Личный счет


/

Май будет для белорусского лидера непростым месяцем. С одной стороны, на нашей улице праздник - чемпионат мира по хоккею. Но с другой - непреклонный Путин, который не сразу пошел на уступки Беларуси по - вопросу жизни и смерти для нашей экономики.

Этой теме посвящена очередная программа Сергея Чалого "Экономика на пальцах". Также в программе рассмотрели ситуацию в России, на экономике которой начинают сказываться экономические санкции Запада. В завершение сделали обзор экономического положения Украины, которой недавно для оплаты задолженностей за российский газ.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (346.03 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (53.90 МБ)

Не позднее 2025 года должны появиться единые рынки Евразийского экономического союза. Их планировали создать еще к 2010 году, а теперь выясняется, что требуются длительные переходные процессы. Только в 2016 году президенты утвердят концепцию по формированию рынков нефти, нефтепродуктов и газа. В 2018 году они утвердят программу по формированию этих рынков. Какая концепция, когда эти рынки должны функционировать точно так же, как уже функционирующие товарные рынки в условиях ТС и ЕЭП? За Евразийским экономическим союзом не осталось никаких новых этапов. Дальше только политическая интеграция, о чем речи нет. 2025 год с учетом состояния российской и белорусской экономики, возраста российского президента означает практически никогда. Ни один экономический план не имеет смысла в нынешних экономических условиях, когда не понятны краткосрочные риски.

Имея все козыри на руках, логичную позицию, шлейф невыполненных обещаний России, почему-то не удалось убедить Россию. Проще предположить, что Россия просто сказала нет. Но почему тогда и наш президент не ответил так же? В начале интеграционных процессов с нашей стороны не было никаких инструментов давления. Если партнер заинтересован в интеграции, есть правила, нарушения которых выходят боком. Только потом эту аргументацию взяли на вооружение. У нас не было единого рынка газа до осени 2012 года. Тогда входящая цена на российский газ стала привязанной к цене газодобывающего региона.

Отставание Могилевской области и состояние цементных заводов


Цементные заводы не выполнили установленных планов по выпуску продукции и понесли значительные убытки. Безобразно составленный бизнес-план привел к тому, что мы не знаем, куда девать цемент. Глава государства предложил бетонировать, а не асфальтировать дороги.

Министр экономики Николай Снопков предложил создать вторую линию транспортного коридора Гродно - Минск - Могилев с выходом через Кричев на Россию и Западный Казахстан. Предлагается задействовать мощности цементных заводов для создания бетонных покрытий.

Президент рассказал о новом декрете: "В тиски всех будем зажимать на всю катушку. Конечно, руководителям права будут предоставлены драконовские. Пришел на работу – отработай как положено, выполни как положено, не делал – будешь платить за это. Хватит уже дурочку качать эту с рыночными отношениями. Вот оно, посмотри, где демократия и рынок, что происходит". В последнее время прослеживалось движение наших экономических властей в направлении развития рынков. Но очевидно, что это наталкивается на внутреннее ценностное сопротивление президента.

После краха ускорения модернизации логично было бы дождаться мер, которые хоть как-то напоминали бы перестройку. Одним из таких ростков были предложения рабочей группы. Две подобные группы были созданы в сфере ЖКХ и строительства. Третье направление – сельское хозяйство. 6 мая были подведены итоги. Содержание этих мер даже не было упомянуто на камеру. "Президент попросил докладчиков не углубляться в нюансы и детали". Итоги рабочей группы не было смысла обсуждать, потому что эксперты "должны не только объяснить причины неэффективного функционирования и предложить шаги, которые могут давать результат в долгосрочной перспективе, но и показать какие-то результаты прямо сейчас". Не связано ли нежелание обсуждать меры, предложенные рабочей группой, с внутренним непринятием самой рыночной идеологии предлагаемых мер? Это достаточно тревожные вещи.

После этого состоялось совещание рабочей группы по вопросам аграрно-промышленного комплекса. С 12 по 17 мая документы обсудят с руководителями хозяйств и регионов. Понятно, что за это время ничего нового не придумаешь.

Несмотря на много правильных слов рыночной тематики, принимаемые меры основаны не на экономической логике, а на идеологической основе.

Решение макроэкономических проблем


Те, кто вынужден вырабатывать планы по макроэкономике, оказались в ограниченных условиях. Задача макроэкономической балансировки не решается в условиях, когда открыто запрещают путь внешней девальвации. Путь внутренней девальвации несет в себе неподъемные социальные издержки, которые невозможны в предвыборный период. Когда ты перестаешь быть ученым и становишься чиновником, тебе сверху спускают экономически невозможные планы. Ты предлагаешь механизмы, которые не приводят к цели, но дают некачественную информацию для принятия будущих стратегических решений. Сложно представить, что вдруг эти специалисты переступят барьер того, что политически нельзя, и даже будут противостоять неправильному решению.

Импортозамещение


Очень много принципиально правильных вещей, а предпринимаемые шаги получаются забавными. Один из трех наших приоритетов – развитие внутреннего рынка. И он понимался как импортозамещение. Были опасения, что закон о государственном регулировании торговли и общественном питании Республики Беларусь может быть использован как механизм административного импортозамещения. В соответствии с этим документом Минторг разработал проект постановления о правилах продажи отдельных видов товаров. Готовится проект постановления об ассортиментных перечнях товаров. Несложно догадаться, что речь идет о магазинах, павильонах, киосках и других торговых объектах. Они должны будут расширить ассортимент отечественных товаров. Из этого перечня исключены субъекты хозяйствования, работающие на торговых местах на рынках, – фактически ИП.

Министерством торговли разослано письмо о том, что меняется процедура получения контрольных знаков. Ранее ИП согласовывал их получение только с Министерством по налогам и сборам. Сейчас ему нужно будет идти в управление торговли местных органов власти и только потом – в налоговую. Единственное логичное объяснение – получение контрольных знаков будет увязываться с квотами на ввоз импортного товара, чтобы и белорусские товары были представлены у ипэшников, торгующих импортом. Больше белорусских товаров будет представлено на витринах. Но заставить потребителя покупать белорусские товары можно, если запретить реализацию импорта.

Что будет со страной после ЧМ по хоккею?


Сейчас это удобный способ отойти от объявленного движения в пользу гибкого обменного курса. В обращении президента к народу и парламенту было сказано, что пределы девальвации до конца года такие же, как на первый квартал. "Ради сохранения стабильности на валютном рынке мы готовы пойти на экстраординарные меры". Эти три недели - как срыв человека, который всем объявил, что садится на диету. Все меры противоречат заявленным ранее. Если выяснится, что в течение этого периода ничего страшного не произошло и люди себя и так хорошо чувствуют, все довольны, может возникнуть соблазн отказаться от прежних методов. Внешнее финансирование – единственный способ сохранить в неприкосновенности валютный курс без введения административных ограничений.

Украинская экономика


Кредит, который выделяется Украине, исключителен по статусу правительства. МВФ обычно избегает иметь дело с переходным правительством. Двухлетняя кредитная линия открывается с общим лимитом в 800% - в 8 раз больше, чем квота страны в валютном фонде. Критики говорят, что правительство не увидит этих денег, но это не так. Из 17 млрд долларов 3,2 млрд выделяются сразу и 2 млрд предоставляются правительству. Остальные средства будут зачисляться в резервы Нацбанка Украины. Затем будет ежеквартальный мониторинг для разблокирования следующих траншей.

Несмотря на традиционную риторику о некой экономической катастрофе, в действительности у них три основные проблемы. Первая – это дисбалансы внешнего сектора, большой дефицит текущего счета платежного баланса. С разницей между экспортом и импортом предлагается бороться механизмом девальвации гривны. По первой модели гривна уже даже оказалась немного переоцененной. По второму параметру она перелетела на 3%, в то время как в ноябре она была переоценена на 16%. Это и есть практически 20%-ная девальвация. По комплексной модели производительности труда перелет девальвации еще больше.

Структурно проблемы экономики Украины не столь велики. Проблемы во внешнем секторе связаны с уровнем конкурентоспособности отечественной промышленности. С апреля гривна укрепляется.



По графику видно примерно горизонтальное движение между 11 и 12 гривнами за доллар. По различным моделям 11 гривен за доллар – уже равновесный курс.

Мы находимся едва ли не в аналогичных условиях. Специфические для Украины вызовы – это проблемы "Нафтогаза" и цены на газ. По мнению экономистов Академии наук, девальвация вредна для Беларуси. Но у нас под боком пример: большая величина примерно похожих дисбалансов и уже произошедшая девальвация гривны рыночным способом. По данным двух месяцев после революции, правительству удалось остановить быстрое ухудшение внешнего экономического баланса. Удалось остановить чистую утечку частного капитала, которая наблюдалась с ноября. В сочетании с отрицательным сальдо текущих операций утечка частного капитала означала быструю потерю резервов, даже несмотря на кредит 3 млрд долларов.

В первые три месяца девальвация национальной валюты практически сбалансировала текущий счет в экономике. Дефицит в марте 0,2 млрд долларов (год назад было 1,5 млрд). При этом экспорт товаров в марте оказался практически равен уровню прошлого года. Внерыночное падение экспорта было скомпенсировано рыночными методами. Импорт снизился на 23% в годовом измерении. Энергетически – за счет снижения физических объемов, неэнергетически – за счет снижения внутреннего спроса, причем как потребительского, так и инвестиционного.
Если все сложить вместе, в первый месяц деятельности нового правительства резервы уменьшились на 400 млн долларов. Это с учетом погашения кредитов. В два предыдущих месяца резервы уменьшались по 2,5 млрд. Решение проблемы дефицита текущего счета платежного баланса и оттока капитала решается рыночным способом. Не нужно трогать руками курс, он сам находит равновесие.

Ясно, что ничего еще не завершилось. Основная проблема – квазибюджетная, а именно: долги "Нафтогаза Украины" перед "Газпромом".

График погашения внешних долгов равномерен в 2014 году. Это значит, что ситуация с внешней задолженностью не представляет особых проблем. Совместная программа МВФ и правительства подразумевает решение неплатежей за газ. Деньги, которые уже выделяются правительству, могут быть использованы для решения долговых проблем "Нафтогаза".

Цены на газ для Украины


Политическая скидка, которая была предоставлена Россией, фактически отнята. Россия хочет 465 долларов за 1 тыс. м3, что существенно выше среднеевропейской стоимости. Правительство прямо сейчас готово платить 265 долларов, эта же цена была у правительства Януковича. Скорее всего, в итоге получится средняя цена этих двух пределов. Украинская сторона планирует обратиться в Стокгольмский арбитраж. "Газпром" регулярно проигрывал там аналогичные обращения, и практически все европейские страны получили изменение формулы цены на газ. Цена для центральной Европы на 100 долларов ниже того, что хочет "Газпром", поэтому позиции Украины достаточно сильны.

Есть две экспертные оценки того, сколько Украина будет платить за газ в ближайшее время. Специалисты МВФ называют цену примерно 380 долларов 1 тыс. м3. Цифры Министерства экономики РФ близки к этому: в 2014 году цены еще достаточно высоки, а в 2015-2017 годах – практически такие, как и за поставки газа в дальнее зарубежье (350, 330 и 318 долларов за 1 тыс. м3). Официально Минэкономики России связывают такие низкие цены со снижением цены на нефть. Но если бы эти пессимистичные оценки цены на нефть были, мы бы уже о них знали через механизмы формирования бюджета.

Выводы


Отсюда два главных вывода. Программа помощи Украине очень короткая, беспрецедентная и выделяется правительству, которое будет заменено. Более того, деньги выделяются стране, которая в предыдущие разы ни разу не исполнила эту программу. Основные ее элементы – решение вопроса с "Нафтогазом", борьба с внутренними субсидиями и компенсация ухудшения положения домохозяйств через создание адресной системы социальной поддержки. Оценки оптимистичные: через два года планируется достичь стабилизации экономики Украины. Крах, связанный с дисбалансами во внешнем секторе, уже предотвращен. Основные проблемы – текущая ликвидность по платежам, связанным с евробондом, выпущенным в пользу России. Он может рассматриваться как одиозный долг.

Режим затягивания поясов очень щадящий. В относительном выражении дефицит бюджета увеличится даже с учетом того, что экономика в этом году покажет спад около 5%. Главный вывод: я не вижу экономического краха Украины, связанного с объективными причинами. Основные ее проблемы лежат в области переговоров с Россией, где у нее есть хорошие шансы отстоять свою позицию. У Украины более рыночная экономика, чем у нас. Для нас это будет пример, который нельзя будет игнорировать.
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-20%
-30%
-40%
-20%
-15%
-30%
-20%