Банки
Курсы валют
Карточки  
Кредиты
Продай свой кредит
Вклады
Экономические показатели
Сервисы
Платежи в интернете
Переводы с карты на карту
Налоговый калькулятор
Калькуляторы
Каталог компаний
Домашняя бухгалтерия
Праздничный
Паритетбанк
15%
Е-плюс
Евроторгинвестбанк
15%
Жгучий кредит
Идея Банк
15%

Все кредиты

Личный счет


Елена Спасюк,

Иллюстрация с сайта rost-info.com.ua
Иллюстрация с сайта rost-info.com.ua
Понимая недостатки действующей пенсионной системы, государство тем не менее не выказывает желания проводить реформу, пытаясь решать возникающие вопросы менее радикальными методами. Однако такие шаги лишь усугубляют проблему, взваливая необходимость ее коренного решения на будущие поколения.

Например, одно из последних решений - увеличение с 5 до 10 лет минимального стажа выплаты взносов в фонд соцзащиты для назначения пенсий по возрасту. Соответствующий указ был подписан еще в сентябре 2013 года. Теперь депутатам осталось лишь принять законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам пенсионного обеспечения", который первое чтение уже прошел.

На представлении документа в Палате представителей министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина подчеркнула, что "подобные нормы по минимальному стажу уже 15 лет существуют в Литве, Латвии, Эстонии". В России их тоже планируют принять.

"Мы сейчас работаем над тем, чтобы повысить значимость продолжительности работы, чтобы размер пенсии зависел от продолжительности работы и уплаты страховых взносов", -
отметила Марианна Щеткина, отвечая на вопросы депутатов.

Очевидно, что принимаемые меры во многом связаны с проблемами наполнения Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), который по итогам прошлого года впервые за последние годы сформировался с дефицитом. И хотя просроченная задолженность перед ФСЗН не является очень большой в сравнении с масштабами поступления в него, сам факт задолженности - тревожный звоночек.

Большинство средств ФСЗН расходует на выплату пенсий. Таким образом, проблемы фонда - это актуальные или будущие проблемы пенсионеров. Для изменения ситуации по наполнению ФСЗН нужна реформа пенсионной системы, о чем власти фактически речи не ведут, что назвать ответственной позицией в современной демографической ситуации нельзя.

Каждый год средний возраст белорусов увеличивается на 0,3 года. Если в 2010 году средний возраст населения был 38,3 года, то в 2030-м будет 44,4, а в 2050-м - 48,6.

В начале 2014 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 403 человека старше трудоспособного возраста. В 2009 году этот показатель составлял 359 человек. Демографическая нагрузка на трудоспособное население в связи с ростом числа пожилых людей достигла максимального значения за всю послевоенную историю Беларуси.

В настоящее время со своей зарплаты наемный работник платит 1% отчислений в Фонд соцзащиты населения и 12% подоходного налога. При этом наниматель отчисляет 34% от фонда оплаты труда в ФСЗН. Минфин высказывал мнение, что нынешняя ситуация, когда взносы в ФСЗН ложатся исключительно на плечи нанимателя, провоцирует зарплаты в конвертах. Поэтому Минфин предлагает перераспределить нагрузку с нанимателя на работника по уплате отчислений в Фонд социальной защиты. Эту инициативу поддерживало и Министерство по налогам и сборам.

Однако, считают эксперты, простое перераспределение отчислений в ФСЗН между работником и нанимателем в сегодняшней ситуации не заставит население задуматься о своей будущей пенсии, так как в Беларуси пенсия выплачивается по принципу солидарности поколений. То есть каждый из работающих сегодня вносит средства не на свою пенсию, а содержит тех, кто уже является пенсионерами.

Правительство не пошло на перераспределение нагрузки, потому что это задело бы интересы работающих. "Это политический вопрос, а власти остерегаются социального напряжения", - отметил в комментарии для Naviny.by кандидат экономических наук Владимир Николаевский.

Что касается увеличения минимального периода, в течение которого необходимо выплачивать взносы в Фонд социальной защиты населения, естественно, это несколько ослабит на него нагрузку.

Однако предлагаемые государством бонусы, которые увеличивают трудовой период гражданина и, соответственно, сокращают пенсионный, пока не пользуются популярностью.

Например, возможностью выбрать отложенную пенсию в Беларуси пока воспользовались немногие. Хотя такая опция позволяет за несколько лет ощутимо увеличить размер пенсий.

За первый год работы по достижении пенсионного возраста (без оформления пенсии) рост пенсий составит 6% заработка, принимаемого для исчисления пенсии. За два года размер повышения составит уже 14%, за три года - 24%, за четыре года - 36%, за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка, которые также суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период.

Так или иначе проблемы с выплатой пенсий в существующей демографической и экономической ситуации в Беларуси неизбежны, считает Владимир Николаевский. По его мнению, пенсионную реформу надо было начинать еще полтора десятка лет назад, "тогда это можно было сделать меньшей кровью".

"Сейчас резервов в пенсионной системе Беларуси нет, поэтому необходимо принимать ряд мер, в том числе непопулярных, для чего нужна политическая воля", -
сказал экономист.

Работающим людям, у которых есть деньги, Владимир Николаевский рекомендует накапливать личные средства в дополнение к пенсии: "Весь мир делает так".

"Если человек заботится о своем будущем, лучше иметь какой-то счет для сбережения средств. Правда, с введением элементов накопительной системы возникают вопросы сохранения и управления деньгами. Этим должны заниматься профессионалы, в стране должны быть созданы соответствующие условия", - отметил экономист.