Личный счет


Социологи в последнее время стали замечать у белорусов европейскую модель покупательского поведения. Так, сегодня наши люди все чаще предпочитают "затариваться" сразу на неделю. И в основном отправляются за этим в крупные торговые объекты. Как отметил директор Института социологии НАН Игорь Котляров во время круглого стола в БЕЛТА, в магазины шаговой доступности народ ходит лишь за товарами повседневного спроса.
 
При этом в другой европейский стандарт – тратить на продукты менее трети своего бюджета – вписывается только 6% белорусских семей. Таковы результаты проведенного исследования.
 
У 15% жителей областных городов расходы на питание составляют от 70% до 90% бюджета, а в каждой пятой семье на питание уходит до половины от общего дохода семьи.
 
- Наиболее сложная ситуация сложилась в Витебске: в этом городе около трети семей тратит на продукты питания от 70% до 90% своего бюджета, а для каждой второй семьи эти расходы составляют от 50% до 70% всех затрат на потребительские товары, - обращает внимание Игорь Котляров.
 
Исследование показало и реальные затраты белорусов на еду. Как оказалось, в районных городах каждому третьему для покупки продуктов хватает и 500 тысяч рублей на человека в месяц. Еще у 40% семей эти расходы составляют до миллиона рублей. Но есть и те, кому на питание не хватает и полутора миллионов в месяц – и это около 14% жителей регионов.
 
- Существуют довольно заметные различия в объеме расходов на продукты питания между районными городами разных регионов Беларуси. Так, например, доля населения, которое тратит на продовольственные товары менее 500 тысяч в месяц в расчете на одного члена семьи, значительно выше в Брестской (44,1%), Гомельской (42,1%) и Могилевской областях (35,4%). Меньше всего таких в Витебской области – 12,5%, примерно столько же и в Минской. По Гродненской области таких семей чуть более 15%, - приводит результаты исследования директор Института социологии.
 
По мнению Игоря Котлярова, полученные данные дают основание сделать вывод, что белорусы стараются выбирать продовольственные магазины с более низкими ценами и чаще предпочитают сетевые центры маленьким магазинам.
 
Между тем, существующие цены в магазинах сегодня не устраивают 51,1% жителей малых городов. Но удивительна другая цифра: 45,7% опрошенных в целом оказались довольны стоимостью продуктов в магазинах.
Нужные услуги в нужный момент
-13%
-50%
-13%
-30%
-20%
-85%
-20%
-20%
-19%
0058415