Эксклюзив


/ Фото: Дмитрий Брушко,

Небольшое помещение на последнем этаже старого производственного здания в Заводском районе Минска. Именно отсюда три года назад началась история частного швейного бренда "Маника Белле". Это название на итальянский манер придумала белорусская семейная пара. Опыт ведения бизнеса у них был, начальный капитал, соответственно, тоже. Дмитрий Сергеев параллельно с новым бизнесом занимается производством мебели. А его жена Марина, до того, как стать директором собственной фирмы, работала бухгалтером. Сейчас она смеется: "Раньше чужие деньги считала, а теперь решила свои".
 
Что чуть не заставило Марину и Дмитрия закрыть бизнес и почему частник не смог договориться с частником – в репортаже корреспондента FINANCE.TUT.BY.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

- Мы открывали швейное производство, если можно так сказать, по идейным соображениям, - рассказывает Марина. – Как показывает практика, чем бы ты ни занимался, если это будет тебе интересно, то потом это обязательно начнет приносить и доход.
 
Сначала Марина и Дмитрий нашли недорогие производственные площади. Ставки аренды у них, наверное, самые низкие в городе - 5 долларов за "квадрат" плюс "коммуналка". Потом сделали в цеху косметический ремонт и купили оборудование. "Бэушные" машинки и прочие профессиональные швейные инструменты обошлись предпринимателям примерно в 8 тысяч евро. 
 
Правда, за три года работы, отбить своих вложений в дело у Сергеевых так и не получилось. О прибыли пока и говорить не приходится. 

Мы покупали ткани, платили зарплату работникам. В итоге склад оказался забит продукцией, а выручки - ноль. Дело в том, что первые два года работы мы попросту не могли найти того, кто бы согласился продавать наши платья, юбки и сарафаны, - озвучивает проблемы бизнеса, если можно так сказать, инвестор проекта Дмитрий. – Год назад мы были на грани того, чтобы вообще закрыться.

Марина Сергеева

В поисках рынков сбыта супруги Сергеевы объехали на машине Беларусь вдоль и поперек. Ходили по рынкам, общались с предпринимателями, предлагали свою продукцию на реализацию. Как ни странно, но наладить взаимовыгодное сотрудничество у частников с частниками так и не получилось.

- Единственного предпринимателя, который согласился с нами работать, нашли в Солигорске. Все остальные говорят: "Дайте на реализацию. А деньги мы вам потом заплатим". Никто не хочет вносить никакую предоплату за товар. Но брать на халяву – это плохая практика. Ведь на закупках в той же Москве или Турции им никто не дает вещи просто так, - рассказывает Марина позицию предпринимателей с рынков. – А нам как быть в таком случае? Откуда брать деньги на зарплату швеям, на покупку тканей!?

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Дело в том, что когда предприниматель не вносит предоплаты за вещи, то он в любой момент может вернуть их обратно на фабрику. Удалось продать - значит, заработал. Если нет, то и здесь ничего страшного: все равно никаких материальных потерь продавец не несет. В отличие от производителя.

- Из опыта работы могу вспомнить: если мы отдаем что-то предпринимателям на реализацию, то оно у них долго просто висит. А потом в конце сезона они возвращают нам вещи в непонятном состоянии: помятые, а то и порванные, - делится опытом сотрудничества с ипэшниками Марина.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Марина рассказывает, что предприниматели вообще не очень хотят торговать белорусской одеждой, потому что отечественный товар там не сильно пользуется спросом у покупателей. В палатках и "роллетах" хорошо продаются либо дорогие "брендовые" вещи, либо дешевый китайский ширпотреб.

- Чтобы продать подороже, предприниматели срезают нашу белорусскую лейбу, пришивают вместо нее турецкую – и тогда могут продать вещь подороже, - 
­раскрывают Сергеевы секреты продавцов-ипэшников. - Причем на этом они накручивают 300%. Например, мы им отпускаем те же юбки по 15-18 долларов. Это средняя цена закупки в Москве. А на прилавках они потом вывешиваются по 500-600, а то и по 700 тысяч.

Некоторые модели юбок, которые шьют на частной фабрике Марины и Дмитрия

Сегодня вся продукция этой частной швейной фабрики - дело рук всего двух швей. За день они успевают скроить десять, а то и двадцать юбок. Все зависит от сложности. Раньше в штате было шесть сотрудниц, но в кризисные для бизнеса годы с ними пришлось расстаться. 

Набираешь работников – им нужно платить зарплату. Начинаешь шить – это нужно куда-то продавать. А некуда... - объясняет Марина.

- Девочки, которые остались, - они просто золото. Мы с ними уже сработались, - присоединяется к разговору Дмитрий. - В среднем они получают по пять миллионов в месяц. И мы не задерживали зарплату, даже когда дела фирмы были совсем плохи. Потому что они свою работу сделали, а где нам взять деньги, чтобы с ними рассчитаться, - это уже наша проблема.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В тот момент, когда на складе уже не было места для новых юбок, а на счету закончились деньги, бизнесмены Сергеевы уже было думали сворачивать производство. Но перед этим решили попытать счастье в последний раз и предложили сотрудничество уже не частникам, а госторговле.

- Год назад тогда пришли в торговый дом "На Немиге" с вопросом, можно ли у них продавать нашу продукцию. И нам сразу сказали: "Конечно. Приносите", - вспоминает Дмитрий. - Потом мы начали работать и с другими универмагами, в том числе и региональными. И так то, что мы за два года нашили, за год удалось продать. 

- Как бы ни ругали госторговлю, как бы плохо про нее не говорили, но у нас к универмагам нет претензий. Потому что именно там мы нашли своего покупателя, - продолжает тему Марина. - И в универмагах на наши вещи адекватная цена. К закупке они добавляют не 300%, как предприниматели на рынках, а всего 30%. Получается, что на выходе наша юбка стоит где-то тысяч 250.



Марина и Дмитрий не исключают, что где-нибудь летом, когда начнут действовать требования техрегламента Таможенного союза, к ним все-таки придут и предприниматели. Потому что у них на фабрике все вещи продаются уже с сертификатами соответствия. 

- Единичные звонки с вопросом, есть ли у нас нужные документы, поступают и сегодня. Но ипэшники по-прежнему не хотят работать по предоплате, - говорит директор фирмы.

Чтобы поддержать бизнес в то время, когда собственная "швейка" не приносила желаемый доход, Сергеевы начали заниматься импортом. 

- Мы и сейчас на литовской фабрике покупаем пальто, а потом продаем их здесь, тоже через универмаги. Без этого нам бы вряд ли удалось сохранить свое производство.

Тем не менее выходить на экспорт со своими юбками и платьями предприниматели пока не спешат. Опыт коллег показывает, что времена уже не те, что раньше: в последнее время Россия сократила свои заказы у белорусских компаний примерно на 60%.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Марина и Дмитрий надеются, что переломный момент в их бизнесе уже прошел и все трудности - уже позади. В том, что дела у них хорошо пошли не сразу, они никого не винят.

Теперь у них уже нет мыслей закрывать производство. И супруги строят планы по дальнейшему развитию.

 
Нужные услуги в нужный момент
-25%
-20%
-50%
-11%
-20%
-10%
-20%
-20%