Личный счет


/ Павел Свердлов,

Зачем импортозамещение называть развитием внутреннего рынка, когда белорусы стали богаче и куда им тратить деньги по заветам президента. В очередном выпуске программы "Экономика на пальцах" Сергей Чалый и Павел Свердлов анализировали ежегодное обращение главы государства к народу и парламенту. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (368.19 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (56.00 МБ)

Напомним, в своем ежегодном обращении к народу и парламенту руководитель Беларуси Александр Лукашенко говорил о девальвации в 5-6% до конца года, обещал повысить зарплаты учителям и врачам, потребовал закончить модернизацию на предприятиях, где она была начата, и много говорил о борьбе с коррупцией.
Выступления в парламенте - судьбоносные для страны, но прозвучало ли что-то новое 22 апреля? "Нет, - уверен автор и ведущий программы "Экономика на пальцах" Сергей Чалый. - Фактически, под развитием внутреннего рынка президент имел в виду импортозамещение. То есть мы вернулись к старому под новыми лозунгами. Стратегии развития экономики по-прежнему нет". 

Сокращенная текстовая версия программы.

Состоялась встреча высшего руководства "Уралкалия" с президентом, это первая встреча на уровне глав представительств. Наши СМИ сообщили, что Лукашенко принял Дмитрия Мазепина по его просьбе. Стороны общались по поводу возможности создания картеля или совместного сбыта – возврата к политике цены прежде объемов. Остаются существенные разногласия по двум вопросам. Первый: где будет регистрироваться совместная компания. Второй: распределение доходов. Беларусь настаивает на разделении собственности компании пропорционально сбыту, а "Уралкалий" - пропорционально добыче. Последний вариант будет не в нашу пользу. 

Следствие продолжалось, и недавно данные были переданы СК России. "Беларуськалий" и БКК будут объявлены потерпевшими, это то, чего мы хотели. Причиненный вред белорусской стороне оценивается более чем в 90 млн долларов. Основной мотив иска – упущенная прибыль. Нет уголовных статей по злоупотреблению полномочиями. С Баумгертнера снимают статьи с большими годами, но обращают против него те самые 100 млн долларов. По гражданскому судопроизводству сидеть не нужно, но нужно платить деньги.

"Беларуськалий" заработал: по февралю ВВП был отрицательный, а по кварталу плюс 0,5%. Рост месяц к месяцу 11%.

После того как Белстат выдал плюс 0,5% ВВП, это позволило правительству улучшить показатели в целом. Сокращения складских запасов, вероятнее всего, достигли за счет бухгалтерских трюков. Показатели улучшились путем перенесения результатов прошлого периода, это хорошо видно в динамике инвестиций в основной капитал. Они последовательно снижались: в январе-феврале этого года 81%, сейчас – 98,7%. Это означает, что в марте в инвестициях образовался такой рост, что мы компенсировали падение двух месяцев.
 

Послание президента


После этого послания у меня не сложилось впечатление, что мы направляемся в какую-то определенную сторону.

Президент сказал: главная ценность – независимость. Чтобы ее отстоять, необходимо три вещи: единство народа, извлечение уроков из своих ошибок и ошибок соседей (исторических), ясный проект будущего Беларуси, способный воодушевить и объединить как старшее, так и молодое поколение страны. Лукашенко рассказал, как мы выбрали уникальный путь экономического развития в 90-е годы. Извлечения уроков там не видно: говорится, что "мы выбрали путь здравого смысла и справедливости". Как только речь идет о том, где можно извлекать уроки, тут же начинается самооправдание. Заявляется тезис, а потом речь ему противоречит, и так было на протяжении всего послания.

Эволюционный посыл присутствует во всех сферах: мы готовы меняться, но эволюционно, постепенно. "Не будем обсуждать сегодня, плоха или хороша была советская модель. Гораздо важнее, что эта модель принципиально отличалась от так называемых рыночных. К свободному рынку никто не был готов: ни привыкшие к госпланам управленцы, ни привыкшие к копейке государства граждане". Это спорный вопрос, потому что к распаду СССР образовался целый класс людей, которые потом стали предпринимателями. Вместо того чтобы использовать их энергию, во главу угла были поставлены интересы "не привыкших к госпланам управленцев" и "привыкших к государственной копейке граждан".

Президент привел в пример шоковые реформы других стран и проблемы, с которыми они столкнулись. Еще лет 10-15 назад эта аргументация работала бы. За это время те страны, которые прошли через эту ломку, отставая от нас к моменту краха СССР, давно нас опередили. А мы топчемся на месте, постепенно ухудшая условия. Президент отметил, что страны, у которых получились реформы, были лучше подготовлены к переходу. Он привел в пример Польшу, в которой при коммунистах были фермеры, мелкий бизнес, частная торговля. Но если не было фермерства, это не аргументация его не создавать.

"Поэтому выбор нашей модели не был ошибкой". Я не заметил, чтобы мы признали хоть одну свою ошибку. В речи президента очень часто звучит выражение "здравый смысл", потому что то, что мы делали, противоречит теоретическим рекомендациям. "Заслуга власти и мудрость народа состояли в том, что мы не позволили увлечь себя теориями, правильными применительно к Западу, но тупиковыми применительно к нашей зарождающейся национальной экономике".

Мы не Запад, мы уникальные, поэтому ваши западные рецепты нам не подходят.

Кризис 2011 года упоминается вскользь. "Прошло 20 лет, изменился мир, мы стали другими, многому научились". Чему научились, нигде не упомянуто. "… зато хорошо усвоили, как жестока глобальная экономика. Поэтому сегодня назрела пора совершенствовать спокойно, эволюционно". "Это не означает, что мы отказываемся от базовых государственных приоритетов: экспорта, жилья, продовольствия". Эти приоритеты были 20 лет назад, только тогда вместо экспорта стоял союз с Россией. Извлечение уроков оказалось таким: все, что мы делали, было единственно возможным, а эволюционные изменения будут на основе тех же приоритетов, которые были 20 лет назад.

Либо отказываетесь от тезиса, либо раскрываете его так, чтобы не противоречить тезису. Должна быть внутренняя непротиворечивость послания. Если у тебя внутренне противоречивые мотивы, у тебя будет внутренне противоречивое поведение.
 

О борьбе с коррупцией


Странно опять обращаться к коррупции, если ты 20 лет назад пришел к власти с антикоррупционной риторикой. Мы взяли коррупцию под контроль, и она у нас "малая" по сравнению с нашими соседями. Особенно интересен тезис, что корни коррупции лежат глубоко в экономической системе, не только нашей, но и общемировой. Даже наша коррупция оказывается следствием глобальных мировых рынков, от которых мы не можем отгородиться.

Что представляет собой коррупция и как с ней бороться? Причиной является не обилие полномочий, а специально созданная система, которая оставляет принятие того или иного решения на усмотрение чиновника. Германия и Израиль считаются очень бюрократическими странами, но при этом система хорошо работает. Каждый вопрос решается в другом кабинете. Опыт показывает, что чем меньше контакт человека с чиновником, тем меньше возможность о чем-то договориться.

Но ключевой фактор - "на усмотрение чиновника". Если в штрафах за превышение скорости будет написано: от 5 руб. до 5 млн, не сложно догадаться, что первым делом возникнет предложение "давай договоримся". Политическая философия Америки основана на том, что человек слаб и подвержен соблазнам. И задача государства создать такую систему, в которой будет меньше возможностей проявить слабость. Отсюда и независимая пресса, разделение властей.

Президент предлагает ряд системных мер по борьбе с коррупцией. Государственный аппарат должен пойти на радикальное избавление от избыточных и несвойственных для него функций. Госаппарат должен брать на себя только те полномочия, которые никто, кроме государства, не должен выполнять. До этого президент говорил о проблемах с ответственностью руководства, что нужно предотвратить возможность устраиваться на теплые места. "Провалил работу – ни на какое хлебное место трудоустроиться не сможет, ни в государственном секторе, ни в частном. Будет подметать улицы. В ближайшее время будет подписан декрет, который раз и навсегда покончит с пересаживанием". Планируется ввести персональную ответственность за состояние дел на вверенном предприятии. Идем по пути уменьшения контрольных параметров, а персональная ответственность устанавливается за все, включая: порядок в цехах, во дворе, на складах и даже благоустройство территорий.

Этим декретом будет введено обязательное согласование с местной властью любого должностного перемещения руководителей, заместителей и главных специалистов предприятий - и государственных, и частных. Согласование будет касаться как назначения на должность руководителя и главного специалиста, так и увольнения с нее.

Чиновники получают еще больше полномочий.

Для борьбы с коррупцией, усиления ответственности придумывается декрет, который противоречит базовому тезису "государственный аппарат должен пойти на радикальное избавление от несвойственных ему функций". Если декрет будет принят в таком виде, я думаю, он займет достойное место рядом с декретом № 9 в той части, где он явно противоречит конституции и Гражданскому кодексу о невмешательстве государства в частные дела.

Второй тезис борьбы с коррупцией – жить по средствам. Это означает, что чем меньше государство выделяет денег, тем меньше возможности их украсть. "Мы с вами убеждались: там, где модернизация проводится за дармовые государственные средства, она оказывается в разы дороже, чем у частника, когда он ее делает за собственные деньги". Вывод интересный: "Причины всего две: равнодушие и коррупция". Разве разница не в том, что это государственные и частные средства? "Если руководитель заинтересован в развитии, он стремится сэкономить, находит лучшие варианты. А если чувствует себя временщиком, то отношение такое же наплевательское". А кем является директор, кроме как не временщиком, когда у него задача обеспечить себе достойную старость за то время, которое явно будет сокращаться? Значит, ему надо будет работать еще интенсивнее. Из сравнения модернизации у частника и на госпредприятии можно сделать очевидный вывод: частная собственность лучше государственной. А в послании делается вывод: поэтому надо перестать бездумно раздавать деньги направо и налево. Причина плохого распоряжения деньгами в форме собственности тех, кто расходует. А вывод: просто давать не будем.

Если частнику дать государственные деньги, он тоже их будет расходовать абы как, потому что это не его деньги. Государственные предприятия конкурируют за господдержку?

Если предприятие начинает работать эффективно, оно фактически дисквалифицирует себя как получателя господдержки. Господдержка нужна, чтобы вытащить предприятие и дать зарплату рабочим. А если ты хорошо работаешь, тебя лишат господдержки, еще и прибыль заберут и направят на тех, кто будет умнее и покажет себя убыточным. Надо было говорить о равных условиях доступа к кредиту и равных условиях хозяйствования для частника и госпредприятия.

Перечисленные факты президент счел показателем тревожной тенденции в государственном аппарате: "Среди директората все больше распространяется опасная атмосфера апатии и безразличия". После кризиса 2011 года стало понятно, что уникальная белорусская экономическая модель регулярно генерирует кризисы. Но не было представления о том, что делать дальше. За год политическое руководство не решило, куда мы идем. В этой ситуации госчиновники начали заниматься своими делами. Эта тенденция напрямую связана с отсутствием ясного проекта будущего Беларуси, способного объединить как старшее, так и младшее поколение.
 

О приватизации


Не делается простой вывод о том, что частник эффективнее. "Приходит госаппарат к президенту: "Надо срочно акционировать и приватизировать предприятие". А для чего? Кому приватизировать? Прежде всего, бездельникам, которые развалили это предприятие". Это самое яркое признание, почему президент против приватизации. Претензия президента не в том, чтобы продавать или не продавать, а в том, что купить смогут только те, кто сейчас является безынициативными коррупционерами. Если у них есть платежеспособный спрос на приватизацию, их задача – понизить стоимость имущества, которое они могут приобрести. Именно на это у них есть полномочия. Получается ситуация не просто апатии и безразличия госаппарата и неэффективности государственного управляющего государственным имуществом, а еще более искаженный стимул.

Получается, у директора предприятия есть огромное количество стимулов ухудшать его положение. А стимулы не ухудшать связаны только со страхом разоблачения.

Отказ от приватизации снимает интерес ухудшать, но оставляет интерес поддерживать на низком уровне. Теоретически, если бы была возможность приватизировать и продать предприятие тому, кто не имел отношение к его нынешнему состоянию, претензий к приватизации нет. Отсюда вывод: найти эффективных менеджеров. Но как найти? В Беларуси 70% убыточных госпредприятий.

Дальний план понятен, но есть и краткосрочная перспектива. "Системные вопросы надо решать, но стратегия не снимает с правительства задачи решения острых проблем сегодняшнего дня. Каждый день страна живет, мы должны платить людям зарплату, пенсию, продолжать модернизацию. Склады нужно разгружать здесь и сейчас".
 

Три приоритетных направления развития экономики


Развитие внутреннего рынка, совершенствование системы управления, развитие и поддержка конкуренции. "Мы не без гордости говорим, что у нас одна из самых открытых экономик. Внешний торговый оборот в полтора раза превышает ВВП. Не понятно, чему тут радоваться. Это огромная зависимость от состояния внешних рынков". Еще недавно внешние рынки воспринимались не как угроза, а как возможность. До истории с разбавителями и растворителями драйвером роста был внешний рынок. Потом мы вернулись к старой модели стимулирования внутреннего спроса, потеряли конкурентные преимущества. Естественно, ухудшилась ситуация во внешнем секторе, и теперь это уже зависимость и опасность. Поменялись мы, а не внешние рынки.

Как заработать на внутреннем рынке?

"Сложности на внешних рынках мы можем компенсировать, расширяя внутренний рынок. Нельзя отдавать внутренний рынок иностранцам". Мы это уже проходили, только теперь слово импортозамещение заменили развитием внутреннего рынка. В пример президент привел Китай. Но у него емкий рынок: там есть масса населения, у которых просто нет холодильника или которые пересаживаются с мотороллера на машину. У нас же 10 млн людей, которые по уровню потребления чувствуют себя по-европейски.
 
Голос форума

vova_squash 24 апреля 2014 в 12.32 из Беларуси

Раньше был лозунг: "Купляйце беларускае". Совершенно неубедительный, потому что в ответ всегда можно сказать: "Купляйце нямецкае", - и это звучит совсем по-другому. И вместо того чтобы детально разобраться, почему один слоган убог, а второй звучит, "беларускае" теперь, скорее всего, будет всучиваться силой, потому что иначе его уже никто не хочет покупать, особенно на экспорт. И это закономерно. Внутренний это рынок, или внешний - не суть, но любой рынок может развиваться только от потребителя, от спроса, а не от совдеповских бессмысленных госпроизводств, которые не знают слова "клиент". "Беларускае", если оно создано от потребителя, почти с нуля человеком, увлеченным своим бизнесом и своими клиентами, его и так покупают: "Санта-Бремор", "Алютех", World of Tanks, и т. п. бренды. А то "беларускае", которое совдеповское, антиклиентское, которое было создано в "совке" и до сих пор сохраняется в том убогом виде только ради бессмысленной занятости населения, а не для удовлетворения потребителя - его уже нигде покупать не хотят из-за этого. Потребитель должен отдать свои деньги, чтобы Лукашенко мог занять бессмысленной работой свой пассивный чарко-шкварочный лехторат???? Кому это надо? Если человек не хочет (не может, не умеет) работать, управлять, продавать - а это все на госпредприятиях просто классика жанра, - так на черта его там держать? Это же вообще неосуществимо никак и нигде в мире - экономика ради негодного работника. Экономика тоже станет негодной, вот и все, и это уже видно невооруженным глазом. Так что другого пути нет, кроме развития внутренних компаний от потребителя (клиента). А продолжение насильного принуждения потребителя оплачивать негодные ему продукты и работников - ну тут уже пусть Чалый посчитает, сколько эти конвульсии могут еще длиться...
"Тотальная зависимость от внешних рынков – это угроза экономике и суверенитету страны". Великолепная манипуляция. До тех пор пока все было хорошо, эта зависимость никому не мешала. Как потеряли конкурентоспособность из-за этих же рецептов развития внутренних рынков, так внешний рынок сразу стал угрозой.
 

О совершенствовании системы экономики


"Директивная система планирования себя исчерпала. Одновременно пора отказаться от государственной поддержки как инструмента спасения неэффективных производств. Неэффективные производства должны выводить из экономики. Главный критерий – государства должны получать прибыль. К пакетам акций государства необходимо подходить как к рыночному активу, добиваясь максимальной доходности. От мертвечины нужно вовремя избавляться естественным образом, как говорится, своевременно проводить санитарную рубку леса, чтобы мертвое не продолжало тянуть средства, которые гораздо нужнее на других направлениях". Старая экономическая модель была построена именно на этом: неэффективные предприятия поддерживались на плаву за счет средств эффективных предприятий. Тут же президент отвлекается от написанного: "Это то же, что я сделал в течение одного часа на Слуцком мясокомбинате".

"К предприятиям-банкротам должна применяться управляемая ликвидация. А это значит, что руководителей и специалистов, доведших до банкротства, если не в тюрьму, то с метлой и на улицу". Важнейший тезис, с помощью которого можно улучшить нашу экономику, и он раскрывается действиями на Слуцком мясокомбинате. Тезисы великолепны, но объяснение полностью их дезавуирует.
 

Развитие конкуренции


"Создание реальной конкуренции – одна из фундаментальных задач государства в сфере экономики. Требуется совершенствование системы управления госсобственностью. У нас сегодня правительство склонилось над госпредприятиями в ручном режиме, выполняя функцию наблюдательных советов". А кто поставил лично отвечать за предприятия отдельных чиновников? Это же было поручение президента.

Препятствия для развития конкуренции – управление госсобственностью, монополии. Но монополии сами по себе не зло, зло - неконкурентное поведение их на рынке, которое должно пресекаться, как это происходит на Западе. "Любые факты повышения цен сверх прогнозного уровня, особенно на потребительские товары, должны быть предметом тщательного анализа и разбирательства для правительства". Только что избавились от установленных параметров повышения цен, чтобы увеличивать конкуренцию и эффективность распределения ресурсов. А теперь в одном из пунктов развития конкуренции предлагаем явно антиконкурентную меру. Президент предложил написать нормы формирования стоимости услуг ЖКХ, и то, что выше норм, считать поведением монополиста. Но если ваша задача разбивать монополии, пустите туда не только государство.

Третье препятствие для развития конкуренции – обман потребителя. Имеются в виду в том числе иностранцы, которых не надо пускать на наш рынок. "Потребителя привлекают более низкой ценой, продавая товар более низкого качества, чем заявляется. Товарам, не соответствующим заявленным качествам, не место на рынке. Этим должен заняться Госстандарт". Президент объясняет, что Госстандарту надо идти на рынки и смотреть вместе с Минторгом и другими органами, что продается и какого качества.

"Белорусских индивидуальных предпринимателей, работающих на рынке, планируется обязать иметь отечественные аналоги импортной продукции, которой они торгуют. Министерство торговли разрабатывает соответствующие ассортиментные перечни, которые будут действовать". И это развитие конкуренции. "Это делается, чтобы у потребителя был выбор".

Хороша конкуренция между импортным и отечественным товаром.

"Если бы деньги, которые белорусы вкладывают в экономики других государств, отдавая предпочтение импортным товарам, были потрачены внутри страны, у нас вообще никаких проблем не было бы. Во-первых, доходы населения росли бы более быстрыми темпами, валюты бы оставалось столько, что положительное сальдо было бы несколько миллиардов долларов, и наш рубль не девальвировался, а постепенно укреплялся". Положительное сальдо – это прямая функция обменного курса. "Задачи, которые ставятся перед отечественными производителями, заключаются в том, чтобы обеспечить более быстрое и эффективное восстановление позиций на собственном рынке. Задача состоит в том, чтобы выполнить поручение главы государства, которое он дал накануне всем органам власти, предприятиям и бизнесу: защищать свой рынок, развивать его". Петр Прокопович ставит "развивать" в конце, а перед этим – "защищать свой рынок".
 
Голос форума

AlfredN 24 апреля 2014 в 13.11 из Беларуси

"Стратегии развития экономики по-прежнему нет". Читать полностью:  Ну почему нет? Есть, наверняка. Но одного желания развиваться - мало. Надо для начала действительно оптимизировать управление. Оно громоздко, неповоротливо и толстозадо. Все то новое, которое хотел бы руководитель и внедрить у себя, должно пройти согласование, одобрение, утверждение у бездельников в исполкомах, которые ничего, кроме тормоза, и не осуществляют. Вот посему руководители госпредприятий ничего и не делают "от души". Все смотрят, что скажет Сам. А разве же один человек способен охватить всё? Нет, физически невозможно. Вот и пересаживаются "свои" люди из одного кресла в другое. Те, кому он доверяет. Даже если они и не профи. За 20 с лишним лет людей просто отучили работать. Сплошная показуха, надувательство. Лишь бы не ругал президент. И еще побольше себе оклад установить, как он приводил пример, и урвать за счет бюджета в карман. А народ как лохи. Всё недоплачивают и недоплачивают... Короче, ничего нового. Упрекали брежневские времена, типа застой. Сейчас вот нет застоя. Сплошная динамика роста цен и падения курса нацвалюты. Который год... 
Это проигравшая на практике идея импортозамещения, которая является вынужденной мерой в условиях, когда у вас нет возможности провести автоматически макрокорректировку. "Обвальную девальвацию мы не планируем, чего бы нам это ни стоило". Это тот режим политического заказа: чего бы ни стоило – не допустить. "Мы не намерены проводить девальвацию административно, как в Казахстане. Если мы будем видеть, что это необходимо, что у нас нет золотовалютных резервов или они опускаются ниже планируемого, спокойно проведем. Если до конца года добавим еще 5-6%, нормально".
 
Голос форума

Дмитрий_Фёдоров 28 апреля 2014 в 01:47 из Беларуси

Есть разное импортозамещение. Иногда оно может быть успешным. Классический пример успешного импортозамещения, когда в конце 1970ых гг. Германия отказалась продавать трубы СССР для газового трубопровода. В результате в СССР наладили производство труб большого диаметра. Трубы пошли на строительство газопровода, а все расходы были учтены в стоимости газа, поставляемого в Германию для немцев. Но в масштабах всей экономики импортозамещение - не самая эффективная экономическая политика. Если представить упрощённую модель, что вся экономика - это одно импортозамещающее предприятие, а все работники -это один работник. Приэтом есть переменные. G - это доход/расход государства, C - это доход/расход работника, а Y - доход предприятия, IM - это оплата материалов и оборудования в том числе зарубежным поставщикам. Расходы импортозамещающего предприятия или всей экономики: Расходы = IM + C+G. Следовательно, цена импортозамещающей продукции Цена = IM + C + Y + G. Приэтом, максимальная платёжеспособность/спрос внутреннего рынка определяется суммой доходов государства и работника C + G. Следовательно, если от стоимости всей импортозамещающей продукции отнять доходы государственных органов и потребителей, то получится ( IM + C + Y + G ) - ( C + G ) = IM + Y. Эта разница в упрощённой модели наглядно показывает, что импортозамещающая модель экономики приводит к дефициту платёжного баланса по причине в первую очередь недостаточности своих собственных ресурсов. Если взять учебник "Международная экономика" Пола Кругмана, то в первой главе можно увидеть данные внешнего товарооборота США, Франции и Бельгии. Экономика США меньше всего зависима от внешней торговли ( 20% экспорт и импорт от ВВП), так как Америка богата ресурсами. А вот Бельгия больше всего зависима, экспорт и импорт вместе составляют 150% ВВП. Что касается ращвития услуг внутри страны, то стоимость услуг напрямую зависит от доходов в реальном секторе. Например, парикмахер в Нью-Йорке заработает больше, чем в Минске за одну и ту же стрижку, так как разный уровень доходов работников Нью-Йорка и Минска, который определяется доходами экономик этих городов.
Правительством были названы меры, на которые в стране можно пойти для сохранения стабильности. Иными словами, заданы четкие условия. В ситуации, когда мы снова оказались в условиях завышенного обменного курса, отсутствия макроравновесия, потеряв конкурентоспособность, ничего другого не остается, как наступать на те же грабли импортозамещения.

Ответ на вопрос, куда мы движемся, мне кажется очевидным. В тексте послания видна идеологическая борьба, там масса правильных вещей. Но фактически, исходя из объяснения тезисов, макроэкономическая политика как минимум на год возвращается в русло докризисной модели. Она будет работать до тех пор, пока удастся делать все возможное, чтобы избежать девальвации.
 
Следующая программа появится в эфире 8 мая.

Мнение автора программы может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-10%
-40%
-40%
-27%
-20%
-40%
-20%