах этой компании. А наличие определенных моделей в отечественных торговых точках зависит от тех, кто заказывает товар, а не от производителя. Почему же в таком случае не продавать белье через интернет? На сайте компании дан ответ: "Мы не продаем свою продукцию через интернет, так как в этом случае мы не можем обеспечить качественную примерку и консультацию специалиста".
 
Некоторые отечественные производители пытаются уверить: белорусы предпочитают тратить деньги за рубежом, привычно полагая, что там товары лучше.
 
Но, по данным главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, жители столицы готовы с удовольствием расставаться с деньгами, не выезжая за пределы Синеокой. Так, в 2013-м в Минске продано непродовольственных товаров на 31,9 триллиона рублей, для сравнения: в 2012-м минчане потратили на такую продукцию 24,3 триллиона.

Другое дело, что с каждым годом белорусские товары у нас пользуются все меньшим и меньшим спросом. В 2011 году из всех непродовольственных товаров, реализованных в магазинах, отечественных было 45,1%, в 2012-м – 43,4, а в 2013-м уже – 39,3%. Обвинить в этом ГУПР и продавцов сложно, так как они стараются увеличить количество продаж белорусской продукции всевозможными способами: в прошлом году торговые организации провели 4470 рекламных мероприятий и 2220 распродаж со снижением цены на 10–50%. Более того, ежемесячно в универмагах проводится единый день скидок, и лучшие места в торговых точках по традиции занимают именно наши товары. Дошло до того, что недавно Совет министров разрешил продажу отечественных товаров в Беларуси по ценам ниже себестоимости.

Однако если товар лицом не вышел, мне кажется, как ни крути, он все равно краше не станет. И наоборот, когда одежда комфортная, привлекательная и не слишком дорогая, то и в особой рекламе и других торговых уловках она не нуждается. Надеюсь, что наши предприятия когда-нибудь вспомнят о родном покупателе. Правда, вернуть потерянное доверие будет совсем непросто.
 
Справочно

В сентябре прошлого года Нацбанк провел анонимное анкетирование. Всем, кто пересекал границу нашей страны на автомобиле, раздавали бланки с несколькими вопросами: с какой целью выезжали за границу, сколько дней там провели и сколько денег потратили на жилье, питание и шопинг. По данным, полученным 20 и 21 сентября, Нацбанк подсчитал, что опрошенные потратили за границей 66 тысяч долларов. Далее было спрогнозировано, что в целом за 2013 год наши соотечественники могли оставить только в Литве, Латвии, Польше и Украине около 900,4 миллиона долларов.
Нужные услуги в нужный момент
-15%
-20%
-20%
-10%
-10%
-25%
-30%
-10%
-20%
-35%
20170626