Личный счет


В Беларуси формируется такая ценовая конкуренция между сетевыми магазинами, от которой выигрывают, прежде всего, белорусские покупатели. Об этом заявил директор Института социологии Национальной академии наук Игорь Котляров
во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА.


Данные, позволившие сделать такой вывод, получены в результате исследования, проведенного академическим институтом в феврале нынешнего года с целью сравнительного анализа цен на потребительские товары сетевых магазинов в областных и районных городах Беларуси.

"На протяжении ряда лет одной из наиболее актуальных и волнующих проблем для белорусских семей являются цены на продукты питания и товары первой необходимости", -
сказал Игорь Котляров, характеризуя актуальность исследования. По его словам, в декабре 2013 года, как показал очередной мониторинг "Общественное мнение", 57,7% респондентов отметили, что озабочены уровнем цен. Именно этот факт обусловил актуальность исследования, проведенного в феврале.

Цены сравнивались в гипермаркетах и магазинах формата "у дома". Среди гипермаркетов социологи проанализировали цены сетей "Алми", "Гиппо", "Евроопт" и "Корона". А в формате магазина "у дома" мониторинг прошел в сетях "Алми", "Виталюр", "Евроопт", "Родная сторона", "Рублевский" и "Родны кут" (магазины Белкоопсоюза). Торговые объекты, попавшие в выборку, расположены не только в Минске, но и в Бресте, Бобруйске, Гродно, Гомеле, Могилеве, Борисове, Орше, Мозыре, Витебске и Барановичах.

Выборка товаров, цены на которые сравнивались в различных магазинах, состояла из 1300 самых востребованных у покупателей товарных позиций, которые обеспечивают около 50-60% месячного оборота сетей. Это позволяет сделать вывод, что результаты ценового мониторинга характерны и для остальных товаров, не попавших в выборку. Сравнение делалось по продовольственным и непродовольственным товарам, а также по алкогольной продукции.

По данным ценового мониторинга выяснилось, что самые низкие цены в магазинах сети "Евроопт". Поэтому цены в этой сети были взяты за 100%. В итоге среднее превышение цен в конкурирующих сетях относительно цен сети "Евроопт" составило 18% в гипермаркетах и 21,8% в магазинах "у дома". В частности, в гипермаркетах сети "Гиппо" среднее превышение стоимости товаров составило 18,8%, сети "Корона" - 18,5%, сети "Алми" - 17,2%.

Превышение цен на товары в магазинах "у дома" по сети "Родная сторона" составило 24,9%, по сети Белкоопсоюза ("Родны кут") - 20,7%, "Алми" - 21,1%, по сети "Виталюр" - 16,2%. Наибольшие цены в магазинах шаговой доступности выявлены в сети "Рублевский", где стоимость товаров в среднем на 30,4% выше, чем в "Евроопте".

Причем мониторинг показал, что на некоторые группы товаров цены были примерно одинаковые у всех сетей, в том числе и у "Евроопта". Это, в частности, молочные и некоторые виды мясных продуктов. В то же время по другим товарным группам ценовая разница с "Еврооптом" составляла от 23% до 40%, а по некоторым товарным позициям и значительно выше.

Таким образом, подчеркнул Игорь Котляров, в сложившейся конкурентной среде магазины сети "Евроопт" уже не первый год сохраняют ценовое преимущество на товары как в гипермаркетах, так и в формате магазинов "у дома". "Однако ценовая разница между магазинами сети "Евроопт" и магазинами других сетей уменьшилась по сравнению с результатами мониторингов прошлых лет. На мой взгляд, это результат конкурентной борьбы между торговыми сетями, от которой выигрывают, прежде всего, белорусские покупатели", - заключил ученый-социолог.