Эксклюзив


/ Фото: Александр Васюкович,

Торговлю на селе в Беларуси в основном представляет отечественная потребкооперация. Ее не раз критиковали на самом высоком уровне. Но даже за раскритикованный донельзя сельский магазин местные жители порой готовы побороться. Как сокращается количество магазинов на селе и сможет ли частник заменить там государство?

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
 

Более 1500 убыточных сельских магазинов не закрывают, потому что жалко людей

В деревне Большие Селютичи Петриковского района Гомельской области есть фельдшерско-акушерский пункт, клуб, отделение почты и магазин. Сегодня местные жители обеспокоены возможным закрытием почты: оператор почтовой связи Анна Какора говорит, что контракт продлили только до сентября. Магазин здесь пока закрывать не собираются. Но если вдруг решат, местные жители обещают написать письмо президенту. "Всю жызнь прарабілі у калхозе, а яны нам магазін закрываюць? Лукашэнку напішам!" - выразила настроение масс 74-летняя жительница деревни Мария Лукашевич.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

В конце мая местная газета "Петрыкаўскія навіны" сообщила, что в ближайшие два года на территории района могут закрыть 20 торговых объектов потребкооперации. В первую очередь это коснется малонаселенных пунктов: 35 магазинов работают в деревнях, где живут до 300 человек, 20 магазинов там, где до 100 человек. Произойдет ли закрытие в принципе, в Петриковской потребкооперации пока не знают. В любом случае деревню Большие Селютичи, где живет более 160 человек, это мероприятие должно обойти стороной.

Жизни же без магазина местные жители в деревне не представляют. Нина Ледней, фельдшер и староста деревни, говорит, что у магазина больше преимуществ по сравнению с автолавкой, которая приезжает три раза в неделю в соседнюю деревню Малые Селютичи:

- Человек может не все сразу купить в магазине, вдруг что-то понадобится? До Петрикова 30 километров – не съездишь.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Частный автомагазин, который периодически привозит в деревню хлеб, колбасы и комбикорм, она критикует за отсутствие холодильника:

- Привозят и колбасу, фарш, окорочка, но там без холодильника… Можно отравиться, и неизвестно откуда возят.

На селе у потребкооперации 6400 магазинов - 69% торговой сети. Как пояснила TUT.BY Лариса Козлова, начальник управления торговли Белкоопсоюза, по соцстандарту потребкооперация имеет право закрыть магазины во всех деревнях, где проживает до 200 человек. Но на деле этого не происходит, так как союз выполняет социальную миссию. Например, в населенных пунктах с численностью жителей менее 200 человек у потребкооперации 2 900 магазинов. В том числе 1 500 магазинов в населенных пунктах, где проживает меньше 100 человек. Специалист говорит, что общей статистики о том, какие магазины на селе прибыльные, а какие убыточные, у них нет. Ею занимаются на местах. Но все магазины в деревнях до 100 жителей можно смело отнести к убыточным. Там, где до 200 жителей, магазин может месяц работать "по нулям", другой – с прибылью.

Решение о закрытии магазина принимает потребкооперация района по согласованию с райисполкомом, облпотребсоюзом и главным офисом Белкоопсоюза. В прошлом году на селе закрыли 340 магазинов потребкооперации. Взамен пустили автолавки, а в районах и крупных сельских пунктах открыли 18 крупных магазинов и 90 "шаговых". При этом несмотря на закрытие части магазинов, торговые площади у сети не сократились.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Представитель Белкоопсоюза отмечает, что магазины на селе закрывают только в экстренном случае, потому что жалко людей. Сначала проводят опрос жителей. "Там, где народ не высказывается категорично, закрываем", - говорит специалист. В пример того, где народ все-таки категорично высказывается, приводит убыточный магазин в одной из деревень Минской области, где живут 47 человек:

- Вроде бы уже все, невозможно дальше эти убытки терпеть по магазину, но народ против. Мы не закрываем. Терпим дальше убытки.

Когда решение принято, но магазин еще не закрыт, в деревню экспериментально пускают автолавку.

  

В сельских магазинах ждут ремонта и повышения зарплат

В деревне Бринев Петриковского района Гомельской области по соседству работают три магазина – два потребкооперации, один частный.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

В одном из магазинов потребкооперации просят не фотографировать их "черноту" и счеты. А первым вопросом, который следовало бы решить, называют ремонт. Для сравнения рассказывают про современный магазин в агрогородке Лясковичи, где находится одна из резиденций президента.

- Сравните нашу черноту с тем, как там. Там все беленькое. Чистенькое. Нам стыдно, - говорит заведующая магазина Татьяна Полторан.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Себя она то ли в шутку, то ли серьезно называет "несчастной". Видимо, от зарплаты до 2 млн рублей счастья не прибавляется. По словам заведующей, зарплата зависит от выполнения плана. План у магазина почти 200 млн в месяц, наторговать получается на 120 млн - 150 млн рублей.

Лариса Козлова не скрывает, что в маленькой деревне, где невысокий товарооборот, зарплаты у сотрудников низкие. Кое-где даже приходится доплачивать до уровня минимальной зарплаты (минимальная зарплата в Беларуси 1,747 млн рублей. - TUT.BY).

- Но у нас же есть магазины, где выполняют все нагрузки и шесть миллионов получают, - приводит она пример магазина в "немаленькой деревне".

По поводу ремонта в магазинах, специалист отмечает, что постепенно такую работу проводят, также переводят объекты на самообслуживание и даже в сельской местности после ребрендинга открывают магазины сети "Родны кут".

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

За покупками пришла местная жительница Валентина Станчиц. Ассортиментом магазина она довольна. И говорит, что выбор молочных продуктов здесь шире, чем в частном магазине.


На первый взгляд, частный магазин в плане молока уступает государственному. Но с другой стороны, здесь шире выбор кондитерских изделий. Еще одно существенное отличие частного магазина от государственного - возможность купить товар в долг. То есть взять сейчас, а заплатить позже. Нина Азёма, директор магазина, рассказывает, что из-за этого они крутятся от зарплаты до зарплаты (завозить и рассчитываться с поставщиками все равно нужно), но при этом свой магазин считает прибыльным.

Открыла собеседница магазин в деревне Бринев в начале двухтысячных:

- Сначала по деревням ездили и торговали в палатке. Я сама родом из Бринева. В этом здании (где сейчас магазин. – TUT.BY) была школа, потом КБО (комбинат бытового обслуживания. – TUT.BY), затем его забросили. В сельском совете были не против нам его продать.

Вопросами конкуренции с магазином потребкооперации директор частного магазина не задается:

- Работаю, как работается. Стараюсь, чтобы у меня было хорошо.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
 

Частник готов пойти в село, потребкооперация не против

Несмотря на то, что сегодня Белкоопсоюз фактически является синонимом торговли на селе, "Евроторг" неоднократно заявлял, что готов пойти в деревню. И если ранее "Евроторг" обещал построить магазины в каждой деревне, где больше 500 человек, а в остальные запустить автолавки, сегодня ситуация изменилась. Генеральный директор сети магазинов "Евроопт" Андрей Зубков рассказал, что сейчас они готовы в деревню, где живет до 200 человек, пустить автолавку, в населенном пункте, где проживает от 200 и более человек - открыть магазин. При этом обещают, что после выделения земельного участка небольшие магазины могут быть открыты в течение двух месяцев. 

В интервью TUT.BY в феврале этого года Зубков пояснил, как они видят организацию работы автолавок на селе. Даже там, где есть стационарный магазин, предлагают, чтобы в один день приезжал магазин "Евроопта", в другой - Белкоопсоюза, затем другой сети или предпринимателя. Такой расклад позволит посещать каждый сельский населенный пункт страны не реже одного-трех раз в неделю в зависимости от того, какой вариант согласует власть. 

- Мы на себя такую ответственность взять готовы. Это даст возможность сельчанам покупать каждый день свежие продукты, а не покупать впрок тот же хлеб, и еще у них появится выбор, что и у кого из поставщиков выгодно купить. Так что мы еще раз можем повторить – тысячу автолавок мы готовы организовать в течение уже этого 2014 года. Для этого необходимо лишь согласие местных органов власти. Есть аргумент, что с нашим активным выходом на этот рынок пострадает Белкоопсоюз. Но сегодня все 600 лавок потребкооперации обеспечивают оборот около 2% от объема этой сети. Ну, потеряют они 1%. Но сельчане-то выиграют? - не теряет надежду Зубков и отмечает, что они даже готовы сработать в ноль или минус, лишь бы быть полезными.

Если раньше сеть не видела особого энтузиазма у местных чиновников к их инициативе, то сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону. Например, сейчас у сети более 20 маршрутов автомагазинов (зимой их было только 13. – TUT.BY), а также идут переговоры с Минским, Могилевским и Гродненским облисполкомами о выделении частей районов для торговли "Евроторгу".

- Облисполкомы хотят попробовать, но осторожно, - резюмирует Зубков.

Со своей стороны Белкоопсоюз прихода частника не боится.

- Мы неоднократно об этом говорили. В любой ситуации можно конкурировать. Мы никому не запрещаем. Идите, пожалуйста, - говорит Лариса Козлова, но сомневается, что частник, как они, будет содержать убыточный магазин с обязательным ассортиментом.

Татьяна Солтанович, пресс-секретарь Белкоопсоюза, вспоминает, как когда-то частник возил по деревням горячий хлеб.

- Тогда эта инициатива вызывала удивление, беспокойство что ли. Но через какое-то время она иссякла, при этом с частником никто не боролся, не притеснял. Наверное, предприниматели сами решили, что в этом случае не стоят усилия результата.

Фото предоставлено Белкоопсоюзом
Фото предоставлено Белкоопсоюзом

Вспоминает она еще один случай, когда в прошлом году во время паводка Петриковский район Гомельской области затопило:

- Потребительская кооперация села на лодки и повезла
(продукты. – TUT.BY). Где частник был? Казалось бы, люди там без самого необходимого – поезжай – заработай! Так ведь нет…

Однако в "Евроопте" говорят, что готовы работать в самых экстремальных условиях: и в паводки, и в метель.
Нужные услуги в нужный момент
-10%
-30%
-20%
-20%
-45%
-30%
-35%
-20%
-20%