Личный счет


изображение с сайта fundunion.org
изображение с сайта fundunion.org
Тарифы на ЖКХ в последнее время понимаются чуть ли не каждый месяц. По словам заместителя премьер-министра Анатолия Калинина, с 2015 года белорусы будут полностью оплачивать услуги по газо- и электроснабжению.

Служба информации "ЕвроБеларуси" спросила у представителей предприятий и организаций, работающих в сфере ЖКХ, о рациональности роста тарифов и качестве предоставляемых услуг.
 
Директор ОДО "Аймалин М" Виктор Клименко считает, что повышение тарифов неизбежно. Сегодня они действительно довольно низкие. Он подчеркивает, что с ростом цен надо использовать и другие новшества в системе коммунальных услуг.
 
- Необходимость роста тарифов видят и власти, и сам народ. Только с разных точек зрения. Как работник сферы ЖКХ, я уверен, что содержание жилья должно быть окупаемо, - говорит Клименко. - Если человек может позволить себе шикарный дом, он должен платить за его содержание. А за жилье попроще оплата, соответственно, должна быть ниже. Недостаточно заявить о повышении тарифов, надо продумать индивидуальный подход, отойти от централизации.
 
Дифференцированный подход

Еще в 96-м году поднимался вопрос о необходимости ввести подомовой учет, который позволил бы рассчитать, какие затраты несет ЖЭС на обслуживание каждого дома, говорят эксперты. Но до сих пор в этом вопросе сдвигов не видно, хоть депутаты и представители министерств регулярно делятся новостями о планах ввести эту форму учета затрат на техобслуживание.
 
- В очередной раз о подомовом учете говорится в программе развития ЖКХ до 2015 года. Будет это сделано или нет, неизвестно, - говорит председатель товарищества собственников "Забудовец-2009" Леонид Соколовский. - Ввести такую систему сложно и проблематично, потому что надо изучить каждый дом. Хорошо, когда есть товарищество собственников или частная управляющая компания, которые уже имеют сведения о том, сколько потребляет каждый обслуживаемый ими дом. Государственный ЖЭС обслуживает большое количество домов и там нет отчетности по затратам на техобслуживание и услуги, как у частников.
 
Специалисты уверены, что повышение тарифов должно быть связано с дифференциацией стоимости услуг. Где-то стоимость можно поднять на 10 долларов, а где-то всего на 2.
 
- Одинаковые тарифы для всего населения – это устаревшая система. Ведь все дома разные. Где-то установлены два лифта, большой холл с десятком светильников, а где-то, в хрущевке, ничего это нет. Стоимость обслуживания всех домов разная. А население платит по одним тарифам, - объясняет Виктор Клименко.
 
Одинаковые условия для государственных и частных ЖЭСов

Для того чтобы двигаться дальше и развивать сферу услуг ЖКХ, надо привести к одному знаменателю исходную позицию ЖЭСов, частных обслуживающих компаний и товариществ собственников. Сегодня их условия на рынке не равноправны, считает председатель правления РСПОО "Совместное домовладение" Ирина Плавская. Пока жители домов, которые обслуживает государственный ЖЭС, оплачивают около 20% стоимости услуг, в частных домовладениях люди платят за услуги полностью.
 
- Такой большой разрыв вызывает у людей возмущение, почему они оплачивают полную стоимость оказанных им услуг, если в государственном ЖЭСе этого не происходит? – рассуждает она. – Из-за такой разницы частные ЖЭСы, как и товарищества собственников, выброшены за борт рынка сферы услуг. И жители домов, которые они обслуживают, правомерно недоумевают, почему в соседнем доме, который обслуживает государственный ЖЭС, тариф в жировке намного меньше, чем у них. Лет 8-10 назад товарищества собственников тоже пользовались государственными дотациями на покрытие части стоимости услуг, которые покрывали около 70% затрат. Со временем тарифы на дотации остались на прежнем уровне, а стоимость самих услуг подорожала. И если товарищество собственников пользуется этой дотацией сейчас, она покрывает около 40%, остальное – из кармана жильцов. Люди не отказываются платить, но чем они хуже тех, кто обслуживается в государственной службе?
 
Но уменьшить стоимость услуг для жильцов частные обслуживающие компании не могут, потому что уровень их обслуживания опередил нормативы, установленные ЖКХ.
 
- Мы регулярно считаем затраты по оказанию услуг населению по техническому обслуживанию. И они никак не могут соответствовать нормативам государственных жилкомхозов, – рассказывает Леонид Соколовский. - В нашем доме стоят белорусские счетчики тепла, а приборы, регулирующие перепад давления, - немецкие. Оказывается, у госпредприятий нет расценок по обслуживанию этих приборов. И специалистов таких тоже нет. Это значит, что мы за отдельную плату должны искать работников для обслуживания этой системы. И отражается все на кошельках жильцов.

Совершенствовать надо всю сферу оказания коммунальных услуг

- Большинство новых многоэтажек до сих пор строятся по проектам, созданным по старому образцу: мусоропровод, нерациональное использование площадей, общая система отопления. Уже давно пора расширять систему поквартирного учета тепла, - рассуждает Ирина Плавская. - У нас же в одних домах люди никак согреться не могут, там все время холодно, другие вынуждены открывать окна, потому что в квартире 30 градусов. А платят за отопление все одинаково.
 
На самом деле многие люди готовы платить за хорошее обслуживание, считают специалисты. Но жильцы многоэтажек ждут нового уровня обслуживания.
 
- Я, как потребитель, хочу видеть результат, - говорит Виктор Клименко. - Я готов платить больше, если улучшится качество услуг. И это должно стать заметно во всем: чистый подъезд, ремонт и чистка мусоропроводов, вывоз отходов. А вообще, вопрос повышения тарифов должен рассматриваться с разных сторон. Нужно поставить конечную цель – что мы будем иметь от этого повышения. Сейчас речь идет только о росте тарифов, но никто в правительстве не говорит, что от этого будет иметь население. В результате есть риск, что обслуживание останется на том же уровне, потому что государство пока заинтересовано только в том, чтобы уменьшить субсидирование обслуживания жилых помещений.
 
- Кроме очевидного результата люди хотят знать, как формируется стоимость услуг. Ко мне приходят люди и просят показать, за что они платят в этом месяце. И я показываю все расчеты, сколько в доме потребили тепла, электричества, что отремонтировали, - говорит Леонид Соколовский. - Нам государство говорит, гигакалория энергии стоит столько. Я бы хотел иметь возможность зайти в интернет и посмотреть, из чего формируется эта цифра. В прошлом году значительно поднялся тариф за электроэнергию. Но почему это произошло, мы не знаем. Да, государство хочет уменьшить дотирование, но надо разъяснять, почему все это происходит. Тогда и вопросов у населения будет меньше.
 
- С точки зрения обывателя мы никогда не рады повышению цен, будь это мясо или электричество. Но с другой точки зрения, это способ заставить людей экономить воду, отопление, электроэнергию. Нам это достается на халяву, - считает Ирина Плавская. - Доходит до того, что многие белорусы смеются над теми же немцами, которые выключают воду, когда намыливают волосы и чистят зубы. А это ведь нормальная практика в развитых странах.
 
Адресная помощь нуждающимся

- Однозначно, решение проблемы – это повышение тарифов при введении адресной социальной помощи, - рассуждает Ирина Плавская. - Не той, которая существует сегодня. Помогать адресно, а не когда государство датирует 80% для всех: у кого одна квартира в хрущевке и у кого три квартиры.
 
Виктор Клименко считает, если человек нуждается, он должен пойти и просить субсидии. Остальные должны оплачивать услуги, которые получают на самом деле, мы должны прийти к самоокупаемости в техобслуживании домов ЖЭСами или хотя бы приблизиться ней. Пока этого не будет, ситуация не изменится.
 
Нужные услуги в нужный момент
-20%
-15%
-10%
-20%
-15%
-10%
-30%
-10%
-50%
-15%
-15%
0058345