Личный счет


/ Павел Свердлов,

Недавние совещания по важным для экономики Беларуси отраслям (ЖКХ, ) показали интересную тенденцию, на которую не все эксперты обратили внимание. А именно: в недрах рабочих групп, которые занимаются этими вопросами, зреют вполне себе разумные зерна экономических реформ, которые можно сравнить с началом перестройки в СССР в конце 20-го века.

Об этих оптимистичных началах говорил Сергей Чалый в очередной, очень важной, можно сказать программной, "Экономике на пальцах", а помогал ему журналист Павел Свердлов.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (50.72 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (302.39 МБ)

Голос форума

avs63 28 марта 2014 в 21:57 из Беларуси

Вообще-то не вижу особых проблем в выработке здравых идей на уровне рабочих групп. По тому же ЖКХ необходимость энергосбережения и эффективного энергопотребления, борьба с утечками питьевой и горячей воды очевидны всем. Более того, известно, как технически это можно решить и обеспечить, но ... Все упирается в необходимость вкладывать немалые деньги в инфраструктуру. Теоретически это можно реализовать без привлечения живых денег - инвестор (м.б. банк развития) вкладывает деньги и возвращают вложенное с сэкономленных средств /у многих за год-два/. Вопроса два: 1) кто рискнет это сделать здесь, скажем, с отсрочкой платежа на 3-4 года, причем с возвратом денег именно с экономии потерь; 2) дадут ли карт-бланш на реализацию исполнителю с качественным и эффективным решением или снова будет главное подешевле и политическая прогнутость исполнителя?
Меры ужесточения денежно-кредитной политики обязательно скажутся на инвестиционной активности. Это основной фактор, который влияет на динамику ВВП, который уже в минусе. Промышленный выпуск, сельскохозяйственная продукция и инвестиции в минусе, но начинают замедляться темпы роста розничного товарооборота. Замедляется модель экономического роста, основанная на опережающем росте доходов населения по сравнению с темпами роста экономики.

По официальной статистике, февраль дал снижение средней заработной платы в реальном выражении. Минус 1,6% ВВП – вопиющая величина. Видно, что на экономический рост махнули рукой.

Результаты 2012 и 2013 года были провалены, и в ноябре президент говорил, что будут кадровые решения в связи с оценкой работы правительства. Подразумевалось, что в 2014 году будет не так, как в 2013 году. "Президент не исключает отставки правительства в случае, если не будут выполнены ключевые экономические показатели, исполнения которых глава государства потребовал до 1 апреля". Получается, что снова увеличивается разрыв между риторикой и реальностью. По формальным признакам количество проваленных показателей растет, но с другой стороны, все меньше оснований винить в этом правительство.

Президент сказал, что круг лиц, из которых возможен выбор кандидатуры на пост премьера в случае отставки, составляет 35-40 человек. Если есть столько кандидатур в наших условиях узкой скамейки запасных, это означает, что нет ни одной кандидатуры.

Модернизация признана провальной, встает вопрос, как обеспечивать динамику экономики. Есть краткосрочная задача – макроэкономическая сбалансированность и корректировка во внешнем секторе. В ситуации политических ограничений эта задача - нерешаемая. Если нет возможности что-то изменить в краткосрочный период, поддерживается статус-кво, делается попытка не наращивать накопившиеся дисбалансы. Но есть и долгосрочные задачи. Попытки разобраться с секторами экономики (сельское хозяйство, строительство, ЖКХ) и формат, в которых были даны поручения в них разобраться, очень благоприятен для того, чтобы придумать что-то полезное.

Формат рабочей группы – это классический пример сокрытия авторства предложения и персональной ответственности. Иными словами, туда можно вписывать практически все, что ты хочешь, и персонализации нет. Если бы это был персональный доклад с предложениями структурных реформ, было бы гораздо меньше шансов выдвинуть смелые решения. Этот формат понравился президенту.

Это правительство полезно, потому что оно накопило аппаратный опыт работы в 2011 году. Тогда был вопрос идеологического противостояния между ретроградами и сторонниками рыночной экономики. В 2011 году белорусскую уникальную экономическую модель окончательно похоронил переход на плавающий валютный курс. Наличие фиксированного курса с периодическими ступенчатыми катастрофическими корректировками были ключевым элементом создания иллюзии богатства и экономического роста.

Несколько раз правительство дословно следовало приказам президента. Первый случай был с декретом №9 – юридически безграмотным, противоречащим международным нормам труда и Конституции документом. Второй - с пошлиной за выезд в размере 100 долларов. Когда правительство так сделало, оно показало президенту, насколько оно важно. Если в правительстве начнут исполнять его поручения дословно, будут велики политические потери.

Завершение модернизации


Модернизация заканчивается посадками. Сомнительно, что вина в том, что случилось с модернизацией, лежит конкретно на директорском корпусе. Встает вопрос, как мы объясним причину провала модернизации. Смена акцентов очень показательна: "Отрасль надо модернизировать комплексно, по всем техническим и технологическим переделам. Если говорить о недостатках предыдущих лет, то решались важные вопросы, но не по полному технологическому циклу. Это тормозило отдельные участки, и в результате мы не имели того социально-экономического эффекта, на который рассчитывали. Сейчас правительство выстраивает работу так, чтобы все технологические цепочки были завершены". Это означает, что модернизация провалилась не потому, что она была в корне неправильной, и смысл ее не в том, что она была безразборной, а в том, что она была недостаточно комплексной, и нужно ее продолжать. Из этого следует тезис: "Иногда ставятся задачи сделать за два года. Потом не получается, переделываем, теряем время, люди страдают, судьбы ломаются". То есть не надо было торопиться сделать за два года то, что нужно было делать дольше. Есть у модернизации начало, и нет у нее конца.

Позиция теперь такова, что это проблема не микроуровня: "К тому директорскому корпусу, который берет на себя груз модернизации, нужно относиться уважительно. Эти люди не успокаиваются на том, что сегодня есть, не ссылаются на убедительные причины, идут на серьезную модернизацию. Им всячески нужно оказывать поддержку и моральную, и материальную, чтобы получить новое качество предприятий".

Я бы еще сказал: "А то вы мне всех директоров окончательно распугаете".

На совещании о вторичных ресурсах, обращаясь к губернаторам, Александр Лукашенко напомнил о грядущей посевной: "Наступает посевная у вас, не у меня и даже не у Мясниковича. Мы вам дали все, чтобы посеять: деньги, тракторы, топливо. Действуйте. В этом году я замечания делать не буду. Сразу пойдете туда, где Борис Васильевич Батура, не худший губернатор на то время. Поэтому начинайте вертеться и других закручивайте".

В случае с Батурой эта фраза сейчас означает скорее отправку на пенсию.

Принципиально важным является то, что Борису Батуре грозили посадкой, он фактически позволил проигнорировать необходимость отвечать. Упомянутый Батура – пример того, как угрозы президента были нивелированы. Можно было привести в пример директора "Борисовдрева", кого угодно.

Когда обнаружилось внезапное правдорубство Петра Прокоповича, многие решили, что тоже так могут. В частности, посол во Франции Павел Латушко сказал, что белорусская техника не продается, потому что ломается прямо на выставке. На это последовал ответ: "Мы послов зажали, чтобы продавали продукцию, а продавать не хочется. Хочется, знаете ли, беленькие манжетики, белые воротнички, сидеть во Франции, представлять какие-то политические интересы, заниматься болтовней, картины на стенах развешивать. А когда их жеманули по продажам продукции, они взвыли, что продукция не та. Это не проходит. Точно такую же позицию у нас заняли некоторые министры".

Работа руководителей загранучреждений по обеспечению роста экспорта будет рассмотрена в правительстве во втором квартале текущего года. На заседании будет рассмотрена работа посольств по выполнению поручений президента и доведенных заданий. Это означает, что вопрос ответственности теперь стоит перед правительством. Уменьшаются шансы, что это будет президентское решение. А вопрос оценки работы дипкорпуса начинает маскироваться в вопрос работы всего правительства по исполнению поручений президента. Фактически это означает смягчение барского гнева.

Продолжается тенденция роста складских запасов. Поскольку в апреле правительству придется отвечать за неисполнение прогнозных показателей, основная риторика сейчас – сезонность. "Рост складских запасов, характерный для начала года, в силу сезонности находится в границах утвержденных параметров".

Какие послания генерируют рабочие группы?

Разобраться с ЖКХ было политическим решением. Это непрозрачная сфера, и никто не знал, каков там механизм ценообразования. "По моей информации, себестоимость услуг очень отличается от того, как мы это представляем. Вы там обнаруживаете каких-то посредников. Это вообще недопустимо. Любое посредничество – это увеличение цены. Проблему в сфере ЖКХ необходимо вскрыть аналогично тому, как это было сделано в строительстве", - сказал президент. Руководитель рабочей группы Александр Якобсон поехал в Брестскую область на ОАО "Модуль", производящее трубы для инженерных сетей: "Проблема в том, что в ЖКХ все время проникают активы непрофильных предприятий, которых там не должно быть по природе. Очень простой способ: есть убыточное предприятие, взяли и включили его в состав ЖКХ, и вроде его уже нет. Дальше ищут схемы, чтобы за счет бюджета поправить ситуацию бывшего убыточного предприятия". В состав коммунхозов включаются мебельные фабрики, линии по переработке семечек, бассейны, предприятия бытового обслуживания населения. В силу абсолютной непрозрачности и постоянной дотации сферы ЖКХ она была удобным способом, чтобы спрятать убыточность.

Но эта система не уникальная. Наша холдингомания позволяла маскировать ценообразование предприятий, которые включаются в состав холдингов. Ценообразование может быть рыночным у головных предприятий. У предприятий же, которые включены в холдинг, нет стимула, потому что нет конкуренции. Свою неэффективность они передают вверх по цепочке. Это не частная проблема - у нас вообще так решались проблемы в экономике.

Затраты на содержание управленческого аппарата


В Минске затраты на содержание аппарата управления ЖКХ составляют 17% от всего финансирования отрасли.

А население финансирует около 20%.

При том, что сейчас заполнено не все штатное расписание, – лишь 60% от штата.

Административный аппарат – это не электрики, дворники, а директора ЖЭСов, заместители…

При реорганизации системы ЖКХ предлагается разделить функцию заказчика и подрядчика, создать схему, при которой затраты на благоустройство и оказание иных услуг будет невозможно отнести на себестоимость основных жилищно-коммунальных услуг. Также предлагается разделить организации на два блока: организации, оказывающие основные услуги по субсидируемым тарифам, и не задействованные в этом организации. При этом все непрофильные активы предлагается передать второму блоку организаций, предусмотрев бюджетное финансирование на их содержание. Ответом на заметание пыли под ковер будет создание "хорошего" и "плохого" ЖКХ. Как минимум это означает резкое увеличение прозрачности ценообразования. Это подается как решение частной проблемы, но в действительности отделение профильных активов от непрофильных в любом предприятии означает повышение рыночной стоимости.

Это противоречит тому, что мы делали весь прошлый год, создавая холдинги.

Сельское хозяйство


Подготовлен проект документов, предусматривающий меры по повышению прибыльности, рентабельности, снижению задолженности, уменьшению себестоимости. Один из пакетов нормативно-правовых актов предполагает изменение подходов к ценообразованию на продукцию сельского хозяйства, в частности - возможность перехода на свободное ценообразование. Закупочные цены регулируются только в отношении продукции, поставляемой в счет государственного заказа.

Сельское хозяйство – модельный пример того, как искусственно заниженная рентабельность сырьевиков сделана для того, чтобы была завышенная рентабельность переработчиков. Как только объекты переработки становятся отдельной хозяйственной единицей, эта проблема моментально всплывает.

Понимая, что есть ограничения по отпускным ценам, невозможно в один момент повысить закупочные цены. Отсюда вытекает и изменение цен переработчиков. Это вопрос не отпуска цены, а изменения структуры цен по всей цепочке. Если посмотреть, какие хозяйства у нас являются передовыми, то это как раз передовые комплексы. Нынешний министр сельского хозяйства был директором такого рода АПК. Идея распространения практики такой организационно-правой формы устройства сельского хозяйства зрела давно. Сейчас делается попытка провести серьезную структурную реформу в сельском хозяйстве, поданную под соусом привычных вещей. Но нюансы выдают суть: "Сегодня в стране работает 374 колхоза. До конца 2016 года они все будут преобразованы в хозяйствующие общества и коммунально-унитарные предприятия. Уставы потеряли свою значимость, не соответствуют современным законодательным нормам, входят в противоречие с Налоговым кодексом". Раньше это присоединению не мешало, а сейчас мешает. Моя догадка: речь идет о вещах больших, чем просто присоединение убыточных предприятий к прибыльным, об изменении структуры сельского хозяйства.

Вопрос, каким образом будет произведено финансовое оздоровление отрасли. Понятно, что просто списать плохую задолженность не получится. Реструктуризация для всех слишком радикальна, чтобы быть принятой в администрации президента. Поэтому она маскируется: послабления распространяются на хозяйства, присоединяющие себе другие. Формально не для всех, но по факту – для всех.

Изменения в частном секторе


Кто будет создавать новую экономику в ситуации, когда не работает старая? Петр Прокопович предлагает создавать условия для частного бизнеса, и постепенно он окрепнет. Доля малых и средних предприятий ВВП – 25%, уже в 2015 году цифра должна дойти до 30%, к концу следующей пятилетки она должна составить не менее половины ВВП. "Малый и средний бизнес позволяет закрывать потребности в рабочих местах, которые освобождаются при модернизации крупных предприятий. Создают товары и завоевывают внутренний рынок за счет белорусских товаров и услуг, позволяя уходить от импорта, связывают средства населения". "Задача увеличения доступности кредитов в белорусских рублях для малого бизнеса". Это главное препятствие для развития, с точки зрения Прокоповича: "Сегодня дорогие, спекулятивные белорусские кредиты не позволяют малым предприятиям развиваться. Проблему надо решать более быстрыми темпами, чем решаем сейчас. Первые шаги уже сделаны. Следующий шаг – сделать так, чтобы кредиты в белорусских рублях также были доступны. Нужно, чтобы стоимость кредита была рыночной, увязана с уровнем инфляции. Если инфляция составляет 15-16%, то ставки по кредитам не должны превышать 20%. Сегодня они превышают их в два раза, это искусственное превышение".

Задача обеспечения роста малого и среднего бизнеса подана как важная народно-хозяйственная. Они обеспечат и рост ВВП, и рабочие места предоставят. Следующий вопрос: что мешает развитию? Высокие процентные ставки. Как сделать так, чтобы они были ниже? С чем связано то, что кредиты в валюте доступны, а в белорусских рублях – нет? Это связано с тем, что в процентную ставку добавляется премия за то, что у нас вообще есть национальная валюта. Она столь велика, потому что таким способом мы обеспечиваем относительную привлекательность размещения средств в белорусских рублях. Иначе спрос на валюту был бы существенно больше.

А спрос большой, потому что валюта дешевая.

Единственный способ решить эту задачу неадминистративным образом – сделать валюту непривлекательной. Это вопрос валютного курса, а не административных мер. Не имея возможности напрямую говорить о краткосрочных вещах, идет продвижение важных элементов долгосрочных предложений через ограниченные условия. Если сейчас сделать ставку 20%, будет бегство из рублевых вкладов, и мы получим валютную панику. Единственный способ избежать паники – рыночное курсообразование.

"В сфере развития малого и среднего бизнеса нужно ориентироваться на привлечение белорусского капитала. В Беларуси уже сложился целый класс солидных бизнесменов. Мы должны помочь им создавать больше новых предприятий и производств и тем самым создавать новую экономику" - речь идет о белорусском национальном капитализме. Есть богатые люди, которые не вкладывают деньги в бизнес. Это особенность нашей экономической модели: состояния нет, капиталов нет, потому что есть неестественные пределы роста. В этом смысле тезис развития отечественных капиталистов означает отказ от этой практики.

Министр экономики Николай Снопков отметил, что "внешняя среда и внутренний рынок становятся все более агрессивными по отношению к предприятиям Беларуси. Экономика страны нуждается в финансовых ресурсах для модернизации и поддержки новых факторов роста". Внутренние возможности – банковские источники – ограничены. Возможности бюджета для поддержания экономики постепенно сокращаются. Внешний долг страны уже достиг значительных величин и не сможет являться значимым каналом притока капитала.

Огромным тормозом для экономического роста является искусственно недоразвитый фондовый рынок. Недостаточное развитие первичного рынка капитала и ценных бумаг отрицательно сказывается на уровне инвестиционной активности населения и предприятий. Идея развития внутреннего финансового рынка подается через идею того, что не работают другие финансовые источники. Один из способов развития – прозрачность: инвесторы вкладывают деньги туда, где они понимают, как они зарабатываются. Это означает, что нужно избавляться от непрофильных активов, проходить аудиты, публиковать отчетность компании. Методическая база готова, нужно только позволить, и мешают антирыночные практики, которые мы наблюдали весь прошлый год. Это и платиновые акции, не до конца принятые поправки в закон о приватизации, где подразумевается наличие государственных представителей в совете директоров. Такого рода попытки можно пресекать, объясняя, что таким образом мы перекрываем себе последний источник финансирования экономического роста.

Нацбанк регулярно говорит, что его задача – сохранение жесткой денежно-кредитной политики, поддержание на положительном уровне процентных ставок, обеспечение макроэкономической стабильности. Зампред Нацбанка Сергей Калечиц объяснил, каким образом Нацбанк работает на поддержание ценовой стабильности: "Смотрим на параметры внутреннего спроса как с точки зрения недопущения его чрезмерного роста, так и избыточного сжатия. Важным показателем является соответствие динамики кредитования экономики темпам роста внутреннего спроса". Фактически это таргетирование денежного агрегата М2. Это еще не инфляционное таргетирование, но уже не таргетирование курса.

Сейчас период провала ускорения социально-экономического развития, и нужно искать ростки будущей перестройки. Перестройка не начиналась с предложения строить капитализм, любые реформы советского строя всегда начинались с внедрения элементов. Вполне возможно, это единственный возможный для нас путь. Элементы нормального рыночного хозяйства неизбежно будут увеличивать зону функционирования рынка. Не имея возможности предложить решения краткосрочных задач, можно выйти на них обходным путем, преподнеся эти меры как необходимое условие осуществления решений частных, системных, долгосрочных задач. В общих интересах - поддерживать эту инициативу, чтобы маленькие ростки пробили асфальт, вода камень точит. В наших условиях системные изменения возможны только путем маскирования их под решение конкретных частных задач.
Нужные услуги в нужный момент
-35%
-20%
-10%
-20%
-20%
-50%
-36%
-12%
-10%
-10%