Личный счет


Один из магазинов торговой сети "Ноев Ковчег". Фото с сайта bobruisk.ru
Кассир из Бобруйска конфликтует с руководством торговой сети, в которой работает. Причиной спора стали отлучки в туалет. Повздорив с заведующей одним из магазинов, девушка перешла в другой и уже 3 месяца работает там на "голом" окладе. Директор торговой сети считает, что "конфликтная сотрудница" должна была уволиться сразу.

Бобруйчанка Светлана Бушинская больше двух лет проработала кассиром в магазине местной торговой сети "Ноев Ковчег". После прихода в коллектив новой заведующей дисциплина, по словам Светланы, постепенно ужесточилась: кассирам, например, запретили покидать рабочее место без крайней надобности. И даже отлучка в туалет не всегда считалась уважительной причиной.

Светлана, как и другие кассиры, работала по графику "два через два": два дня были рабочими, следующие два – выходными.
 
- За два дня кассир должен был наработать 26 часов, поэтому в первый день мы работали 15 часов, во второй – 11 часов. Если я сидела на кассе с 7 утра до 10 вечера, у меня было три перерыва по полчаса: на завтрак, обед и ужин. Между этими перерывами никаких выходов не должно было быть, даже в туалет, - рассказывает Светлана. - Просишь у администратора разрешения отлучиться, и начинается: "А зачем тебе? А куда тебе?". Иногда скандалы случались при покупателях.
 
Когда Светлана вернулась с очередной сессии (она учится заочно), заведующая предложила ей уволиться по соглашению сторон. Девушка, однако, решила побороться за свое рабочее место и отказалась уходить. На следующий день она вышла на работу, но на кассе ее уже заменяла коллега. После у Светланы были переговоры с руководством сети "Ноев Ковчег". В результате ее переместили в другой магазин.
 
- Бывшие коллеги знают, что меня не уволили, но поддерживают только на словах, - говорит девушка.
 
В начале февраля Светлана приступила к работе продавца на новом месте. Отлучаться в туалет из-за прилавка она может без проблем. Единственный минус – ее три месяца подряд лишают премии. Официально - за отсутствие ценников, плохую выкладку товара и "просрочку". Сама работница думает, что причина – ее обращения в инспекцию труда.
 
- В феврале, когда я написала жалобу в бобруйскую инспекцию, заместитель директора (УЧТП "Ноев Ковчег". - FINANCE.TUT.BY) в тот же день лишил меня премии, якобы за то, что нет ценника. В марте то же самое. Утром мне сказали, что приедет инспекция из Могилева, после обеда пришел заместитель, ему что-то не понравилось, и премии опять нет. В апреле у меня нашли "просрочку", хотя моя сменщица сказала, что все проверила, - рассказывает Светлана. – В нашем магазине был аналогичный случай: покупатель нашел просроченный товар, и мою коллегу тоже лишили премии - на 20%. В моем случае обошлось без скандала, но премию мне "срезали" на 100%.
 
Три месяца подряд Светлана получает "голый" оклад – 2,3 миллиона рублей и считает, что начальство хочет уволить ее по статье за нарушения.
 
FINANCE.TUT.BY пообщался с директором УЧТП "Ноев Ковчег" Варужаном Авакяном. Он уверяет, что увольнять конфликтную (так он сам называет Светлану) сотрудницу не намерен. А премии ее лишают по объективной причине:
 
- Она не выполняет обязанности, которые на нее возложены: не выставляет ценники, не следит за товаром, цены неправильно пишет.
 
Говоря про отлучки с рабочего места, директор поддерживает заведующую магазином, с которой у Светланы случился конфликт:
 
- Есть график обедов, пятиминуток... Так на всех предприятиях работают. Если стоит очередь, как она может пойти под предлогом посещения туалета - закрыть кассу и куда-то пойти? - говорит директор.
 
По его словам, остальные сотрудники недовольства графиком не высказывают, а если у Светланы "со здоровьем не в порядке, ей надо каждые 5 минут ходить в туалет", то ей следовало уволиться по соглашению сторон.
 
- Я считаю, она должна была уйти. Если не складывается работа с руководством, с заведующей магазином, надо искать другую работу. Продавцы востребованы везде. А ей нравится всем здесь травить душу.
 
В Бобруйской межрайонной инспекции труда, куда обратился FINANCE.TUT.BY, привели выдержки из статей Трудового кодекса и добавили, что "Департамент (Департамент государственной инспекции труда. – FINANCE.TUT.BY) не вправе участвовать в урегулировании морально-психологического климата в трудовых коллективах, в том числе межличностных отношений, складывающихся между руководством и работником".
 
Имеет ли конфликт между Светланой Бушинской и руководством сети "Ноев Ковчег" реальные основания, определит суд. Кассир уже подала исковое заявление. Ранее наниматель не удовлетворил ее требование расторгнуть контракт по статье 41 ТК (в связи с нарушением законодательства о труде). Теперь она намерена через суд добиваться расторжения контракта и компенсации.
 
FINANCE.TUT.BY попросил прокомментировать ситуацию юриста Вадима Пашкевича (юридическая компания Raidla Lejins & Norcous). Говоря про отлучки с рабочего места, из-за которых и возник конфликт, он пояснил, что наниматель самостоятельно устанавливает перерыв для отдыха и питания. Он должен длиться не менее 20 и не более 2 часов в течение рабочего дня, при этом время для отдыха наниматель распределяет по своему усмотрению. Кроме длительного (например, обеденного) перерыва целесообразно предусмотреть так называемые пятиминутки, но наниматель не обязан их устанавливать, если это не регламентировано законодательством (например, санитарными нормами и правилами).
 
Касательно премии, которую Светлана не получает третий месяц, Вадим Пашкевич пояснил, что порядок премирования устанавливается, как правило, в локальных актах нанимателя или в трудовом договоре. Там описаны конкретные критерии и размеры премирования и депремирования. Если такие локальные акты отсутствуют, наниматель начисляет и "срезает" премию по своему усмотрению.
 
- В этом случае он должен объективно подходить к вопросам депремирования с учетом всех обстоятельств совершения проступка, объяснений работника, обязанностей работника, отношения к труду, тяжести проступка и последствий, - добавил Вадим Пашкевич. - Если за один и тот же проступок при прочих равных обстоятельствах наниматель принимает разные решения в отношении работников, есть основания говорить о признаках дискриминации и неправомерности такого решения. Также может быть признано неправомерным депремирование работника при наличии объективных уважительных причин совершения проступка. 
Нужные услуги в нужный момент
-30%
-10%
-22%
-20%
-35%
-20%
-10%
-10%
-11%
-20%